НКО не могут существовать вне общества и, естественно, подчиняются и действуют согласно законодательству РФ.
Естественно, что деятельность некоммерческих организаций наравне со всеми подлежит контролю со стороны государства.
Статья 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» говорит об этом следующее: Статья 32. Контроль за деятельностью некоммерческой организации 1. Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации. 2. Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны. |
Как мы отмечали ранее, общественные объединения имеют отличительные особенности, в том числе, и в области их обязательств, предусмотренных законодательством.
Общественное объединение обязано:
· соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
· ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
|
· ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
· представлять по запросу органа, регистрирующего общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
· допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;
· оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.
Необходимо отметить, что непредставление обновленных сведений для внесения в единый государственный реестр юридических лиц в течение трех лет влечет за собой обращение органа, зарегистрировавшего общественное объединение, в суд с иском о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Возьмите за правило в конце года представлять отчет в регистрирующий орган, тем более, что сделать это не сложно.
|
Ликвидация НКО
Знания о деятельности организации будут не полны, если не упомянуть о порядке ликвидации НКО. Некоммерческая организация может быть ликвидирована в добровольном порядке либо принудительно.
Для добровольной ликвидации могут быть различные основания, так как исчерпывающего перечня нет.
Как правило, за исключением фонда (об этом упоминалось выше) ликвидация в добровольном порядке может производится:
· по решению учредителей организации или
· по решению ее органа, уполномоченного принимать такое решение.
При ликвидации некоммерческой организации следует руководствоваться общими правилами ликвидации юридического лица, предусмотренными статьями 61-65 Гражданского Кодекса РФ и пунктом 2 статьи 119 ГК РФ в случае ликвидации фонда.
Законом «Об общественных объединениях» определено, на основании чего может быть ликвидировано общественное объединение, в случае:
· нарушения виновным статьи 16 указанного закона, то есть, если общественные объединения действуют с целями насильственного изменения основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыва безопасности государства, создания вооруженных формирований, разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
· нарушении виновным своими действиями прав и свобод граждан;
· неоднократных или грубых нарушений законов или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащим его уставным целям.
Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ее ликвидации, назначают, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с законодательством порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
|
Все полномочия по управлению делами некоммерческой организации с момента назначения ликвидационной комиссии переходят к ней. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.
После назначения ликвидационной комиссии она помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. При этом законодательством установлен минимальный срок заявления требований кредиторами — два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.
Основной задачей ликвидационной комиссии является выявление кредиторов и получение дебиторской задолженности. Ликвидационная комиссия уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, утвержденный учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Если денежных средств у организации недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
При недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.
Выплаты производятся в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.
При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами некоммерческого партнерства.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами учреждения. Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация — прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Фандрайзинг
Фандрайзинг – одно из важнейших направлений деятельности организации. Целые организации (например, Лига фандрайзеров) занимаются вопросами привлечения средств.
Фандрайзинг – деятельность организации, использующая более эффективные и более продуктивные, чем у других организаций, методы и способы, и направлений на получение организацией ресурсов, необходимых для реализации ее программ и достижения стоящей перед ней целей, на обеспечение желаемой удовлетворенности источнику ресурсов и укреплению благополучия общества в целом. |
Основные постулаты фандрайзинга:
Фандрайзинг – не деньги, а ваша работа, для выполнения которой нужны деньги!
Фандрайзинг – долгосрочные отношения между людьми!!!
Фандрайзинг – нужный человек в нужном месте и в нужное время!
Просите!!! Вы никогда не получите того, о чем не просите!
Фандрайзинг – радость, воодушевление, которое нужно передать и дарителю.
Для того чтобы найти деньги, организации нужно знать ответы на 2 вопроса:
1. Какая существует потребность, (какая проблема является жизненно важной)
2. Для чего они нужны (что нужно сделать, чтобы ее решить, кому помочь и как)
Независимо от того, из какого источника организация привлекает средства, она должна уметь четко и ясно, простым понятным всем языком рассказать/написать, для решения какой проблемы/помощи каким людям нужны эти деньги/средства, и убедить донора, что именно она поможет решить проблему.
Важно:
§ не преувеличивать свои возможности, не давать обещаний, которые трудно/невозможно выполнить
§ помнить о том, что, принимая пожертвования от донора, организация одновременно берет на себя серьезные обязательства перед этим донором эффективно израсходовать эти средства и отчитаться за каждую потраченную копейку.
Это означает, что организация должна постоянно поддерживать связь и регулярно отчитываться перед ним о том, каким образом расходуются средства и какие достигнуты результаты. Важно не только рассказывать о достижениях и успехах, но и неудачах, проблемах. Люди понимают, как сложно произвести серьезные изменения в жизни людей, поэтому не следует пытаться представить только розовую картинку. Серьезные изменения требуют серьезной кропотливой длительной работы. Донора нужно мотивировать, вовлекать в деятельность организации, убеждать. Для этого нужно хорошо владеть навыками коммуникации. А чтобы эффективно расходовать привлеченные средства – навыками хорошего администратора.
Мир фандрайзинга – мир жестокой конкуренции. Большое количество самых разнообразных существующих и армия вновь созданных организаций занимаются поисками средств, и их усилия направлены на одни и те же фонды, структуры бизнеса, население. Каждая организация пытается доказать, что она лучше других решит проблему. Поэтому в этой конкурентной борьбе важно уметь показать достоинства организации и победит в ней тот, кто с минимальными затратами достигнет максимального эффекта.