Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица (п. 9 ст. 2 ФЗ от 12.06.02 г. № 67-ФЗ[1]).
Согласно Конституции РФ выборы это:
1) свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа наряду с референдумом (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ). В этом же контексте выборы являются формой осуществления местного самоуправления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ).
2) выборы являются формой реализации конституционного права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ).
3) выборы являются способом формирования отдельных органов государственной власти и местного самоуправления (ч. 2 ст. 32, ч. 1 ст. 81, ч. 1 ст. 96, ч. 2 ст. 130 Конституции РФ).
Также выборы могут пониматься как:
1) день голосования по избранию органа или должностного лица.
2) совокупность организационно-правовых мероприятий по избранию депутатов и выборных должностных лиц[2]. В этом значении выборы отождествляются с избирательным процессом, выборной кампанией.
Избирательное право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по реализации конституционного права граждан РФ избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
Существует и иной подход к определению понятия избирательного права. Он заключается в том, что объектом регулирования выступают не конституционные избирательные права граждан, а порядок формирования выборных органов[3], или общественные отношения в процессе назначения, подготовки, проведения выборов[4]. Существа понятия избирательного права такой подход не меняет, однако он переносит акцент с предназначения выборов как формы непосредственного выражения власти народом на конечную цель выборов – формирование органов власти и избрание должностных лиц.
|
Изложенное понятие избирательного права нельзя отождествлять с конкретными правами граждан избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право). Здесь избирательное право предстает перед нами как целостный элемент системы конституционного права, внутренняя структура которого может быть представлена следующим образом.
І) Общая часть
1) Предмет избирательного права (понятие выборов, избирательного права, его структура);
2) Источники избирательного права;
3) Принципы избирательного права
4) Избирательные комиссии;
5) Избирательный процесс:
а) назначение выборов,
б) образование избирательных округов и участков,
в) регистрация и составление списков избирателей,
г) формирование избирательных комиссий,
д) выдвижение кандидатов,
е) агитация,
ж) голосование,
з) подведение итогов выборов.
ІІ) Особенная часть
1) Федеральные выборы:
а) выборы Президента РФ,
б) выборы депутатов Государственной Думы ФС РФ;
2) Выборы в субъектах РФ:
а) выборы депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ,
б) выборы мировых судей[5];
3) Муниципальные (местные) выборы:
|
а) выборы выборных должностных лиц муниципального образования,
б) выборы членов выборных органов муниципального образования.
Существует и иной взгляд относительно компонентов входящих в «структуру современных выборов»: а) выборная система, б) выборное право, в) выборный процесс, г) выборная инфраструктура, д) выборная этика, е) выборная практика[6].
Используемые в литературе термины «избирательное право» и «выборное право» понимается нами как тождественные, поскольку отражают одно и тоже правовое явление – процесс реализации конституционного права избирать и быть избранным и тесно связанные с этим процессом правовые отношения. Большее распространение получил термин «избирательное право», его же использует и федеральный законодатель (в преамбуле ФЗ от 12.06.02 г. № 67-ФЗ говорится о том, что государство гарантирует нормы избирательного права).
В свете рассмотрения структуры избирательного права интересен взгляд А. Н. Кокотова на группировку избирательных институтов. Он выделяет этапные институты, которые отвечают за процедуру выборного процесса, и статутные институты, которые отвечают за определение правосубъектности участников выборного процесса.
[1] Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.02.02 г. № 67-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
[2] Кокотов А. Н. Выборы, избирательное право и избирательная система // Выборы в механизме народовластия в Российской Федерации. Екатеринбург, 2000. С. 18.
[3] Выдрин И. В. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации // Конституционное право России: Учеб / Отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. – М.: Юристъ, 2003. С. 456.
[4] Кокотов А. Н. Выборы, избирательное право и избирательная система // Выборы в механизме народовластия в Российской Федерации. Екатеринбург, 2000. С. 18.
[5] Ст. 6 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.98 г. № 188-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.
[6] Перевалов В. Д., Югов А. А. Выборы и выборное право Российской Федерации // Рос. юрид. журн.. 2003. № 1. С. 9.