Общее правило – в выборах граждане РФ участвуют на равных основаниях.
1) Каждый избиратель обладает одним голосом. При создании многомандатных округов количество голосов каждого избирателя равно между собой и соответствует числу мандатов замещаемых в многомандатном округе.
2) Граждане РФ обладают не только равным правом избирать и быть избранным, но и всеми иными равными, так называемыми производными избирательными правами: а) право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, б) право участвовать в предвыборной агитации, в) право участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, г) право участвовать в других избирательных действиях.
3) Кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Данное правило не применяется при регистрации кандидата, выдвинутого одним и тем же избирательным объединением на одних и тех же выборах одновременно в одномандатном (или многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов (п. 19 ст. 38 ФЗ от 12.06.02 г. № 67-ФЗ).
«Нарушение принципа равенства избирательных прав при формировании законодательного органа является отступлением от общих принципов организации представительных органов власти субъектов РФ (статья 77, часть 1, Конституции РФ) и, следовательно, может поставить под сомнение легитимность принимаемых ими решений ».
п. 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.95 г. № 9-П.
Ограничения:
1) Соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов.
|
2) При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях – 15 процентов от средней нормы представительства избирателей.
3) При образовании избирательных округов на определенных законом субъекта РФ территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта РФ может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов.
4) Указанные выше требования могут не соблюдаться при выборах в федеральные органы государственной власти, если федеральным законом устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта РФ (выборы депутатов Государственной Думы).
«В Постановлении от 10 июня 1998 года Конституционный Суд РФ подтвердил право субъектов Российской Федерации создавать палату парламента, состоящую из представителей административно-территориальных единиц или (и) муниципальных образований. При этом в абзаце третьем пункта 5 мотивировочной части данного Постановления прямо и недвусмысленно указывается, что при формировании такой палаты допускается возможность отступления от принципа равного представительства, и уточняется, что в этом случае полномочия палат должны быть сбалансированы, с тем чтобы решения палаты, депутаты которой избираются по избирательным округам с примерно равным числом избирателей и представляют непосредственно население, не блокировались палатой, формируемой без обеспечения равного представительства».
|
п. 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 14.02.02 г. № 14-О.
Гарантии равного избирательного права:
1) Получение избирателем только одного избирательного бюллетеня по одним выборам. Возможность получения другого бюллетеня взамен испорченного.
2) Погашение испорченных и неиспользованных бюллетеней с составлением акта об этом.
3) Возможность наблюдения за ходом избирательных действий, направления наблюдателей, участие в формировании избирательных комиссий.
4) Гражданин РФ включается в список избирателей только на одном избирательном участке, участке референдума.
5) Запрет на злоупотребление служебным положением (ст. 40 ФЗ от 12.06.02 г. № 67-ФЗ):
а) кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения;
|
б) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей. Законом субъекта РФ может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.
в) лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные или выборные муниципальные должности, либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, за исключением политических партий, в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения кандидата, списка кандидатов и (или) избрания кандидатов, выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос референдума.
6) Установление предельных размеров расходования средств избирательных фондов.
7) При проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке. При проведении голосования за списки кандидатов в бюллетене размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой.
8) Отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, при наличии следующих, установленные судом обстоятельств (ст. 77 ФЗ от 12.06.02 г. № 67-ФЗ):
а) перерасход средств собственного избирательного фонда или финансирование не из фонда средств в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда.
б) избранные осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
в) избранные злоупотребляли свободой средств массовой информации, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
г) избранные, руководитель избирательного объединения, выдвинувших список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.