Введение Президентом РФ особых мер или особого режима управления (некоторыми называется также «прямым президентским правлением»).




Возможность применения подобной меры ФВ обусловлена действиями Президента РФ по урегулированию неблагоприятной ситуации в Чеченской Республике. Конституционность данных действий Президента РФ была проверена Конституционным Судом РФ, который сформулировал правовую позицию, в принципе позволяющую главе государства применять подобные меры ФВ.

«…Президент обязан принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости, безопасности и целостности государства. Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации, в том числе в такой сфере ведения Федерации, как оборона и безопасность.

Конституция РФ определяет вместе с тем, что Президент РФ действует в установленном Конституцией порядке. Для случаев, когда этот порядок не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в статьях 83 - 89 Конституции РФ, их общие рамки определяются принципом разделения властей (статья 10 Конституции) и требованием статьи 90 (часть 3) Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации».

п. 4. мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 31.07.95 г. № 10-П.

Использование Судом понятия «общие рамки определяются принципом разделения властей», означает введение в правовую систему России института так называемых «скрытых полномочий» Президента РФ. Данный институт позволяет Президенту РФ как главе государства осуществлять полномочия не только прямо указанные в тексте Конституции РФ, но и те, что он сочтет нужным исходя из необходимости:

– охраны суверенитета РФ, ее независимости, безопасности и целостности государства,

– осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ,

– гарантирования прав и свобод человека и гражданина,

– гарантирования действия Конституции РФ,

– согласованного функционирования органов государственной власти РФ и ее субъектов.


[1] Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 г. №8-П // СЗ РФ. 2002. №15. Ст. 1497.

[2] СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

[3] Также возможно вынесение предупреждения без двух первых стадий, но в связи с уклонением высшего должностного лица субъекта РФ в течение 2 месяцев со дня издания указа Президента РФ о приостановлении действия нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта РФ либо нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта РФ от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену приостановленного нормативного правового акта, или от внесения в указанный акт изменений, если в течение этого срока высшее должностное лицо субъекта РФ не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора. Срок для вынесения Президентом РФ предупреждения не должен превышать 6 месяцев со дня официального опубликования указа о приостановлении.

[4] М. С. Саликов, рассматривая возможность воздействовать Президента РФ на органы государственной власти субъектов РФ без судебного решения отмечает, что такой подход отрицает федералистскую идею. См.: Саликов М. С. Проблемы правового регулирования федеративных отношений // Проблемы науки конституционного права. Екатеринбург, 1998. С. 209.

[5] Пункт 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.02 г. № 8-П // СЗ РФ. 2002. № 15. Ст. 1497.

[6] Пункт 9 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 07.06.00 г. № 10-П // СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728.

[7] Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ В. Г. Ярославцева по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // СПС Гарант.

[8] Барциц И. Н. Институт федерального вмешательства: потребность в разработке и система мер // Государство и право. 2001. № 5. С. 23.

[9] «Конституционное судопроизводство, обеспечивающее соответствие нормативных актов субъектов Российской Федерации Конституции РФ и федеральным законам… имеет своей целью защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации…, что согласуется с целями рассматриваемых мер федерального воздействия.» – п. 2.1. Постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 г. № 8-П // СЗРФ. 2002. № 15. Ст. 1497.

[10] Авакьян С. А., Арбузкин А. М., Аринин А. Н. Федеральное вмешательство: концепция и проект федерального закона // Вестн. Московского университета. Серия 11. Право. 2000. № 6. С. 34.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: