Избирательное право в субъективном смысле: понятие, принципы




Избирательное право в субъективном смысле – есть конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ).

Это конституционное право органично состоит из двух связанных между собой прав:

1) Активное избирательное право – право избирать в органы государственной власти и местного самоуправления (это право реализуют избиратели).

2) Пассивное избирательное право – право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (реализуя это право, лицо становится избираемым).

Принципы избирательного права – основные нормативные начала, служащие императивом для всех норм избирательного права и раскрывающие основное содержание конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

І. Всеобщность избирательного права (всеобщее избирательное право).

Общее правило – в выборах имеют право участвовать все граждане Российской Федерации.

Ограничения:

1) Ценз гражданства

В федеральных и региональных выборах имеют право участвовать только граждане Российской Федерации. На муниципальных выборах избирательными правами на основании международных договоров РФ и в порядке установленном законом обладают также постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане.

Не имеют права быть избранными граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства[1] (здесь речь идет о двойном или множественном гражданстве).

Возрастной ценз

а) для активного избирательного права необходимо достичь возраста 18 лет.

б) для пассивного избирательного права возраст должен быть не менее 18 лет, но для выборов:

Президента РФ – не моложе 35 лет (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ);

депутатов Государственной Думы – не моложе 21 года (ч. 1 ст. 97 Конституции РФ);

депутатов законодательных органов субъектов РФ – ценз может варьироваться законом субъекта от 18 до 21 года;

в органы местного самоуправления – ценз может варьироваться законом субъекта от 18 до 21 года.

Максимальный возраст для кандидата устанавливать в силу ФЗ от 12.06.02 г. (п. 8 ст. 4) не допустимо.

Ценз оседлости

а) активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Местом жительства является место, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает[2]. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. Так в выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ могут участвовать граждане РФ, проживающие или находящиеся в период подготовки и проведения выборов за пределами территории Российской Федерации.

б) ценз оседлости пассивного избирательного права (необходимость проживания на определенной территории, в том числе определенное время) устанавливается только Конституцией РФ (ч. 2 ст. 81) и только для выборов Президента РФ – кандидат должен постоянно проживать в Российской Федерации не менее 10 лет.

в) своеобразной разновидность ценза оседлости для пассивного избирательного права стало введенное в 2006 году федеральным законодателем правило, согласно которому «не имеют права быть избранными граждане РФ, имеющие вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства»[3].

Ценз судебного решения

Не имеют права избирать и быть избранными:

а) граждане, признанные судом недееспособными (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ);

б) граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ);

Другие, нижеприведенные, основания ограничения избирательного права предусмотрены не Конституцией РФ, а федеральным законом от 12.06.02 г. № 67-ФЗ.

в) не обладают пассивным избирательным правом граждане, в отношении которых есть вступившее в силу решение суда о лишении их права занимать государственные и/или муниципальные должности в течение срока, на который присуждено лишение права.

В 2006 году федеральный законодатель добавил к 3 указанным основаниям еще 4 основания для ограничения пассивного избирательного права:

г) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

д) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

е) подвергнутые административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

ж) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 ФЗ от 12.06.02 г. № 67-ФЗ (экстремистская, нацистская или дискриминационно-направленная агитация), либо совершения действий, предусмотренных подп. «ж» п. 7 и подп. «ж» п. 8 ст. 76 ФЗ от 12.06.02 г. № 67-ФЗ (призывы к совершению деяний, определяемых федеральным законом как экстремистская деятельность; обоснование или оправдывание экстремизма, либо совершение действий, направленных на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропаганда и публичная демонстрация нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения), если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

Как видно из приведенного перечня оснований ограничения избирательного права они довольно значительны. Между тем, Конституция РФ установила лишь два из них, а именно: ч. 3 ст. 32 «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

При анализе положений Конституции РФ и ФЗ от 12.06.02 г. № 67-ФЗ возникает два закономерных вопроса:

1) Какова цель перечисления в Конституции РФ оснований ограничения избирательного права?

2) Является ли перечень оснований ограничения избирательного права указанных в Конституции РФ исчерпывающим?

Если на второй вопрос мы отвечаем положительно, тогда ответ на первый вопрос будет вполне логичным – Конституция РФ устанавливает единственно допустимые ограничения избирательного права (право избирать и быть избранным). Конструкция ч. 3 ст. 32 Конституции сформулирована как императивно-закрытая. Ее невозможно толковать расширительным образом.

Если же на второй вопрос отвечать отрицательно, тогда ответить на первый вопрос практически невозможно. Основанием для допущения федеральным законодателем возможности введения в федеральном законодательстве дополнительных оснований ограничения избирательного права явилась ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в которой сформулировано правило, согласно которому «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». При таком подходе, избранном федеральным законодателем, ссылаясь на ч. 3 ст. 55 Конституции РФ федеральным законом можно, например, установить ограничение избирательного права и для «граждан, ограниченным в дееспособности, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда и иным основаниям». Руководство таким толкованием Конституции РФ приводит к профанации ч. 3 ст. 32, ее положение низводится по юридической силе к силе федерального закона и даже ниже, поскольку гарантия установленная в ней легко преодолевается федеральным законом, расширяющим ограничения избирательного права практически безгранично.

Представляется, что такой подход неконституционен. Конституция РФ установила, что выборы являются высшим выражением власти народа (ч. 3 ст. 3). Целью же ч. 3 ст. 32 Конституции РФ является установление именно и только нормами самой Конституции РФ возможных ограничений избирательного права. Иначе конституционный законодатель сформулировал данную норму в диспозитивной конструкции (например. «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также в иных случаях установленных федеральным законом»). В этой связи, необходимо также ответить на вопрос о допустимости применения к избирательному праву (праву избирать и быть избранным) положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Такое применение допустимо, поскольку избирательное право не отнесено ч. 3 ст. 56 Конституции РФ к числу абсолютных, не подлежащих ограничение ни при каких обстоятельствах. Но такое ограничение возможно не по основаниям аналогичным, что указаны в ч. 3 ст. 32 Конституции РФ, поскольку такое допущение было бы прямо предусмотрено. Такое ограничение возможно только в силу чрезвычайного положения (ч. 1 ст. 56 Конституции РФ), которое создает совершенно иную среду, где отсутствует усмотрение законодателя и ограничение избирательного права не только оправданно, но и объективно обусловлено. При этом, ограничение избирательного права при чрезвычайном положении не носит узконаправленный характер, в избирательном праве ограничивается абсолютно весь избирательный корпус на территории где объявлено чрезвычайное положение. При таком подходе отсутствует всякая конкуренция между ч. 3 ст. 32 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Что касается новых, не предусмотренных Конституцией РФ оснований ограничения избирательного права, они нуждаются в серьезной критике. Все они имеют своей основой судебное решение и, безусловно, связаны с защитой конституционных ценностей (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Но проблема заключается в том, что Конституция РФ определила, что ограничивать избирательное право возможно только за такое негативное (противоправное) поведение или болезненное состояние, за которое человека либо лишили дееспособности вообще, либо гражданин на основании приговора суда находится в местах лишения свободы. Любое иное негативное поведение граждан не заслуживает в силу ч. 3 ст. 32 Конституции РФ ограничение в праве избирать и быть избранным. Если федеральный законодатель считает, что определенные противоправные деяния настолько общественно опасны или вредны, что лица их совершившие не должны обладать избирательным правом, в таком случае федеральный законодатель может придать им характер уголовно-правовых деяний (преступлений) и предусмотреть в качестве санкций за такие деяния реальное лишение свободы.

Совершение же административных проступков вряд ли может быть соотнесено или поставлено в один ряд с деяниями, за которые граждане лишаются свободы по приговору суда и поэтому не может противопоставляться избирательному праву быть избранным. Такой вывод свидетельствует о том, что федеральный законодатель ограничивая избирательное право вышел за пределы предоставлено ему ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права ограничивать конституционные права. А именно здесь нарушены критерий соразмерности ограничиваемого права и защищаемых ценностей, а также критерий необходимости ограничения избирательного права.

Ценз числа сроков

а) Президент РФ – не более 2 сроков подряд (ч. 3 ст. 81 Конституции РФ);

б) глава муниципального образования – согласно федеральному законодательству такого ограничения нет, но уставом муниципального образования оно может вводиться (п. 5 ст. 4 ФЗ от 12.06.02 г. № 67-ФЗ).

Ценз рода деятельности

а) депутаты, работающие на постоянной основе, выборные должностные лица не могут занимать иные оплачиваемые должности, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

б) депутаты Государственной Думы и органов государственной власти субъектов РФ (в том числе работающие на постоянной основе) не могут замещать иные государственные должности, выборные муниципальные должности, муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами иных представительных органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления;

в) депутаты представительных органов местного самоуправления не могут замещать муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами представительных органов государственной власти.

Гарантии всеобщего избирательного права:

1) Создание избирательных участков наиболее приближенно к избирателям. Для этой цели избирательные участки создаются исходя из числа избирателей не более 3 тысяч на каждом участке.

2) Возможность граждан РФ, проживающих или находящихся в период подготовки и проведения выборов за пределами территории Российской Федерации участвовать в федеральных выборах.

3) Составление списков избирателей и возможность ознакомления с ними, а также обжалования этих списков (в том числе судебное обжалование).

4) Возможность досрочного голосования избирателей.

5) Возможность получения открепительного удостоверения для голосования на другом избирательном участке.

6) Возможность голосования избирателями вне помещения для голосования в случае невозможности прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам (состояние здоровья, инвалидность).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: