Образование избирательных округов.




Избирательный округ – территория, от которой непосредственно гражданами РФ избираются депутаты, выборные должностные лица.

Единый избирательный округ – избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы.

Одномандатный избирательный округ – избирательный округ, в котором избирается один депутат.

Многомандатный избирательный округ – избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально.

1) Определение схемы округов – соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, число избирателей в каждом избирательном округе.

2) Утверждение схемы округов – соответствующий законодательный орган, представительный орган местного самоуправления утверждает схему избирательных округов не позднее, чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы.

Если новая схема избирательных округов не утверждена в срок это делает избирательная комиссия, организующая выборы. При этом возможно использование отвечающей требованиям прежней схемы.

По выборам депутатов Государственной Думы схему одномандатных избирательных округов представляет Центральная избирательная комиссия РФ не позднее, чем за 190 дней до дня истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума действующего созыва. Схема одномандатных избирательных округов утверждается федеральным законом, который должен быть опубликован не позднее чем за 120 дней до истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума действующего созыва.

3) Требования к созданию избирательных округов:

а) соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей;

б) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий;

в) допустимы отклонения от средней нормы представительства:

общее правило – не более чем на 10 %;

исключения – 1) в труднодоступных или отдаленных местностях для одномандатных округов - не более чем на 30 %, для многомандатных округов – 15 %;

2) при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта РФ территориях компактного проживания коренных малочисленных народов – не должно составлять более 40 %;

3) в случае, если федеральным законом устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта РФ – отклонение может быть любым[1].

«Демократический принцип равных выборов и обязанность государства гарантировать равенство избирательных прав граждан, с одной стороны, и принципы федерализма и равноправия субъектов Федерации, с другой, могут в известной мере входить в юридическое противоречие. Как свидетельствует опыт современных федеративных государств, законодатель, с учетом особенностей территориального устройства и размещения населения, а также в целях сохранения государственного единства и стабильности конституционного строя, без которых невозможна нормальная реализация прав и свобод человека и гражданина, допускает в качестве вынужденной меры определенные отступления от общей нормы представительства, т.е. прибегает к ограничению равного избирательного права в пользу принципов федерализма. Подобного рода диспропорции в избирательной системе не могут считаться результатом произвола и злоупотреблений.

Из статей 1, 3, 5, 19 и 32 Конституции РФ в их взаимосвязи следует, что положение о гарантиях равенства избирательных прав граждан законодатель обязан согласовывать с принципами федерализма и равноправия субъектов РФ, относящимися к основам конституционного строя Российской Федерации.

По указанным выше причинам законодатель вынужден допускать определенные отклонения от единой нормы представительства.

… в целях сохранения целостности федеративного государства равное избирательное право может быть ограничено законом таким образом, чтобы гарантировать представительство субъектов Федерации с малочисленным населением и тем самым обеспечить надлежащий представительный характер и легитимность федерального парламента ».

п. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 17.11.98 г. № 26-П.

г) число мандатов в многомандатном округе не может быть более 5. Данное ограничение не применяется при выборах в орган местного самоуправления в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка.

Схема избирательных округов должна быть опубликована утвердившим ее органом не позднее, чем через 5 дней после ее утверждения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: