Участковые избирательные комиссии (УИК).




Участковые избирательные комиссии – формируются для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума.

1) Срок полномочий УИК – формируются в период избирательной кампании, кампании референдума в сроки, установленные законом. Полномочия прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума.

2) Состав УИК – определяется законом.

По федеральным выборам при числе избирателей на участке:

до 1001 (на выборах Президента РФ до 1000) – от 3 до 9 членов,

от 1001 до 2001 – от 7 до 12 членов,

более 2000 – от 7 до 16 членов.

Формирование УИК осуществляется вышестоящей комиссией на основании предложений:

а) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, в законодательном органе соответствующего субъекта РФ, а также избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования (не более одного представителя от каждого; общее число назначенных членов от этой группы должно быть не менее половины);

б) представительных органов муниципальных образований;

в) предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более 1/2 от общего числа членов УИК.

Если в срок УИК будет не назначена, ее назначает вышестоящая избирательная комиссия.

3) Основные полномочия УИК:

1) информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

2) уточняет список избирателей, производит ознакомление избирателей с данным списком;

3) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;

4) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах;

5) контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации;

6) выдает открепительные удостоверения;

7) организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование;

8) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию;

9) объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования либо заверяет указанные копии лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;

10) рассматривает жалобы;

11) при обнаружении правонарушений составляет протоколы об административных правонарушениях,

12) и иные полномочия.

Выдвижение кандидатов.

1) Субъекты выдвижения:

а) непосредственное выдвижение:

– самовыдвижение (только в одном мажоритарном округе плюс может еще по спискам),

– выдвижение избирательным объединением (не больше чем мандатов в округе).

б) выдвижение в составе списка кандидатов: – осуществляется избирательным объединением (не больше чем мандатов в округе).

Избирательные объединения - политическая партия, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии.

При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне (не позднее, чем за один год до дня голосования).

2) Выдвижение реализуется посредством предоставления в соответствующую комиссию письменного заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться. С этого момента кандидат считается выдвинутым. Одновременно предоставляются сведения о принадлежащем кандидату имуществе на праве собственности. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).

3) Период выдвижения и сбора подписей:

а) федеральные выборы – не менее 40 дней (при досрочных выборах – не менее 30 дней),

– выборы Президента РФ – при самовыдвижении не позднее, чем в течение 20 дней со дня опубликования решения о назначении выборов, при выдвижении списком не позднее, чем в течение 25 дней (эти сроки только для выдвижения без сбора подписей).

– выборы депутатов Государственной Думы – не позднее чем через 30 дней после официального опубликования решения о назначении выборов (этот срок только для выдвижения без сбора подписей).

б) при выборах в органы государственной власти субъектов РФ – не менее 30 дней,

в) при выборах в органы местного самоуправления – не менее 20 дней.

4) Для регистрации кандидатов необходимо одно из следующих условий:

а) сбор подписей в поддержку выдвижения – не более 2 % от числа избирателей (не менее 10 подписей), зарегистрированных на территории избирательного округа:

на выборах Президента РФ – не менее 2 миллионов подписей, при этом не более 50 тыс. на каждый субъект РФ, за пределами России не более 50 тыс. Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборам Президента РФ выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ, вправе не собирать подписи избирателей в поддержку выдвинутого ею кандидата;

на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ – не менее 200 тыс. подписей, при этом не более 10 тыс. на каждый субъект РФ, за пределами России не более 10 тыс. Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ, вправе не собирать подписи избирателей и не вносить избирательный залог для регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов.

Срок сбора подписей – со дня уведомления о выдвижении (общее правило):

на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ – со дня, следующего за днем заверения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации выдвинутого списка конкретной политической партии);

на выборах Президента РФ – со дня, следующего за днем регистрации уполномоченных представителей политической партии, выдвинувшей кандидата, группы избирателей.

Государственная Дума – предоставление в комиссию подписей не ранее чем за 75 дней и не позднее, чем за 45 дней до дня голосования.

Президент РФ – предоставление в комиссию подписей не ранее чем за 80 дней и не позднее, чем за 45 дней до дня голосования.

Представленных подписей не должно быть больше чем на 10 %. Проверке подвергаются все или часть, но не менее 20 %. При обнаружении среди проверяемых подписей 10 и более процентов недостоверных, недействительных подписей или недостаточного для регистрации количества достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата.

б) внесение избирательного залога – допускается вместо сбора подписей на всех выборах, кроме выборов Президента РФ. Избирательный залог вносится из средств избирательного фонда. Размер избирательного залога составляет 15 % от устанавливаемого законом предельного размера расходования средств избирательного фонда. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования меньше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем установлено законом (не более 5 % для кандидатов, не более 3 % для списков), избирательный залог перечисляется в доход соответствующего бюджета.

в) без сбора подписей и внесения залога осуществляется регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, при условии, что по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ федеральные списки кандидатов, выдвинутые этими политическими партиями, были допущены к распределению депутатских мандатов. При проведении выборов в представительные органы муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей, установленной законом, но не более 10 тыс. сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, внесение избирательного залога могут не осуществляться, если законом субъекта РФ предусмотрен заявительный порядок регистрации кандидатов.

5) Регистрация кандидата, списка кандидатов – соответствующая избирательная комиссия в течение установленного срока, который не должен превышать 10 дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за 3 дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее, чем за 1 день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение – в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

1) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;

2) для кандидатов, выдвинутых политической партией, – несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях»;

3) отсутствие необходимых документов;

4) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, документов, оформленных с нарушением требований закона;

5) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, в документах каких-либо сведений, предусмотренных законом;

6) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 % подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен;

7) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки;

8) сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости;

9) несоздание кандидатом избирательного фонда;

10) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 % от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;

11) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 % установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;

12) установленным решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений (экстремистская, нацистская или дискриминационно-направленная агитация, злоупотребление свободой средств массовой информации);

13) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;

14) регистрация кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата избирательным объединением одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов;

15) внесение кандидатом избирательного залога в меньшем размере, чем это установлено, либо внесение кандидатом избирательного залога за счет средств, поступивших в его избирательный фонд с нарушением требований, предусмотренных законом;

16) установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидато м, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.

Аналогичными являются основания для отказа в регистрации списков кандидатов. Между тем существуют и дополнительные основания:

1) выбытие кандидатов, в результате чего число региональных групп кандидатов в списке кандидатов оказалось меньше установленного законом;

2) превышение числа кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, решению избирательного объединения (за исключением выбытия по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по решению избирательной комиссии, более чем на 2 5% от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти и более чем на 50 % от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Основания исключения кандидата из заверенного списка кандидатов:

1) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;

2) сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости;

3) установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений (экстремистская, нацистская или дискриминационно-направленная агитация, злоупотребление свободой средств массовой информации);

4) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;

5) регистрация кандидата в другом списке кандидатов на данных выборах;

6) наличие в заверенном списке кандидатов, выдвинутом политической партией, кандидата, являющегося членом иной политической партии;

7) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включенного в список кандидатов;

8) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований закона;

9) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений в отношении кандидата, предусмотренных законом.

Снятие кандидатуры по собственному желанию (по письменному заявлению, поданному в избирательную комиссию):

– кандидат, выдвинутый в составе списка кандидатов, не позднее, чем за 15 дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за 1 день до дня голосования (в том числе повторного голосования),

– кандидат, выдвинутый непосредственно, не позднее чем за 5 дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за 1 день до дня голосования (в том числе повторного голосования)

Снятие кандидатуры избирательным объединением (отзыв):

– орган избирательного объединения, принявший решение о выдвижении кандидата по единому избирательному округу, списка кандидатов, вправе отозвать этого кандидата, этот список кандидатов, о чем уведомляется избирательная комиссия не позднее, чем за 5 дней до дня голосования (в том числе повторного голосования).

– кандидат, выдвинутый по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, может быть отозван не позднее, чем за 5 дней до дня голосования, а кандидат, включенный в список кандидатов, может быть исключен из этого списка не позднее, чем за 15 дней до дня голосования.

Обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата снять свою кандидатуру, а избирательное объединение отозвать выдвинутого им зарегистрированного кандидата:

– ограничение зарегистрированного кандидата судом в дееспособности,

– тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников,

– избрание (назначение) зарегистрированного кандидата на государственную или муниципальную должность (соответственно уровню выборов), предусмотренную Конституцией РФ, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципального образования (в случаях специально указанных в законе).

Обстоятельствами, вынуждающими избирательное объединение отозвать список кандидатов:

– выбытие по вынуждающим к тому обстоятельствам (в том числе в связи со смертью) кандидатов:

а) занимавших первые 3 места в списке кандидатов, или

б) более чем 25 % кандидатов из списка кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти, или

в) более чем 50 % кандидатов из списка кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Статус кандидатов

1) Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

2) Кандидаты, замещающие государственные или муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, либо работающие в таких организациях, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

3) Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее, чем через 5 дней со дня регистрации.

4) Администрация организации, в которых работает, учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению зарегистрированного кандидата освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.

5) Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.

6) Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут в судебном порядке административному наказанию. При даче согласия на привлечение зарегистрированного кандидата к уголовной ответственности, на его арест прокурор обязан известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.

Использование преимуществ должностного или служебного положения:

1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов;

2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, если иным кандидатам, избирательным объединениям не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда;

4) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов;

5) сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности, за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

6) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам, избирательным объединениям для этих целей не будет гарантирован такой же доступ;

7) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

8) обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

Агитация.

Понятие агитации сформулировано законодателем в виде разрешительной конструкции. Она допустима только в допускаемых законом формах и законными методами. При этом агитация является элементом другой, более общей, категории – информационного обеспечения выборов, наряду с информированием избирателей.

«Поскольку как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор, при том, что достоверные и объективные сведения о кандидате в большей мере помогают избирателю сформировать свои предпочтения, чем просто призывы голосовать «за» или «против», то очевидно, что критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели – склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению. В противном случае граница между информированием и предвыборной агитацией стиралась бы, так что любые действия по информированию избирателей можно было бы подвести под понятие агитации, что в силу действующего для представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, запрета неправомерно ограничивало бы конституционные гарантии свободы слова и информации, а также нарушало бы принципы свободных и гласных выборов».

«… не может быть признано агитацией информирование избирателей через средства массовой информации, в том числе об имевших место агитационных призывах голосовать за или против кандидата или о других агитационных действиях, предусмотренных пунктом 2 статьи 48, без выявления соответствующей непосредственно агитационной цели, наличие либо отсутствие которой во всяком случае подлежит установлению судами общей юрисдикции и (или) иными правоприменителями при оценке ими тех или иных конкретных действий как противозаконной предвыборной агитации».

п. 4.1. мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 30.10.03 г. № 15-П.

«… противозаконной агитационной деятельностью может признаваться только умышленное совершение ими предусмотренных в пункте 2 статьи 48 названного Федерального закона действий, непосредственно направленных на такую агитацию, в отличие от информирования избирателей, в том числе во внешне сходной по форме с агитацией профессиональной деятельности, предусмотренной пунктом 5 его статьи 45».

п. 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 30.10.03 г. № 15-П.

Законодатель предъявляет следующие требование к предвыборной агитации:

1) Предвыборной агитацией признаются осуществляемые в период избирательной кампании:

а) призывы голосовать за или против кандидата;

б) выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов;

в) описание возможных последствий избрания / неизбрания кандидата;

г) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату.

2) Предвыборная агитация может проводиться:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

3) Финансирование агитации:

а) Расходы на агитацию должны осуществляться исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов (п. 5 ст. 48 ФЗ от 12.06.02 г. № 67-ФЗ).

б) Не допускается агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов (п. 5 ст. 48 ФЗ от 12.06.02 г. № 67-ФЗ).

«Введение федеральным законодателем различных условий реализации права на предвыборную агитацию для граждан как участников избирательного процесса, с одной стороны, и кандидатов (избирательных объединений) – с другой, как направленное на достижение конституционных целей, связанных с обеспечением прозрачности выборов, равенства кандидатов перед законом вне зависимости от материального положения и предотвращение злоупотреблений, само по себе не может рассматриваться как не совместимое с конституционными принципами и нормами.

Между тем проведение предвыборной агитации, побуждающей избирателей выразить свою волю посредством заполнения графы "против всех" в избирательном бюллетене, с привлечением средств избирательных фондов, которые создаются специально для того, чтобы кандидаты смогли реализовать свое пассивное избирательное право, в рамках демократического избирательного процесса объективно затруднено. Самостоятельное же, за счет собственных денежных средств осуществление гражданами предвыборной агитации против всех кандидатов федеральным законом не регламентируется, что может рассматриваться правоприменительной практикой (и об этом свидетельствуют материалы настоящего дела) и как абсолютный запрет для граждан проводить такую агитацию.

федеральный законодатель не вправе принимать нормативные решения, влекущие лишение граждан Российской Федерации права проводить предвыборную агитацию против всех кандидатов, если в избирательном бюллетене имеется графа "против всех", вводимый же им порядок реализации данного права должен отвечать требованиям формальной определенности и обеспечивать гражданину возможность соотносить с ним свое поведение, предвидеть в разумной степени последствия, которые может повлечь за собой то или иное его действие.

Между тем федеральный законодатель, признав право граждан на проведение предвыборной агитации против всех кандидатов, не предусмотрел специальное нормативное обеспечение данного права, прежде всего в части, касающейся возможности использования для ее финансирования иных, помимо избирательных фондов, средств, в результате чего поставил граждан в ситуацию недопустимой неопределенности относительно правил правомерного участия в избирательном процессе.

…в условиях отсутствия в избирательном законодательстве формально определенного порядка реализации гражданами права на проведение лично предвыборной агитации против всех кандидатов за счет собственных (не являющихся средствами избирательных фондов) денежных средств норма, содержащаяся во взаимосвязанных положениях пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…», как предполагающая запрет на проведение предвыборной агитации, направленной против всех кандидатов, гражданами лично за счет собственных денежных средств, представляет собой чрезмерное, не обусловленное конституционно значимыми целями ограничение свободы слова и права на распространение информации в форме предвыборной агитации, не отвечает требованиям определенности и недвусмысленности и потому не соответствует Конституции РФ, ее статьям 19, 29 (части 1 и 4) и 55 (часть 3)».

пп. 3, 4, 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 14.11.05 г. № 10-П

 

«При конкретизации положений Конституции РФ о свободных выборах, избирательных правах, а также о праве на свободу слова и свободу информации федеральный законодатель обладает дискрецией в выборе соответствующих механизмов, средств и методов, определяемой, в частности, историческими условиями, складывающимися на том или ином этапе развития страны.

Свободные выборы – в условиях идеологического и политического многообразия и многопартийности и при соблюдении гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина – предполагают наличие такой избирательной системы, которая обеспечивает гражданам равные возможности в реализации активного и пассивного избирательного права, что в свою очередь предполагает адекватное определение статуса кандидатов и такое регулирование предвыборной агитации и финансирования выборов, которое, основываясь на конституционном принципе равенства, учитывало бы при этом различие способов и условий реализации указанных прав, а также ее социально-политические и юридические последствия.

Граждане РФ, будучи носителями активного и пассивного избирательного права (статья 32, часть 2, Конституции РФ) и одновременно выступая субъектами права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29, часть 4, Конституции РФ), не могут рассматриваться лишь как объект информационного воздействия. Исключение для граждан возможности проводить предвыборную агитацию или отсутствие надлежащих законодательных гарантий ее реализации означали бы, по существу, отказ в праве реально повлиять на ход избирательного процесса, который в этом случае сводился бы лишь к факту голосования.

Если в ходе выборов не обеспечена свобода политической дискуссии, не созданы надлежащие условия для свободного обмена мнениями, в котором участвуют не только кандидаты, их представители или представители избирательных объединений, но и граждане, такие выборы нельзя признать свободными, а образованные в результате их проведения органы – легитимными.

Запрет для граждан осуществлять самостоятельное, т. е. помимо избирательных фондов, финансирование предвыборной агитации обусловлен также необходимостью обеспечения прозрачности финансирования выборов как условия равенства кандидатов и свободного формирования мнения избирателей. На современном этапе развития Российской Федерации, когда прозрачность финансирования выборов требует повышенных гарантий, регулирование, установленное положениями пункта 5 статьи 48, статьи 51, пункта 6 статьи 52, пунктов 1, 2, 3, 5 и 6 статьи 54, статьи 58, пункта 5 статьи 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…», с учетом состояния и реальных возможностей контроля за финансированием выборов преследует правомерную цель, не нарушает баланс конституционно защищаемых ценностей, отвечает критерию необходимости в демократическом обществе и не является несоразмерным конституционно защищаемым целям.

п. 2.1, 2.2, 3.2. мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 16.06.06 г. № 7-П.

Политическая партия не позднее, чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу соответственно уровню выборов не менее чем в одном государственном или муниципальном периодическом печатном издании, а также в «Интернете».

3) Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

б) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;

в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

г) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

д) избирательным комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

е) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

ж) международным организациям и международным общественным движениям;

з) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;

и) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании установлен факт нарушения ограничений (экстремистская, нацистская или дискриминационно-направленная агитация);

к) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: