Система органов государства.




Система органов государства – внутренне упорядоченная совокупность органов государства.

Система органов государства создается и упорядочивается на основе следующих критериев:

І. В зависимости от обладания властными полномочиями:

1) государственные органы, не обладающие публично-властными полномочиями:

а) Государственный совет РФ – является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти[5]. При Президенте РФ создаются также иные совещательные органы. Например, Совет Безопасности РФ – является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности[6].

б) При Правительстве РФ и федеральных органах исполнительной власти могут создаваться совещательные и координационные органы [7]

Координационные органы – именуются комиссиями или организационными комитетами и образуются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определенного круга задач.

Решения, принимаемые координационными органами в соответствии с их компетенцией, являются обязательными для всех представленных в них органов исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами или актами Правительства.

Организационные комитеты – образуются для проведения мероприятий общегосударственного значения в установленные сроки.

Совещательные органы – именуются советами и образуются для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер.

Правительственные комиссии и советы – образуются в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами и поручениями Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

Межведомственные комиссии и советы – образуются для решения задач или рассмотрения вопросов межотраслевого или межтерриториального значения.

в) контрольные органы – органы, осуществляющие вневедомственный контроль.

Администрация Президента РФ – является государственным органом, который обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ[8].

Счетная палата РФ – является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему[9].

Уполномоченный по правам человека РФ (и его аналоги в субъектах РФ) – должность, деятельность которой направлена на создание дополнительных механизмов содействию гражданам в защите их прав и свобод[10].

2) государственные органы, обладающие публично-властными полномочиями:

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 11 Конституции РФ государственная власть осуществляется:

а) в Российской Федерации – Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Учитывая властный характер деятельности органов прокуратуры РФ их также возможно отнесение к числу органов государственной власти.

б) в субъектах РФ – образуемые ими органы государственной власти.

ІІ. В зависимости от места в системе разделения властей:

1) государственные органы законодательной власти

– Федеральное Собрание РФ в лице своих палат: Совет Федерации и Государственная Дума;

– законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.

2) государственные органы исполнительной власти

– Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти;

– высшее должностное лицо субъекта РФ (или руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъектов РФ), высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (правительство, администрация) и иные органы исполнительной власти субъекта РФ.

Органы исполнительной власти могут быть:

а) общеотраслевыми (правительство, администрация);

б) отраслевыми (министерство финансов, юстиции, обороны и т. д.);

в) межотраслевыми (министерство здравоохранения и социального развития).

По территории деятельности:

а) центральными (министерства, службы, агентства);

б) территориальными (управления, отделы и т. д.).

3) государственные органы судебной власти

– Конституционный Суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов РФ;

– Верховный Суд РФ и иные суды общей юрисдикции, в том числе мировые судьи, а также арбитражные суды;

4) государственные органы, не имеющие четкой принадлежности к какой-либо одной ветви власти

– Президент РФ – глава государства;

– органы прокуратуры Российской Федерации;

– избирательные комиссии;

– Счетная палата РФ;

– Центральный Банк Российской Федерации (Банк России)

О правовой природе Центрального Банка РФ как органа государственной власти свидетельствует конституционная формулировка: «Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».

ІІІ. В зависимости от способа формирования:

1) органы, избираемые народом непосредственно

– Президент РФ;

– Государственная Дума РФ;

– законодательный орган государственной власти субъекта РФ.

2) органы, избираемые другими органами

– Совет Федерации – органами государственной власти субъектов РФ;

– Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ – Советом Федерации;

– Счетная палата РФ – Федеральным Собранием.

К этой же группе можно отнести высшее должностное лицо субъекта РФ, которое наделяется полномочиями законодательным органом субъекта РФ по представлению Президента РФ.

3) органы, назначаемые другими органами

– Правительство РФ – Президентом РФ;

– высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ – высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем указанного органа).

VІ. В зависимости от способа принятия решения (руководства):

1) единоначальные органы

– Генеральная прокуратура РФ;

– министерства, федеральные службы.

2) коллегиальные органы

– Правительство РФ;

– Совет Федерации и Государственная Дума РФ.

V. В зависимости от уровня территориального устройства:

1) федеральные органы (Президент РФ, Федеральное Собрание, суды РФ, органы прокуратуры РФ и пр.);

2) органы государственной власти субъектов РФ (исполнительные законодательные органы государственной власти субъектов РФ, конституционные и уставные суды субъектов РФ, мировые судьи).

Существует мнение, что допустимо выделение также по критерию численного состава органа[11]. При этом выделяют единоличные - гражданин (Президент РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ) и коллективные – коллектив граждан (правительства, министерства) органы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: