Система органов государства – внутренне упорядоченная совокупность органов государства.
Система органов государства создается и упорядочивается на основе следующих критериев:
І. В зависимости от обладания властными полномочиями:
1) государственные органы, не обладающие публично-властными полномочиями:
а) Государственный совет РФ – является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти[5]. При Президенте РФ создаются также иные совещательные органы. Например, Совет Безопасности РФ – является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности[6].
б) При Правительстве РФ и федеральных органах исполнительной власти могут создаваться совещательные и координационные органы [7]
Координационные органы – именуются комиссиями или организационными комитетами и образуются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определенного круга задач.
Решения, принимаемые координационными органами в соответствии с их компетенцией, являются обязательными для всех представленных в них органов исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами или актами Правительства.
Организационные комитеты – образуются для проведения мероприятий общегосударственного значения в установленные сроки.
|
Совещательные органы – именуются советами и образуются для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер.
Правительственные комиссии и советы – образуются в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами и поручениями Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.
Межведомственные комиссии и советы – образуются для решения задач или рассмотрения вопросов межотраслевого или межтерриториального значения.
в) контрольные органы – органы, осуществляющие вневедомственный контроль.
Администрация Президента РФ – является государственным органом, который обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ[8].
Счетная палата РФ – является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему[9].
Уполномоченный по правам человека РФ (и его аналоги в субъектах РФ) – должность, деятельность которой направлена на создание дополнительных механизмов содействию гражданам в защите их прав и свобод[10].
2) государственные органы, обладающие публично-властными полномочиями:
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 11 Конституции РФ государственная власть осуществляется:
а) в Российской Федерации – Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Учитывая властный характер деятельности органов прокуратуры РФ их также возможно отнесение к числу органов государственной власти.
|
б) в субъектах РФ – образуемые ими органы государственной власти.
ІІ. В зависимости от места в системе разделения властей:
1) государственные органы законодательной власти
– Федеральное Собрание РФ в лице своих палат: Совет Федерации и Государственная Дума;
– законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.
2) государственные органы исполнительной власти
– Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти;
– высшее должностное лицо субъекта РФ (или руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъектов РФ), высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (правительство, администрация) и иные органы исполнительной власти субъекта РФ.
Органы исполнительной власти могут быть:
а) общеотраслевыми (правительство, администрация);
б) отраслевыми (министерство финансов, юстиции, обороны и т. д.);
в) межотраслевыми (министерство здравоохранения и социального развития).
По территории деятельности:
а) центральными (министерства, службы, агентства);
б) территориальными (управления, отделы и т. д.).
3) государственные органы судебной власти
– Конституционный Суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов РФ;
– Верховный Суд РФ и иные суды общей юрисдикции, в том числе мировые судьи, а также арбитражные суды;
4) государственные органы, не имеющие четкой принадлежности к какой-либо одной ветви власти
– Президент РФ – глава государства;
– органы прокуратуры Российской Федерации;
– избирательные комиссии;
– Счетная палата РФ;
– Центральный Банк Российской Федерации (Банк России)
|
О правовой природе Центрального Банка РФ как органа государственной власти свидетельствует конституционная формулировка: «Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».
ІІІ. В зависимости от способа формирования:
1) органы, избираемые народом непосредственно
– Президент РФ;
– Государственная Дума РФ;
– законодательный орган государственной власти субъекта РФ.
2) органы, избираемые другими органами
– Совет Федерации – органами государственной власти субъектов РФ;
– Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ – Советом Федерации;
– Счетная палата РФ – Федеральным Собранием.
К этой же группе можно отнести высшее должностное лицо субъекта РФ, которое наделяется полномочиями законодательным органом субъекта РФ по представлению Президента РФ.
3) органы, назначаемые другими органами
– Правительство РФ – Президентом РФ;
– высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ – высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем указанного органа).
VІ. В зависимости от способа принятия решения (руководства):
1) единоначальные органы
– Генеральная прокуратура РФ;
– министерства, федеральные службы.
2) коллегиальные органы
– Правительство РФ;
– Совет Федерации и Государственная Дума РФ.
V. В зависимости от уровня территориального устройства:
1) федеральные органы (Президент РФ, Федеральное Собрание, суды РФ, органы прокуратуры РФ и пр.);
2) органы государственной власти субъектов РФ (исполнительные законодательные органы государственной власти субъектов РФ, конституционные и уставные суды субъектов РФ, мировые судьи).
Существует мнение, что допустимо выделение также по критерию численного состава органа[11]. При этом выделяют единоличные - гражданин (Президент РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ) и коллективные – коллектив граждан (правительства, министерства) органы.