Компетенция Правительства РФ.




Компетенция Правительства РФ – полномочия Правительства РФ, установленные Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ.

Однако базовым и комплексным актом, определяющим полномочия Правительства РФ, является ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ, несмотря на конституционное требование к данному закону определять только порядок деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114 Конституции РФ).

Общие полномочия Правительства РФ:

1) организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

2) осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

3) обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

4) формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

5) реализует предоставленное ему право законодательной инициативы;

6) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

7) осуществляет управление федеральной собственностью;

8) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, обороны страны, государственной безопасности;

9) организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов (в том числе о федеральном бюджете), указов Президента РФ.

Полномочия Правительства РФ также подразделяются по сферам общественных отношений:

1) В сфере экономики (регулирование экономических процессов, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики, принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг пр.);

2) В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики (разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен, осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации пр.);

3) В социальной сфере (обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности, принимает меры по реализации трудовых прав граждан, разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ и пр.);

4) В сфере науки, культуры, образования (разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки, обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки, обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования и пр.);

5) В сфере природопользования и охраны окружающей среды (принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия, организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации и пр.);

6) В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями и пр.);

7) В сфере обеспечения обороны и государственной безопасности РФ (принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации, руководит гражданской обороной, обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения и пр.);

8) В сфере внешней политики и международных отношений (обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств по международным договорам и пр.).

 

Правовые и организационные формы деятельности
Правительства РФ.

Формы деятельности Правительства РФ:

1) Издание правовых актов.

Нормотворческие полномочия Правительства РФ установлены Конституцией РФ (в ч. 1 ст. 115) которой определено, что на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Правительство РФ правомочно издавать нормативные акты – постановления, и ненормативные акты по оперативным и другим текущим вопросам – распоряжения. Распоряжения вступают в силу со дня их подписания. Постановления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Постановления должны быть опубликованы не позднее 15 дней со дня их принятия (ст. 23 ФКЗ «О Правительстве РФ»). Проекты постановлений и распоряжений Правительства РФ и иных актов, по которым требуется решение Правительства РФ, до их внесения в Правительство РФ подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами государственной власти, а при необходимости – с государственными и другими организациями. После этого они также представляются на согласование в Министерство юстиции РФ.

Особой формой правового акта Правительства РФ является заключение Правительства РФ финансово-экономического характера по законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

2) Организационными формами деятельности Правительства РФ являются:

а) заседания Правительства РФ, которые проводятся не реже 1 раза в месяц. Решения, принятые на заседании, оформляются постановлениями или распоряжениями и подписываются Председателем Правительства РФ;

б) работа Президиума Правительства РФ. Эта работа проводится также в форме заседаний. Решения Президиума оформляются протоколами его заседаний, которые подписывает председатель Президиума (Председатель Правительства РФ);

в) совещания Председателя Правительства РФ со своими заместителями, на которых рассматривает ход выполнения программ и планов, принимаются решения по оперативным вопросам и согласовывается проведение членами Правительства мероприятий на текущий период;

г) работа рабочих групп. Правительство РФ для проработки отдельных вопросов и доработки проектов актов Правительства РФ может создавать рабочие группы из числа своих членов;

д) дача и исполнение поручений. В тексте поручения могут быть указания «срочно» или «оперативно», которые предусматривают соответственно 3-дневный или 10-дневный срок исполнения поручения, считая от даты его подписания. Если срок исполнения не указан, поручение подлежит исполнению в срок до одного месяца;

е) работа советов и комиссий. Комиссии – координационные органы, образуемые Правительством РФ для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определенного круга задач. Советы – совещательные органы, образуемые Правительством РФ для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки соответствующих предложений рекомендательного характера;

ж) присутствие и выступление на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий членов Правительства РФ по соответствующему приглашению;

з) деятельность полномочных представителей Правительства РФ в палатах Федерального Собрания, высших и иных судах Российской Федерации. Эти лица представляют Правительство в соответствующих органах власти. История Правительства РФ также знает должность полномочного представителя Правительства РФ в одном из субъектов РФ, например в Чеченской Республике;

и) ответы на парламентские и депутатские запросы. Ответы даются на парламентский запрос в 15-дневный срок, а на депутатский запрос в 30-дневный срок;

к) работа с обращениями граждан.

Более подробно деятельность Правительства РФ и ее формы описаны в Регламенте Правительства РФ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: