Федеральное Собрание РФ:
функциональное назначение в системе высшей власти.
Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, являющийся законодательным органом государственной власти.
Основные характеристики:
1) Орган государственной власти РФ – государственный орган, наделенный Конституцией РФ (ст. 11) осуществлять государственную власть от имени Российской Федерации.
2) Представительный орган – формирование палат Федерального Собрания происходит на выборной основе (Государственная Дума – прямые выборы народом, Совет Федерации – опосредованные выборы органами исполнительной и законодательной власти субъектов РФ).
3) Орган законодательной власти – Федеральное Собрание имеет своим основным предназначением выполнение функции законодательного регулирования важнейших сфер жизни общества. Начиная с теоретиков 17 века и вплоть до настоящего времени, считалось аксиомой, что функцией легислатур является издание законов[1]. В этом смысле парламенты называют легислатурами.
4) Федеративный орган государства – структура Федерального Собрания отражает федеративную природу российского государства. Одна из палат Федерального Собрания – Совет Федерации призван отражать интересы субъектов РФ и в связи с этим он формируется органами государственной власти субъектов РФ.
5) Имеет двухпалатную структуру – Федеральное Собрание состоит из 2 палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Каждая из палат имеет собственные исключительные полномочия, в том числе в процессе законотворчества.
6) Самостоятельный орган государственной власти – Федеральное Собрание осуществляет свои полномочия вне зависимости от других органов государственной власти. Вмешательство в деятельность Федерального Собрания не допустимо. Однако в рамках института сдержек и противовесов российская Конституция предусматривает в определенных случаях возможность Президенту РФ распускать Государственную Думу ФС РФ.
|
Основные функции Федерального Собрания:
1. Представительная функция – а) представление интересов российского народа, б) представление интересов субъектов РФ. Функция парламента, кроме прочего, служить каналом связи между народом и властью, в результате чего общественные потребности вливались бы в механизм принятия решений[2].
2. Законодательная функция – исключительным полномочием по принятию законов (ФКЗ, ФЗ) на территории всего российского государства обладает только Федеральное Собрание.
3. Формирование государственных органов – Федеральное Собрание формирует Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Счетную палату РФ, частично Центральную избирательную комиссию РФ, назначает Генерального прокурора РФ, Уполномоченного по правам человека РФ, Председателя Центрального Банка РФ.
4. Введение в правовую систему РФ норм международного права – Федеральное Собрание ратифицирует международные договоры и после этого они становятся для Российской Федерации действующим правом.
5. Контроль исполнительной власти – эта функция пока не достаточно развита в российском парламентаризме. Но уже сейчас в рамках данной функции Государственная Дума дает согласие на назначение Председателя Правительства РФ Президентом РФ, выражает недоверие Правительству РФ, назначает Уполномоченного по правам человека в РФ, а Федеральное Собрание в целом принимает и контролирует исполнение федерального бюджета и внебюджетных фондов РФ. К контрольной функции также относится формирование ряда органов и должностных лиц, чья деятельность является правоохранительной (Генеральный прокурор РФ), судебной (все судьи высших судов), контролирующей (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека РФ).
|
В рамках контрольной функции Федеральное Собрание может осуществлять парламентское расследование (расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества и государства) в соответствии с Федеральным законом от 27.12.05 г. № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания РФ».
6. И иные функции, среди которых участие в системе сдержек и противовесов, защита прав и свобод личности, обеспечение развития федерализма и т. д.
Структура Федерального Собрания РФ
и общий порядок формирования его палат.
Структура Федерального Собрания РФ представляет собой подразделение на две палаты организационно и компетенционно самостоятельные.
Федеральное Собрание состоит из Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ. Ни Конституция РФ, ни законодательство РФ не содержат указание на такие понятия как «нижняя» или «верхняя» палата. Ни одна из палат не занимает подчиненное или главенствующее положение по отношению друг к другу. Упоминание указанных терминов допустимо только при характеристике процедуры движения законопроекта из Государственной Думы в Совет Федерации и то лишь при условии представления этой процедуры как «движения по возрастающей».