Основания:
1) Трехкратное отклонение представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ).
2) Выражение Государственной Думой дважды в течение 3 месяцев недоверия Правительству РФ (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ).
Государственная Дума принимает постановление о недоверии большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложение о выражении недоверия считается отклоненным, если оно не набрало большинства голосов депутатов (ст. 151 Регламента).
В случае если Президент РФ не согласился с решением Государственной Думы о недоверии Правительству РФ и Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, наступают последствия, предусмотренные статьей 117 (часть 3) Конституции РФ – отставка Правительства РФ или роспуск Государственной Думы по выбору Президента РФ.
Отставка Правительства РФ может последовать и после первого выражения недоверия. Но право роспуска появляется только после повторного выражения недоверия и только в качестве альтернативы отставке Правительства РФ.
3) Отказ в доверии Правительству РФ данный на поставленный Правительством РФ перед Государственной Думой вопрос о доверии (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).
Обсуждение вопроса «о доверии Правительству РФ, поставленного Председателем Правительства РФ», проводится в следующем порядке.
1) На голосование выносится решение «выразить доверие Правительству РФ».
Решение о доверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, результаты голосования оформляются постановлением.
2) Если решение, упомянутое в части первой настоящей статьи, не принимается, на голосование ставится решение «отказать в доверии Правительству РФ». Если ни одно из решений не принято, рассмотрение вопроса прекращается (ст. 154 Регламента).
|
Подобное разрешение вопроса Государственная Дума предусмотрела в собственном Регламенте. Сделано это для повышения устойчивости деятельности палаты и в целях совершенствования механизма сдержек и противовесов. Государственная Дума использовала лингвистическую уловку (Конституция РФ требует, чтобы Дума «в доверии отказала»). Введя возможность принятия решения «выразить доверие » наряду с решением «отказать в доверии » Дума создала ситуацию, когда не принятие решения «выразить доверие » вместе с тем не означает отказ в этом доверии. Дума в этой ситуации может не принять решение «о выражении доверия », не принять решения «об отказе в доверии » и тем самым «в доверии не отказать » как того требует Конституция РФ. Государственная Дума при помощи своего Регламента предусмотрела возможность «сведения на нет» обращения Правительства РФ к ней с вопросом о доверии.
Роспуск Государственной Думы по этому основанию возможен в течение 7 дней со дня «отказа в доверии» и в качестве альтернативы отставке Правительства РФ.
Основания можно подразделить на:
1) безусловные – роспуск является необходимым следствием наступления основания (ч. 4 ст. 111).
2) условные – роспуск является выбором одним из двух возможным последствий: роспуск Государственной Думы или отставка Правительства РФ (ч. 3 ст. 117, ч. 4 ст. 117).
Субъект роспуска – Президент РФ.
|
Последствие роспуска – назначение Президентом РФ новых выборов Государственной Думы. По основанию ч. 4 ст. 111 Конституции РФ Президент РФ также назначает Председателя Правительства РФ.
Роспуск невозможен в следующих случаях:
1) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до момента принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч. 4 ст. 109 Конституции). Представляется, однако, что роспуск невозможен не только до момента принятия решения Советом Федерации, но и возможность роспуска появляется у Президента РФ и на более ранних стадиях – в любой момент после прекращения процедуры отрешения Президента РФ (например, срок продвижение обвинения Государственной Думы составляет не более 3 месяцев, если этот срок будет превышен до попадания обвинения в Совет Федерации, то процедура отрешения прекращается и появляется возможность для роспуска Государственной Думы Президентом РФ).
2) в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения (ч. 5 ст. 109 Конституции РФ).
3) в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ (ч. 5 ст. 109 Конституции РФ).
4) в течение года после избрания Государственной Думы по основаниям ст. 117 Конституции РФ (отказ в доверии и повторное выражение недоверия Правительству РФ) – ч. 3 ст. 109 Конституции РФ.
Структура Государственной Думы и Совета Федерации.
Фракции и депутатские группы Государственной Думы.
Основной структурной единицей палат парламента является для:
Государственной Думы – депутат палаты;
Совета Федерации – член палаты.
1) Каждую из палат возглавляет председатель палаты. Он избирается палатой. Основные его полномочия связаны с организацией работы палаты и представлением палаты в отношениях с другими органами власти.
2) В обеих палатах существуют должности первого заместителя и заместителей председателя палаты. Они также избираются палатой. В Государственной Думе возможно наличие нескольких первых заместителей председателя.
3) Совет Государственной Думы и Совет палаты в Совете Федерации – коллегиальный орган, который создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.