Исходные положения для определения компетенции Федерального Собрания РФ:
1. Федеральное Собрание РФ – орган государственной власти именно Российской Федерации (федеральный орган).
2. Федеральное Собрание РФ – законодательный орган государственной власти РФ.
3. Федеральное Собрание РФ – единственный законодательный орган государственной власти РФ.
4. Единственным источником власти в Российской Федерации является народ РФ.
5. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации.
6. Разграничение предметов ведения и между Российской Федерации и ее субъектами осуществляется Конституцией РФ, разграничение полномочий по предметам совместного ведения осуществляется Конституцией РФ и соответствующими договорами (ФЗ от 06.10.99 г. говорит также о федеральных законах).
7. Все предметы ведения Российской Федерации определены статьей 71 Конституции РФ, а предметы совместного ведения ст. 72 Конституции РФ.
8. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, а по предметам совместного ведения – федеральные законы и в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов РФ.
В зависимости от объема законодательных полномочий все законодательные органы могут быть подразделены на две группы:
а) законодательные органы с неограниченной сферой законодательных полномочий (суверенные парламенты);
б) законодательные органы, законодательствующие только по определенному кругу вопросов[1]. Кроме этого, законы, принимаемые данными законодательными органами, в случае их несоответствия конституции могут быть лишены юридической силы.
Из вышеприведенных исходных положений видно, что Федеральное Собрание РФ не является «суверенным парламентом». Его законодательная компетенция в целом слагается из следующего.
1) Принятие Законов РФ о поправках к Конституции РФ.
2) Принятие федеральных конституционных законов по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.
3) Принятие федеральных законов по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Виды законов
І. В зависимости от «государства – издателя»:
1) Законы СССР (Союза Советских Социалистических Республик);
2) Законы РСФСР (Российской Советской Федеративной Социалистической Республики);
3) Законы РФ (Российской Федерации).
Законы СССР, РСФСР действуют на территории Российской Федерации в части, не противоречащей Конституции РФ (п. 2 раздела 2 Конституции РФ).
ІІ. В зависимости от уровня федеративного устройства:
1) Законы Российской Федерации – законы, издаваемые от лица целого федеративного государства – Российская Федерация, и действующие прямо на всей территории Российской Федерации;
2) Законы субъектов РФ – законодательные акты субъектов РФ (далее будет идти речь только о законах РФ).
ІІІ. В зависимости от конституционных формулировок, предназначения и юридической силы:
1) Законы РФ о поправках к Конституции РФ (формулировка выведена «из текста и смысла Конституции РФ» Конституционным Судом РФ[1]) – этими законами вносятся поправки в главы 3–8 Конституции РФ. С момента вступления этих законов в силу их нормативная часть становится частью Конституции РФ и приобретает высшую юридическую силу в Российской Федерации – юридическую силу Конституции РФ.
2) Федеральные конституционные законы – данные законы «принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ» (ч. 1 ст. 108 Конституции РФ). Неоднозначная формулировка и вопрос о том, что же представляют собой «вопросы, предусмотренные Конституцией РФ» в практике конституционного права получили следующее толкование. Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, которые в Конституции РФ прямо требуют принятия по ним федеральных конституционных законов[2].
Вопросы, требующие принятия федеральных конституционных законов:
1. чрезвычайное положение (ст.ст. 56, 88) – ФКЗ от 30.05.01 г. № 3-ФКЗ;
2. режим военного положения (ч. 3 ст. 87) – ФКЗ от 30.01.02 г. № 1-ФКЗ;
3. о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 137) – ФКЗ от 17.12.01 г. № 6-ФКЗ;
4. об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 137);
5. установление государственных флага, герба и гимна Российской Федерации, их описание и порядок официального использования (ч. 1 ст. 70) – ФКЗ от 25.12.00 г. № 1-ФКЗ, ФКЗ от 25.12.00 г. № 2-ФКЗ, ФКЗ от 25.12.00 г. № 3-ФКЗ;
6. порядок назначения референдума (п. «в» ст. 84) – ФКЗ от 28.06.04 г. № 5-ФКЗ;
7. об Уполномоченном по правам человека (п. «д» ч. 1 ст. 103) – ФКЗ от 26.02.97 г. № 1-ФКЗ;
8. порядок деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114) – ФКЗ от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ;
9. установление судебной системы РФ (ч. 3 ст. 118) – ФКЗ от 31.12.96 г. № 1-ФКЗ;
10. полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (ч. 3 ст. 128) – ФКЗ «О военных судах в РФ» от 23.06.99 г. № 1-ФКЗ, ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» от 28.04.95 г. № 1-ФКЗ, ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.94 г. № 1-ФКЗ;
11. созыв Конституционного Собрания (ч. 2 ст. 35).
Федеральные конституционные законы должны соответствовать Конституции РФ и международным договорам РФ, которые ратифицированы в форме федеральных законов.
3) Федеральные законы – основной вид законодательных актов Российской Федерации.
Федеральные законы принимаются:
а) по вопросам, прямо требующим принятия федеральных законов в Конституции РФ (например, вопросы российского гражданства – ч. 1 ст. 6, установление смертной казни – ч. 2 ст. 20; формирование Совета Федерации – ч. 1 ст.96 и пр.;
б) по вопросам исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ);
в) по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ);
г) возможно опережающее регулирование федеральными законами до принятия соответствующего нормативного правового акта субъекта, после этого федеральный закон прекращают свое действие (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ).
Федеральные законы должны соответствовать Конституции РФ; международным договорам РФ, которые ратифицированы в форме федеральных законов; федеральным конституционным законам.
ІV. В зависимости от:
а) от объема регулируемых общественных отношений:
1) кодексы - нормативные акты, наиболее полно регулирующие большие сферы общественных отношений (как правило, отдельные предметы ведения, например, гражданское законодательство – Гражданский кодекс РФ);
2) специальные законы – нормативные акты, регулирующие отдельные и, как правило, небольшие сферы общественных отношений. Они могут приниматься также в соответствии с актами более общего нормативного регулирования – кодексами (например, ФЗ «Об акционерных обществах» принят в соответствии с Гражданским кодексом).
б) от детальности регулирования:
1) общим образом регулирующие те или иные общественные отношения – законы, устанавливающие только основные начала нормативного регулирования определенных общественных отношений. Такие законы принимаются, как правило, по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Они разграничивают определенные предметы совместного ведения, устанавливают общие принципы, регулируют федеральные полномочия в этой сфере и устанавливают рамки региональных полномочий. Ранее такие законы именовались «Основы законодательства о…». Хотя и сейчас сохранились законы с таким наименованием, они были приняты еще до Конституции РФ 1993 г.[3].
2) детально регулирующие конкретные общественные отношения.
в) от самодостаточности при регулировании общественных отношений:
1) не требующие принятия других, развивающих нормативных правовых актов – могут действовать самостоятельно и при этом полноценно регулировать определенные общественные отношения;
2) требующие принятия других, развивающих нормативных правовых актов (как правило, подзаконного характера) без которых закон не может полноценно регулировать, указанные в качестве предмета его регулирования, общественные отношения.
г) от направленности в механизме правового регулирования:
1) материально-правовые законы – устанавливают непосредственные права и обязанности;
2) процессуально-правовые законы – направлены на установление процедур реализации непосредственных прав и обязанностей.
д) от функции:
1) «регулятивные» – направлены на регулирования непосредственных прав и обязанностей;
2) «охранительные» – направлены на установления механизмов охраны прав и свобод.
е) от законодательного предназначения:
1) регулирующие конкретные общественные отношения;
2) изменяющие, дополняющие – вносят изменения и дополнения в соответствующие законы;
3) вводящие в действие законы или прекращающие их действие.
[1] п. 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 31.10.95 г. № 12-П // СЗ РФ. 1995. № 45. Ст. 4408.
[2] Буквальное же толкование этого конституционного положения допускает возможность принятия федеральных конституционных законов по любым вопросам, получившим отражение в тексте Конституции РФ («вопросам, предусмотренным Конституцией РФ») и требующим законодательного регулирования (например, ст. 71 Конституции РФ).
[3] Таких Основ законодательства сейчас действует 5: Основы законодательства РФ «Об архивном фонде РФ и архивах» от 07.07.93 г.; «Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик» от 31.05.91 г.; «Основы законодательства об охране здоровья» от 22.07.93 г.; «Основы законодательства о нотариате» от 11.02.93 г.; «Основы законодательства о культуре» от 09.10.92 г.