а) одобренный закон может быть подписан председателем законодательного органа (или «верхней» палаты) и направлен на опубликование в соответствующее издание. Однако в российской правовой системе закон – продукт деятельности государства в целом и процедура его принятия занимает определенное место в системе сдержек и противовесов. Поэтому принятый законодательным органом закон подлежит передаче главе государства – Президенту РФ (в субъектах – высшему должностному лицу субъекта);
б) рассмотрение главой государства принятого законодательным органом власти закона. В случае несогласия с законом глава государства может наложить на него свое вето, то есть отклонить закон. В этом случае закон направляется для повторного рассмотрения в законодательный орган. Если же глава государства согласен с принятым законом, тогда он подписывает закон (или удостоверяет закон путем принятия специального акта) и направляет его для официального опубликования в соответствующее издание;
в) официальное опубликование закона;
г) вступление закона в силу. Это может происходить одновременно с опубликованием («вступает в силу с момента официального опубликования»), либо по истечении определенного времени («на следующий со дня опубликования день», «по истечении 10 дней со дня опубликования», «с 1 января 2005 года» и т. д.).
6. Структура и содержание законодательных актов
Юридическая техника – совокупность правил, приемов и средств разработки, оформления правовых актов, имеющие своей целью обеспечить достижение цели правового акта.
Наиболее общими средствами юридической техники являются:
– юридическая терминология – словесные обозначения понятий, используемых при изложении содержания правового акта;
|
– юридические конструкции – средство построения нормативного материала, создающее модель регулирования общественного отношения;
– приемы и правила изложения содержания правовых актов[1].
Структура закона:
1) Преамбула – вводная часть закона, как правило, не имеющая нормативного значения и сводящаяся к объяснению целей закона, его основного содержания или указания на источник, послуживший основанием для принятия закона.
2) Название закона
3) Текст закона – собственно сам закон. Здесь излагается нормативная часть закона.
а) Как правило, основные блоки правового материала объединяются в разделы, которые в свою очередь делятся на подразделы или главы. Но в законе может и не быть разделов, чаще всего так и происходит и в этом случае за основу берутся главы. Кодексы, как правило, имеют также части (общая и особенная (Уголовный кодекс РФ) или нумерованные: первая, вторая, третья (Гражданский кодекс РФ)). Главы состоят из статей, которые могут состоять из частей, пунктов, абзацев, подпунктов. Наличие глав, разделов и частей не обязательное условие для законов, они могут просто состоять из статей или даже без их наличия. Так федеральные законы о ратификации международных договоров состоят, как правило, всего из одного предложения: «Ратифицировать такой то договор». Таким образом, закон может состоять из:
– предложений;
– статей, которые могут состоять из абзацев, подпунктов, пунктов или частей;
– параграфов;
– глав;
– разделов, которые могут делиться на подразделы;
|
– частей.
б) Содержательная сторона законов, обычно, представляет собой следующее:
– общие положения (как правило, это отдельная глава) – здесь излагаются предмет закона (регулируемые им общественные отношения); основные термины, используемые в законе; законодательство, регулирующее предмет закона; разграничение полномочий по законодательному и исполнительному воздействию на общественные отношения, составляющие предмет закона; основные принципы действия данных законодательных норм или действия субъектов регулируемых данным законом общественных отношений, а также некоторые иные нормы имеющие общее значение для других положений закона и его применения.
– основная часть закона – здесь содержаться нормы, непосредственно регулирующие те или иные общественные отношения: указываются субъекты отношений, их права и обязанности, механизмы взаимодействия субъектов и реализации норм и т. д.
– заключительная часть закона – эта часть закона посвящается нормам: об ответственности за нарушение данного закона, момент вступления в силу. Также в заключительной части могут содержаться так называемые переходные положения – они касаются вопросов приведения в соответствие с данным законом иных нормативных актов, а также вопросов отсроченного (возможно многоэтапного) введения в действие данного закона.
4) Реквизиты закона и указание на его подпись – данная часть содержит указание на номер данного закона, даты принятия закона, его одобрения и подписания. Также указывается лицо, подписавшее закон, его должность и место подписания.