Конституционные полномочия Президента РФ могут быть условно представлены в виде подразделения их на 4 основные группы:
1) как главы государства (перечень конституционных полномочий смотри в вопросе о функциях Президента РФ),
Также среди других полномочий Президента РФ как главы государства можно выделить:
– временное отстранение высшего должностного лица субъекта РФ от должности (п. 4 ст. 29.1 ФЗ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ; п. 5 ст. 114 УПК РФ)
– отрешение высшего должностного лица субъекта РФ от должности (ст. 29.1 ФЗ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ);
– временное возложение на федеральные органы государственное власти и/или на их должностных лиц отдельных полномочий органов государственной власти субъектов РФ, если в связи со стихийным бедствием, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы государственной власти субъекта РФ отсутствуют и не могут быть сформированы (п. 1 ст. 26.9 ФЗ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ);
– «исходя из Конституции РФ и в отсутствие иного законодательного регулирования акт о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности, необходимость которого обусловлена возбуждением в отношении него уголовного дела, обязан издать Президент РФ (п. 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.99 г. № 17-П);
– расходует средства Резервного фонда Президента РФ (ст. 82 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.98 г. № 145-ФЗ);
– принимает решение о направлении за пределы территории Российской Федерации отдельных военнослужащих для участия в миротворческой деятельности (ст. 6 ФЗ от 23.06.95 г. № 93-ФЗ);
– назначение 5 из 15 членов Центральной избирательной комиссии РФ (ст. 21 ФЗ от 12.06.02 г. № 67-ФЗ).
2) в сфере законодательной власти:
– назначает выборы Государственной Думы (п. «а» ст. 84);
|
– распускает Государственную Думу (п. «б» ст. 84);
– вносит законопроекты в Государственную Думу (п. «г» ст. 84);
– промульгирует федеральные законы - подписывает и обнародует (п. «д» ст. 84);
– может созвать на первое после избрания заседание Государственную Думу ранее 30 дня (ч. 2 ст. 99);
– может отклонить проект федерального закона (ч. 3 ст. 107);
– имеет право на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ст. 134).
3) в сфере исполнительной власти:
– назначает с согласия Государственной Думы ФС РФ Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83);
– по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83);
– принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83, ч. 2 ст. 117);
– имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83);
– назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ (п. «л» ст. 83);
– может отменять постановления и распоряжения правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, ФЗ и указам Президента РФ (ч. 3 ст. 115).
Также в силу ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ[8] (ст. 32) Президент РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает их руководителей.
|
4) в сфере судебной власти:
– представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, назначает судей других федеральных судов (п. «е» ст. 83);
– осуществляет помилование (п. «в» ст. 89).
Институт «скрытых полномочий» Президента РФ.
Многие из своих полномочий Президент РФ устанавливает самостоятельно в своих нормативных указах. Подобная практика «самого себя рождения » в отдельных случаях получила поддержку Конституционного Суда РФ, который своей практикой одобрил введение в правовую систему России института так называемых«скрытых полномочий» Президента РФ, который позволяет Президенту РФ как главе государства осуществлять полномочия не только прямо указанные в тексте Конституции РФ, но и те, что он сочтет нужным исходя из необходимости гарантирования или защиты отдельных конституционных ценностей. Например, на основании того, что Президент РФ глава государства, Конституционный Суд РФ решил, что именно Президент РФ не только вправе, но и обязан отстранять Генерального прокурора РФ в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела (п. 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.99 г. № 17-П), хотя полномочия по назначению и по освобождению от должности Генерального прокурора РФ принадлежат Совету Федерации РФ.