1) Подсчет голосов.
а) Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно.
б) Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Подсчет ведется путем сортировки бюллетеней и последующего их подсчета. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени. После этого члены участковой комиссии с совещательным голосом и наблюдатели знакомятся с рассортированными бюллетенями.
2) Проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования.
3) После завершения подсчета, рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, число бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются.
4) Участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола.
5) Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после его подписания незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией, после чего второй экземпляр протокола вместе с печатью участковой комиссии передается в вышестоящую комиссию для хранения.
|
6) Вышестоящие по отношению к УИК комиссии на основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте РФ, в Российской Федерации. По данным протоколов нижестоящих комиссий вышестоящая комиссия составляет сводную таблицу и протокол об итогах голосования (о результатах выборов).
7) На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. О результатах выборов составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса.
8) Опубликование и обнародование итогов голосования и результатов выборов.
а) по каждому участку, территории, на которую распространяется деятельность комиссии, она предоставляет итоги голосования, в том числе представителям средств массовой информации по их требованию.
б) избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов (списков кандидатов), определяющие результаты референдума, направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение 1 суток после определения результатов выборов.
|
в) официальное опубликование (обнародование) общих результатов выборов, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов (списков кандидатов), осуществляется соответствующей комиссией в порядке и сроки, которые установлены законом, но не позднее чем через 1 месяц со дня голосования.
г) официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов в федеральные органы государственной власти осуществляется в течение 3 месяцев со дня голосования, в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления осуществляется в течение 2 месяцев со дня голосования.
Не состоявшимися признаются выборы в случае:
1) в соответствии с законом голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 % от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
2) менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;
3) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу;
4) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;
|
5) если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей..
В настоящее время федеральный законодатель не признает «подавляющее голосование против всех кандидатов» в качестве основания для признания выборов не состоявшимися. Между тем, до недавнего времени такое основание существовало, что вполне обоснованно признавалось конституционно обоснованным Конституционным Судом РФ.
«Такое волеизъявление означает в условиях свободных выборов не безразличное, как полагает Совет Федерации, а негативное отношение избирателей ко всем зарегистрированным и внесенным в избирательный бюллетень по данному избирательному округу кандидатам. Его конституционно-правовой смысл заключается в том, что таким кандидатам отказывается в праве представлять народ в выборных органах публичной власти. При этом выборы как способ выявления воли народа и формирования соответствующих легитимных органов государственной власти и местного самоуправления, от его имени осуществляющих публичную власть, основаны на приоритете воли большинства избирателей, принявших участие в голосовании.
Факт негативного отношения большинства избирателей ко всем кандидатам, подтвержденный голосованием "против всех кандидатов" большим числом избирателей, чем проголосовало за набравшего большинство голосов кандидата, означает, что и данный кандидат не получил поддержки избирателей, необходимой и достаточной для обеспечения подлинного представительства народа, которое согласно статье 3 (части 2 и 3) Конституции РФ должно быть результатом свободных выборов. Поэтому признание выборов в таких обстоятельствах не состоявшимися в наибольшей степени отвечает принципу народовластия».
п. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 10.06.98Рг. № 17-П.
Недействительными признаются итоги голосования в случае:
1) соответствующей комиссией в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
2) соответствующей комиссией в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем 1/4 часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе;
3) по решению суда.
«Исходя из принципа соразмерности суды должны находить адекватные формы и способы защиты пассивного и активного избирательного права и не могут ограничиваться одной только констатацией нарушения избирательных прав. При этом принцип соразмерности требует использования в каждом конкретном случае нарушений избирательных прав соответствующего способа восстановления или компенсации, учитывающего их специфику, связанную с тем, что, будучи индивидуальными, эти права реализуются в процессе выборов, предполагающих выявление общей воли избирателей, принявших участие в голосовании. Это, однако, не должно приводить к отказу от использования компенсаторных механизмов для устранения последствий обнаруженных нарушений, а также исключать ответственность допустивших эти нарушения субъектов избирательного процесса, включая избирательные комиссии.
При наличии предусмотренных законом оснований суд вправе признать невозможным проведение повторных выборов в целях восстановления пассивного избирательного права гражданина. Однако, во всяком случае, негативные последствия, явившиеся результатом незаконных действий (или бездействия) избирательных комиссий, которые обладают, по сути, публично-властными функциями, должны быть компенсированы, а доброе имя гражданина – восстановлено на основе вытекающего из статьи 53 Конституции РФ признания и возмещения государством причиненного вреда, что как универсальный способ защиты нарушенных прав предполагает государственные гарантии от любого претерпевания, причиненного лицу публичной властью.
п. 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 05.06.03 г. № 215-О.
Повторное голосование назначаются в случае:
Если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, организующая выборы избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум или более кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.
По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другим кандидатом.
Повторные выборы назначаются в случае:
1) в случае выбытия всех кандидатов повторные выборы должны быть проведены в срок, не превышающий шести месяцев.
2) если выборы признаны а) несостоявшимися, б) недействительными либо в) кандидат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, назначаются повторные выборы.
Если основные выборы в законодательный орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования либо основные выборы выборного должностного лица местного самоуправления проводились во второе воскресенье марта, повторные выборы проводятся во второе воскресенье октября года, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ очередного созыва – в день голосования на этих выборах. Если основные выборы были назначены в связи с досрочным прекращением полномочий, повторные выборы проводятся не позднее чем через 4 месяца со дня появления основания для проведения повторных выборов. В остальных случаях повторные выборы проводятся во второе воскресенье марта либо во второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ очередного созыва – в день голосования на этих выборах, но не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов.