а) о включении законопроекта, подготовленного к рассмотрению во 2 чтении, в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой,
б) о направлении законопроекта Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, депутатам Государственной Думы, как правило, не позднее, чем за 15 дней до его рассмотрения Государственной Думой во 2 чтении,
в) определяет докладчика по законопроекту – представителя ответственного комитета.
ІІІ. Процедура пленарного рассмотрения во 2 чтении:
1) доклад представителя ответственного комитета.
2) выступления полномочного представителя Президента РФ, представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, полномочного представителя Правительства РФ.
3) голосование по вопросу о принятии в целом поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта (в случае отсутствия возражений по ним) – таблица № 1. Если имеются возражения, происходит голосование по отдельным поправкам.
4) такова же процедура голосования по таблице № 2.
5) по поправкам таблицы № 3 на голосование ставятся каждая из поправок отдельно.
6) на голосование ставится предложение о принятии законопроекта во 2 чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. После повторного рассмотрения во 2 чтении доработанного законопроекта председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во 2 чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения.
|
7) по предложению депутатов ГД может быть проведено голосование по вопросу о принятии закона в целом в этот же день. Условия такого голосования являются: а) наличие окончательного текста законопроекта, б) наличие проведенной правовой и лингвистической экспертиз законопроекта.
Третье чтение
– цель 3 чтения принятие закона в целом. При рассмотрении законопроекта в 3 чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей.
І. Работа ответственного комитета – устраняет с участием Правового управления возможные внутренние противоречия, устанавливает правильную взаимосвязь статей и осуществляет редакционную правку. После этого законопроект представляется в Совет ГД
ІІ. Совет ГД
1) включает в проект порядка работы Государственной Думы – назначает 3 чтение законопроекта.
2) направляет текст законопроекта и заключение Правового управления Президенту РФ, в Совет Федерации, Правительство РФ, депутатам ГД, если в процессе 2 чтения в законопроект были внесены изменения.
ІІІ. Процедура пленарного рассмотрения в 3 чтении:
1) на голосование выносится вопрос о принятии законопроекта в качестве закона в целом без обсуждений и внесений в него поправок. Если решение не принято, законопроект считается отклоненным.
2) в исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов ГД, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре 2 чтения.
|
ІV. Передача в Совет Федерации – одобренные Государственной Думой проекты законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями ГД, стенограммами заседаний ГД, заключениями Правительства РФ и другими необходимыми материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом ГД и в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ч. 3 ст. 105 Конституции РФ).
Повторное рассмотрение отклоненных Советом Федерации законов:
1) отклоненный закон передается Советом ГД на заключение ответственного комитета. По итогам рассмотрения законопроекта ответственный комитет может рекомендовать Государственной Думе:
а) создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий;
б) принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции;
в) снять федеральный закон с повторного рассмотрения Государственной Думой.
2) Государственная Дума принимает одно из предложенных решений.
3) в случае создание согласительной комиссии, она рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст федерального закона. Решения согласительной комиссии принимаются раздельным голосованием депутации Государственной Думы и депутации Совета Федерации. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов каждой депутации. По результатам своей работы согласительная комиссия составляет протокол и сопоставительную таблицу статей закона, в которые были внесены изменения. Протокол согласительной комиссии и сопоставительная таблица, а также проект постановления Государственной Думы и федеральный закон в редакции, предлагаемой согласительной комиссией, и заключение Правового управления вносятся сопредседателем согласительной комиссии от Государственной Думы на рассмотрение Совета ГД для определения даты повторного рассмотрения федерального закона.
|
4) при повторном рассмотрении федерального закона обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе согласительной комиссии.
5) если при повторном рассмотрении федерального закона, Государственная Дума не приняла его в редакции согласительной комиссии он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Если предложение о принятии федерального закона в редакции согласительной комиссии при голосовании не набрало необходимого числа голосов, то рассматриваемый федеральный закон считается непринятым и Государственная Дума может принять решение о создании согласительной комиссии. Принятый же в указанном порядке федеральный закон Председатель ГД в течение 5 дней направляет Президенту РФ для подписания и обнародования, а также уведомляет Председателя СФ об этом.
Принятый Государственной Думой федеральный закон в редакции согласительной комиссии оформляется согласительной комиссией и в течение 5 дней направляется на рассмотрение Совета Федерации.
[1] Ранее действующее законодательство (до принятия Федерального закона от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ) допускало возможность 4 чтений. Единственным случаем принятия федерального закона в 4 чтениях было принятие федерального закона о федеральном бюджете (глава 22 Бюджетного кодекса РФ в прежней редакции).