1. Педагог-психолог образовательного учреждения участвует в мероприятиях, направленных на выявление учащихся группы риска:
· Проводит первичную психодиагностику в соответствии с планом работы
· Анализирует информацию, поступающую от классных руководителей, социального педагога, инспектора ОУУПиДН, родителей, администрации образовательного учреждения об учащихся группы риска: имеющих пропуски учебных занятий без уважительной причины, нарушающих правила поведения, установленные для учеников школы, совершивших правонарушение, воспитывающихся в неблагополучных семьях, детях с нарушениями в общении, неуспевающих по 1 и более предмету. Педагог-психолог проводит дополнительные диагностические процедуры с данной категорией учащихся, направленные на выявление и уточнение причин отклоняющегося поведения.
2. Педагог-психолог проводит групповую и индивидуальную коррекционную и профилактическую работу с учащимися группы риска в зависимости от результатов диагностики и ведущей проблемы ребенка.
3. Педагог-психолог вырабатывает рекомендации для педагогов, взаимодействующих с ребенком, по оптимизации процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
4. В процессе консультирования педагог-психолог дает рекомендации родителям ребенка, находящегося в группе риска по вопросам воспитания и обучения.
5. Педагог-психолог участвует в проведении тематических классных часов и родительских собраний, на которых рассматриваются вопросы, посвященные профилактике правонарушений и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних.
6. Педагог-психолог, являясь специалистом службы комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения, участвует в работе пед.совета, в том числе предоставляет в пределах своей компетенции, рекомендации для всех участников педагогического процесса, по вопросам, касающимся проведения индивидуальной профилактической работы с учащимся группы риска, на основе диагностического материала.
|
7. Педагог-психолог в пределах своей компетенции принимает участие в подготовке материалов, в том числе характеристик, для Профилактического совета образовательного учреждения, заседаний КДНиЗП, инспектора ОУУПиДН, суда и прокуратуры по согласованию с руководителем образовательного учреждения
8. Педагог-психолог в пределах своей компетенции обязан проводить оценку эффективности работы с учащимся группы риска и представлять рекомендации по коррекции плана индивидуальной профилактической работы с данной категорией учащихся.
9. Педагог-психолог обязан фиксировать свою работу со всеми участниками образовательного процесса по вопросам обучения и воспитания учащихся группы риска:
· Иметь списки учащихся группы риска
· Иметь списки коррекционных групп, к которые включены учащиеся группы риска
· Фиксировать в журналах консультаций работу с детьми группы риска, их родителями и членами педагогического коллектива, взаимодействующими с данной категорией учащихся и рекомендации по вопросам их обучения и воспитания
· Готовить аналитические справки по результатам работы с учащимися группы риска
· Еженедельно предоставлять социальному педагогу образовательного учреждения сведения о работе, проводимой с данной категорией учащихся, для внесения в БД «Профилактика правонарушений несовершеннолетних в ОУ Приморского района СПб».
|
10. Педагог-психолог, работающий с учащимся, который пропускает уроки в школе, должен выяснить психологические причины избегания школьных занятий (провести психологическую диагностику) и составить план коррекционных мероприятий. Возможные причины пропусков занятий:
№ | Возможные причины пропусков занятий. | Возможные методы, методики диагностики (конкретные диагностические методики педагог-психолог выбирает самостоятельно). | Примерный перечень коррекционных мероприятий. |
1. | Нарушения в мотивационной сфере. | Анкета «Мотивация». Тест «Жизненные ценности». | Коррекционные занятия направленные на формирование и развитие учебной мотивации |
2. | Сложные отношения с классным руководителем. | Беседа. Метод незаконченных предложений. Рисуночные тесты. ЦТО. | Тренинг педагогической эффективности, профилактика профессионального выгорания. |
3. | Проблемы в интеллектуальной сфере. Трудности в обучении. | ШТУР. Методики диагностики интеллекта. Тест школьной тревожности. | Занятия, направленные на развитие интеллектуальной сферы. |
4. | Проблемы в отношениях с родителями. | Беседа. Тест «Рисунок семьи». | Консультирование родителей. Совместный тренинг родители-дети, направленный на выработку стереотипов оптимального социального поведения. Тренинг родительской эффективности. |
5. | Личностные особенности. | Тест Кеттелла. Рисуночные тесты. HAND-тест. | Тренинг личностного роста. Тренинг уверенности в себе. |
6. | Нарушены социальные контакты. | Социометрия. | Тренинг взаимодействия в группе. Занятия, направленные на повышение сплоченности в классе. |
11. Педагог-психолог, работающий с учащимся, склонным к совершению правонарушений, должен выяснить психологические причины асоциального поведения (провести психологическую диагностику) и составить план коррекционных мероприятий.
|
№ | Возможные причины асоциального поведения. | Возможные методы, методики диагностики (конкретные диагностические методики педагог-психолог выбирает самостоятельно). | Примерный перечень коррекционных мероприятий. |
1. | Проблемы в отношениях с родителями. | Беседа. Тест «Рисунок семьи». | Консультирование родителей. Совместный тренинг родители-дети, направленный на выработку стереотипов оптимального социального поведения. Тренинг родительской эффективности. |
2. | Вовлечение в асоциальную группу сверстников | Беседа, социометрия | Тренинг личностного роста Включение в в волонтерское движение |
3. | Личностные особенности. | Тест Кеттелла. Рисуночные тесты. HAND-тест. Методики, направленные на диагностику агрессии, тревожности, депрессии Исследование типа акцентуации характера (опросник Личко) | Тренинг личностного роста. Тренинг уверенности в себе. Коррекционные занятия, направленные на обучение методам саморегуляции Коррекционные занятия, направленные на обучение способам конструктивного решения конфликтов |
4. | Нарушенные социальные контакты. | Социометрия. | Тренинг взаимодействия в группе. Занятия, направленные на повышение сплоченности в классе. |
5. | Неспособность предвидеть последствия своего поведения | Беседа. Метод незаконченных предложений. Методики диагностики интеллекта. | Коррекционные занятия, направленные на развитие способности к саморегуляции, социальной ответственности |