Методика проведения социально-педагогического мониторинга причин совершения учащимися преступлений




Во исполнение инструктивно-методического письма Комитета по образования №01-14-1421/11-0-1 от 13 мая 2011года о «Методике проведения социально-педагогического мониторинга причин совершения учащимися преступлений», специалистами Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования с учетом рекомендаций прокуратуры Санкт-Петербурга, была разработана методика «Социально-педагогический мониторинг по выявлению причин совершенного преступления».

В соответствии с рекомендациями специалистов Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования социально-педагогический мониторинг по выявлению причин совершенного преступления в обязательном порядке проводится в случае прекращения уголовного дела (уголовного преследования) в отношении несовершеннолетнего по нереабилитирующим основаниям и после приговора суда о признании несовершеннолетнего, совершившего преступление, виновным.

Методика проведения социально-педагогического мониторинга причин совершения учащимися преступлений составлена на основании следующих документов:

1.Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Статья 14. Презумпция невиновности.

· Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

· Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.

· Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого.

· Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.

Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе. Если не оговорено иное, основные понятия, используемые в настоящем Кодексе, имеют следующие значения:

· близкие лица - иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений;

· близкие родственники - супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки;

В соответствии с УПК РФ:

· Подсудимый - обвиняемый, в отношении которого дело принято к производству судом. Подсудимый, в отношении которого вынесен приговор, именуется осужденным - если приговор обвинительный, или оправданным - если приговор оправдательный (ст. 47 ч. 2 УПК). В силу принципа осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (п.3 ст. 123 Конституции РФ).

· Подозреваемый - в уголовном процессе - лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления или подвергнутое мере пресечения до предъявления обвинения (ст. 46 УПК РСФСР). Подозреваемый имеет право знать, в совершении какого преступления он подозревается, давать объяснения, показания, заявлять ходатайства приносить жалобы на действия и решение лица, производящего дознание, следователя и прокурора, заявлять отводы следователю, лицу, производящему дознание, переводчику, представлять доказательства.

· Основание для прекращения уголовных дел – это предусмотренные законом обстоятельства, которые исключают возможность обвинения (реабилитирующие основания), либо при доказанности обвинения исключают возможность применения мер уголовного наказания и мер общественного воздействия, либо позволяют применить вместо уголовного наказания меры общественного воздействия (нереабилитирующие основания). К нереабилитирующим основаниям прекращения уголовного дела (уголовного преследования) относятся следующие: за примирением сторон (ст. 25 УПК РФ), в связи с деятельным раскаянием (ст.28 УПК РФ), в связи с удовлетворением судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия (ст.ст. 427,428,432 УПК РФ)

2.Статья 14 главы 3 Уголовного кодекса РФ. Содержание данной статьи показывает, что основанием уголовной ответственности может быть только преступное поведение лица, выразившееся в конкретном деянии, а не антиобщественные свойства человека, его помыслы и убеждения.

· Деяние - это термин, обозначающий общественно опасное поведение человека. Лицо подлежит уголовной ответственности и наказанию за деяния, если они были осознаны им, и если он был способен регулировать свое поведение, т.е. если в совершенных деяниях проявились сознание и воля. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

· Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Выявление причин совершения учащимися преступленийявляется важным элементом системы профилактики правонарушений учащихся в образовательном учреждении, что отражено в ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В соответствии с ч.1. ст. 22 ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» одной из основных задач деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является выявление причин и условий безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

Социально-педагогический мониторинг причин совершения учащимися преступлений - это выявление причинно-следственных связей между личностными особенностями ребенка, его социальным статусом, особенностями ближайшего окружения и общения, и совершением преступления. Он позволяет, по каждому случаю преступления, устанавливать причины и условия, способствовавшие его совершению. В случае, если ранее учащийся не имел отклонений в поведении, на учете в ОДН не состоял, никакой информации о его противоправном поведении в ОУ не поступало, основным материалом для изучения является психолого-педагогическая характеристика учащегося.

Для проведения социально-педагогического анализа (мониторинга) по выявлению причин совершенного преступления учащимся создается комиссия, в которую могут входить:

· специалист районного отдела образования;

· директор ОУ;

· заместитель директора по воспитательной работе;

· представитель школьной общественности (социальный педагог).

Комиссия проверяет и анализирует документы на учащегося, совершившего преступление, и выносит заключение о причинах, приведших данного учащегося к совершению преступления. Документы, подлежащие рассмотрению:

· информация об отклоняющемся поведении и правонарушениях учащегося, поступившая в ОУ из различных организаций (ОДН, КДН и ЗП, ОО и П и др.), а также докладные на имя директора ОУ от классного руководителя, учителей-предметников, других сотрудников школы;

· протоколы, акты и распоряжения администрации о мерах, принимаемых к учащемуся по фактам отклоняющегося поведения и правонарушениям (проведение бесед, обсуждение на заседаниях Совета профилактики, педсоветов, вынесение выговоров по школе, направление представлений в КДНиЗП, информаций в ОДН, организация работы с родителями, организация досуга учащегося и т.д.);

· документы, в которых зафиксированы факты помощи, которая оказывалась учащемуся со стороны школы, если в этом была необходимость;

· заключения и акты по контролю о результативности принимаемых мер;

· подробная характеристика на учащегося (учеба, взаимоотношения с учителями, сверстниками, особенности характера учащегося, ситуация в семье, характеристика родителей, их отношение к воспитанию ребенка).

1. Анализ семейной ситуации
Содержание Методы сбора информации Документы
· состоит ли на учете (дата постановки; где, причина) – внутришкольный контроль, ОДН; · полная, неполная семья; · количество детей в семье; · кто занимается воспитанием (родители или лица, их заменяющие); · характеристика взаимоотношений в семье; · воспитательный потенциал семьи; · материальное положение семьи; · информированность специалистов ОУ о проблемах семьи; · формы взаимодействия с семьей, причины контактов (или их отсутствие); · готовность семьи к сотрудничеству с ОУ в решении проблем ребенка; · виды помощи оказанной семье в ОУ (психолого-педагогическая, социально-правовая, материальная, др.) Наблюдение, беседа, анализ документации, запросы, посещение семьи · характеристика семьи, - социальный паспорт семьи, · акт о ЖБУ; · протоколы заседаний совета по профилактике ОУ, запросы (в органы опеки и попечительства, КДН и ЗП, кризисные службы, социальные гостиницы и т.д.); · личное дело ребенка, · документы из учреждений системы профилактики, от родителей (договора, заявления) · журналы или банки данных, в которых зафиксирована (отражена) профилактическая работа с родителями (законными представителями), с близкими людьми для учащегося, · заключение ППМС консилиума, · -рекомендации психолога
2. Анализ информации о учащемся
2.1. Характеристика учебной деятельности: · успеваемость; · посещаемость; · характеристика проблем учащегося; · особенности взаимоотношений в классе и с учителями; · проделанная педагогическая работа при наличии у учащегося проблем в учебной деятельности. Наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа с учителями - предметниками, классным руководителем, психологом, одноклассниками, анализ документации. · характеристика классного руководителя; · выписка из классного журнала; · выписка из журнала учета посещаемости; · информация по внутришкольному контролю, из базы данных по правонарушениям; · психолого-педагогическая характеристика класса; · социальный паспорт класса; · заключения и рекомендации психолога и ППМС консилиума; · индивидуальная карта сопровождения; - · докладные записки педагогов; · журнал регистрации консультаций.
2.2. Характеристика психического и физического развития, поведенческих особенностей: · индивидуально-личностные особенности учащегося, · социальный статус в классе, взаимоотношения со сверстниками, · уровень физического развития, · принадлежность учащегося к молодежным субкультурам, · вредные привычки · оказание психолого-педагогической поддержки специалистов ОУ, и специалистов др. учреждений, · дата направления и результаты обследования РМПК, ГМПК (если было). Беседы с одноклассниками, учителями, психологом и т.д.; наблюдение, беседа, тестирование; анкетирование; анализ документации. · характеристика психолога; · справка (выписка) о состоянии здоровья; · заключения и рекомендации психолога и ПМПК; · психолого-педагогическая характеристика класса; · заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования; · карты сопровождения · документация о постановке на внутришкольный учет; · входящие документы: протоколы КДН и ЗП, документация из ОДН РУВД; · -докладные, служебные объяснительные, записки, ходатайства.
2.3. Внеурочная деятельность: · интересы и предпочтения в проведении свободного времени; · организация досуга (занятость в системе дополнительного образования, клубах (где)); · участие в жизни класса, школы (внеклассная работа). Беседы с учащимся, родителями или законными представителями и (или) кружководами или тренерами и сверстниками; опрос, тестирование, анкетирование запрос в подростковые клубы, дома творчества. · запросы и акты; · протоколы бесед; · характеристика из ОДОД или ПМК (Спорт. школы, ДДТ, КЦТТ и т.п.); · справки о занятости во внеучебное время, в каникулярное время; · грамоты за участие в соревнованиях, играх и т п.

По окончании социально-педагогического мониторинга составляется обзорная справка:

Обзорная справка на у ченика ГБОУ №____

1. Фамилия, имя, отчество ____________________________________________________________

2. Дата рождения____________________________________________________________________

3. Постоянное место жительства _______________________________________________________

4. Место регистрации: ________________________________________________________________

5. Состояние здоровья: _______________________________________________________________

- состоит ли на диспансерном учете: ____________________________________________________

6. Обучался в ______ классе. Прибыл из ГБОУ №____ дата _____в _______ класс, основание:_____________________________

7. Отношение к обучению: ____________________________________________________________

-интерес к каким-либо учебным предметам ___________________________________________

-оставался ли на повторное обучение: ________________________________________________

8. Досуг:____________________________________________________________________________

9. Участие в общественной жизни школы: _______________________________________________

_________________________________________________________________________________

10. Особенности поведения в школе: ____________________________________________________

11. Отношение к педагогам ___________________________________________________________

12. Характеристика ближайшего окружения______________________________________________

13. Вредные привычки и наклонности: ___________________________________________________

14. Правонарушения в школе: __________________________________________________________

15. Причины отклонения от нормы поведения: ____________________________________________

16. Индивидуальная профилактическая работа со стороны школы: ___________________________

17. В работе с учащимся школа взаимодействовала: _______________________________________

18. Сведения о родителях: _____________________________________________________________

19. Характеристика семьи: _____________________________________________________________

20. Характер влияния семьи на несовершеннолетнего: ______________________________________

21. Бюджет семьи в расчете на одного человека:___________________________________________

22. Предполагаемые меры, необходимые для исправления социальной и психологической реабилитации несовершеннолетнего: _________________________________________________

 

Справка утверждена Профилактическим советом ГБОУ №___ дата________

 

Директор ГБОУ№_____

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: