Эта установка выражает наиболее общие требования к орга-низации силовой подготовки в многолетнем аспекте. Она реали-зует идею сближения частных тренирующих эффектов в системе применяемых средств, т.е. постепенное приближение их кумуля-тивного тренировочного эффекта к тем существенным специфи-ческим характеристикам, которые присущи режиму функциони-рования организма в условиях спортивной деятельности.
С позиции рассматриваемой установки представляется, что на начальных этапах ПССМ задачи, решаемые всем многообразием тренировочных средств, формально далеки друг от друга. Они связаны только внутренней логикой, исходящей из перспективы развития ПССМ, и выражаются в таком взаимообусловленном совершенствовании двигательных способностей, которое учи-
– 207 –
тывает особенности формирования структуры физической под-готовленности в данном виде спорта. Конкретно это выражается
в приобщении организма к двигательному режиму, присущему спортивной деятельности, т.е. в специализации его преимуще-ственно и прежде всего по способности (но не по органу) и безот-носительно к той или иной двигательной форме. Вместе с тем это также функциональное совершенствование организма вообще,
в смысле повышения его функциональных способностей и расши-рения рабочих возможностей.
По мере развития ПССМ тренирующие эффекты применяе-мых средств начинают сближаться по своему специфическому выражению, а предпосылки, их определяющие, исходят из глав-ной задачи, вытекающей, в свою очередь, из положения: режим функционирования организма в условиях спортивной деятель-ности определяет требования к специальной силовой подготов-ке, уровень специальной подготовленности определяет прогресс ПССМ в целом.
|
Таким образом, на этапе высшего спортивного мастерства точ-кой сближения в целевой направленности специальной силовой подготовки становятся специфический характер двигательного режима специализируемого упражнения и конкретная моторная форма его проявления, а критерием сближения – соответствие эффекта тренировочной нагрузки исходящим отсюда требова-ниям. При этом специализируемое упражнение в своем трени-ровочном воспроизведении приближается по специфическим двигательным характеристикам к воспроизводимому в соревно-вательных условиях: средства специальной подготовки превыша-ют этот уровень; средства общей подготовки в большей мере, чем раньше, отражают специфику специализируемого упражнения. Теперь все составляющие ПССМ тесно взаимосвязаны между со-бой. Соответствие их друг другу обусловливает закономерность: рост мастерства определяется уровнем специальной подготовлен-ности организма и способностью спортсмена к эффективной реа-лизации своих моторных возможностей.
Идею рассматриваемой установки можно наглядно выразить следующей схемой (рис. 71). В ПССМ ведущая двигательная способность (В) постепенно приближается по своим специфиче-ским характеристикам к режиму работы двигательного аппарата
в условиях спортивной деятельности (А). В то же время комплекс двигательных способностей, обеспечивающих ведущую двига-
– 208 –
тельную способность (условно обозначенных на схеме а, b, с)
|
в своем развитии все в большей мере соответствует качествен-ной специфике последней.
Здесь следует упомянуть, что идея этой методической установки рассматривалась ра-нее (Ю.В. Верхошанский, 1963, 1972) в связи с вопросом так называемой ранней специали-зации. Поскольку этот вопрос непосредственно связан с на-чальным этапом ПССМ, было
выдвинутоконструктивное
Рис. 71. Иллюстрация сущностиидеи установки на сближение частных эффектов в системе средств силовой подготовки (объяснение в тексте)
соображение о целесообразности начальной специализации не
в конкретном виде спорта (спортивном упражнении), а в специфи-ческом двигательном режиме, к которому юный организм тяготе-ет в большей мере. Иными словами, приобщение ребенка к спорту и моторное совершенствование организма средствами спорта начинается не в утилитарной форме специализированной тре-нировки, нацеленной на достижение классификационных норм и разрядов (что легко и незаметно переходит в форсированное натаскивание на результат), а в форме планомерного, направлен-ного на будущее функционального совершенствования организ-ма. Практически это означает, что в процессе школьных уроков физической культуры и соревнований выявляется предрасполо-женность организма ребенка к той или иной форме спортивной деятельности (быстрота реагирования, быстрота движений, спо-собность к скоростно-силовым действиям циклического или аци-клического характера, к длительной работе умеренной интенсив-ности, к двигательной ловкости и т.п.). Ребенок начинает занятия
в группе, специализирующейся в соответствующем двигательном режиме (первая ступень ДСШ). Цель таких занятий – совершен-ствование функциональных способностей организма в рамках данного режима на базе разнообразных, элементарных по своей структуре и доступных двигательных форм, без специализации
в каком-либо конкретном виде спорта. Соревнования (преиму-щественно командные) – непременное условие такой подготов-ки, они проводятся на основе тех же элементарных двигательных
– 209 –
форм. В ходе занятий (с постепенным повышением требований
к организму) педагог должен определить предрасположенность ребенка к тому или иному виду спорта и передать его в соответ-ствующую группу спортивной школы (вторая ступень ДСШ), где начинается процесс специализированной тренировки.