Целесообразность системного, главным образом последова-тельного, применения средств в тренировке неоднократно рассма-тривалась в научно-методической литературе, однако в порядке предварительного изучения вопроса. Так, делались попытки вы-явления рационального сочетания упражнений на силу, быстро-ту и выносливость в плане повышения общей работоспособности организма (Н.В. Зимкин, Н.Н. Яковлев, А.В. Коробков, В.М. За-циорский и др.); исследовалась эффективность последовательно-го (поэтапного) и параллельного (комплексного) использования средств развития выносливости и скоростно-силовых способно-стей спортсменов (Н.Г. Озолин, В.М. Дьячков, В.В. Михайлов, М.Я. Набатникова, Н.И. Волков с сотр. и др.); изучалось влияние на срочный тренировочный эффект (развитие выносливости) по-следовательности выполнения нагрузки аэробного и анаэробного характера (Н.И. Волков с сотр., С.М. Гордон с сотр.); выяснялась целесообразная последовательность введения в тренировочный процесс силовых и скоростно-силовых упражнений как одного из условий планомерного развития взрывной силы мышц (Н.Г. Озо-лин, В.М. Дьячков, А.Н. Воробьев, В.П. Филин, Ю.В. Верхошан-ский и др.). Однако экспериментальные работы в области систем-ного применения средств пока единичны и не дают убедительных практических рекомендаций.
Системное применение средств специальной силовой подго-товки означает такое сочетание последних во времени, результи-
– 195 –
рующий (кумулятивный) эффект которого значительно выше по количественным и качественным показателям, чем при раздель-ном, неупорядоченном применении тех же средств. Принципи-ально возможны два варианта системного применения средств – последовательный и одновременный (комплексный).
|
Первый вариант предполагает строго определенное после-довательное введение в тренировочный процесс в годичном или многолетнем цикле) средств с более высоким тренирующим эф-фектом. Логико-теоретическая основа этого варианта исходит из двух непреложных фактов: неизбежного снижения тренирующе-го эффекта любого средства по мере адаптации организма к его систематическому воздействию и необходимости постоянного присутствия тренирующего эффекта в комплексе применяемых средств как условия неуклонного повышения уровня специаль-ной работоспособности организма.
Кроме того, методический опыт и экспериментальные наблю-дения свидетельствуют, что конечный эффект тренировки, на-целенной на развитие той или иной двигательной способности,
в значительной мере определяется фактором преемственности
в последовательной смене средств с различной преимуществен-ной направленностью, в силу чего функциональные изменения
в организме, обретенные в результате применения одних средств, создают благоприятные условия для реализации тренирующего эффекта других, последующих средств.
Необходимым условием построения системы последователь-ного применения средств специальной силовой подготовки вы-ступают оценка количественного и качественного компонентов тренирующего эффекта тех или иных средств и ранжирование их на этой основе применительно к конкретному уровню специаль-ной подготовленности спортсмена. Это, по существу, и составляет предмет исследования, задача которого – научная разработка тео-ретических и методических принципов построения рациональной системы последовательного применения средств специальной подготовки.
|
Второй вариант системного применения средств предполага-ет одновременное использование средств, близких по режиму ра-боты организма, но имеющих различную преимущественную на-правленность тренирующего эффекта. Его логико-теоретическая предпосылка заключается в предположении (уже достаточно подкрепленном в эксперименте), что приспособительные сдвиги
– 196 –
в организме, вызванные отдельными составляющими комплекс-ной тренировочной работы, не просто суммируются в виде адди-тивного эффекта, а, функционально взаимодействуя, обеспечи-вают новое качественное состояние организма, которое по своим рабочим возможностям значительно выше и богаче, чем в ре-зультате раздельного, бессистемного применения тех же средств, даже в увеличенном объеме. Необходимым условием (а следова-тельно, и задачей исследования) успешной реализации системы комплексного применения средств специальной силовой под-готовки является экспериментальная оценка кумулятивного эффекта различных вариантов сочетания средств.
Ряд исследований (Э.В. Пурвин, А.В. Ходыкии, В.Н. Дени-скин, В.В. Татьян, Г.В. Черноусов и др.) посвящен изучению прин-ципиальных подходов к системному применению специальных силовых средств в скоростно-силовых видах спорта.
В одном из них установлено, что у начинающих спортсменов последовательность применения средств в подготовительном пе-риоде тренировки (вначале силовые, а затем скоростно-силовые или наоборот) не имеет существенного значения. Следовательно,
|
в принципе один и тот же эффект с равной вероятностью можно получить, применяя любой порядок введения этих средств в тре-нировку.
Относительно бóльший эффект по сравнению с упомянуты-ми выше вариантами (при одинаковом объеме тренировочной нагрузки) отмечен в группе, которая одновременно применяла силовые и скоростно-силовые средства, чередуя их в смежных тренировочных занятиях. Можно полагать, что такое чередова-ние создает в организме оптимальные условия для протекания функциональных приспособительных перестроек. Не исключено, что этот режим работы с интервалом отдыха между занятиями
в один день обеспечивал положительное взаимовлияние следо-вых явлений от силовых и скоростно-силовых упражнений. В це-лом это обусловливало более высокую интенсивность и стойкость приспособительных процессов. Следует иметь в виду и несомнен-ное положительное влияние контрастности раздражителя, кото-рое достигалось за счет чередования в смежных занятиях средств с преимущественно силовой и скоростно-силовой направлен-ностью.
В другом эксперименте одна группа начинающих спортсме-нов на первом этапе применяла упражнения со штангой, затем
– 197 –
прыжки в глубину с последующим отталкиванием, вторая груп-па – те же упражнения в обратной последовательности, третья группа – одновременно те и другие средства. Установлено, что пер-вый вариант в целом оказался более эффективным для развития скоростно-силовых способностей. Одновременное применение упражнений (третий вариант) обеспечило существенные сдвиги
в скоростно-силовых показателях на первом этапе, а на втором этапе темп прироста скоростно-силовых показателей заметно снизился, что можно объяснить однообразием применяемых средств. Второй способствовал значительным (по ряду парамет-ров бóльшим, чем в первом и третьем вариантах) сдвигам после первого этапа, что легко объясняется высоким тренирующим эф-фектом ударного метода, однако в конце второго этапа уровень развития скоростно-силовых показателей был самым низким.
В специальном эксперименте исследовался вопрос: влияет ли на эффективность скоростно-силовой подготовки начинаю-щих спортсменов выполнение в одном тренировочном занятии скоростно-силовых упражнений на фоне положительного после-действия, вызванного предыдущей тонизирующей силовой рабо-той? Одна группа спортсменов выполняла в основной части заня-тия упражнения в такой последовательности, другая – в обратной. При этом пауза между упражнениями была несколько увеличена с тем, чтобы свести к минимуму влияние положительного после-действия предыдущей работы на последующую. Кроме того, была организована третья группа, которая выполняла в тренировке от-талкивания после прыжка в глубину. Наличие этой группы в экс-перименте определялось двумя задачами: во-первых, изучением эффекта ударного метода и, во-вторых, сравнением этого эффек-та с результатом, достигнутым при комплексном использовании менее эффективных средств.
В эксперименте не было найдено статистически значимых раз-личий в показателях скоростно-силовой подготовленности испы-туемых первых двух групп. В третьей группе был обнаружен наи-больший прирост по всем параметрам контрольного движения.
Таким образом, гипотеза, предполагающая повышение трени-рующего эффекта скоростно-силовых упражнений, выполняе-мых на фоне положительного последействия силовой работы,
в тренировке начинающих спортсменов не подтвердилась. В то же время применение средств с более высоким тренирующим эффектом (прыжки в глубину) обеспечило значительно бóльшие
– 198 –
сдвиги в уровне скоростно-силовой подготовленности, которые были достигнуты при меньшем объеме тренировочной работы. Объясняя эти результаты, следует учитывать, что у неподготов-ленных спортсменов любое тренирующее воздействие оставляет
в организме значительный след. При этом организм, во-первых, не может избирательно реагировать на преимущественную сило-вую или скоростно-силовую направленность средств (в пределах одного занятия), и, во-вторых, длительность удержания следов тренирующих воздействий, видимо, более продолжительна, чем внешне наблюдаемый эффект последействия предыдущей тони-зирующей работы. В связи с этим в пределах одного занятия про-исходит суммирование следов всех тренирующих воздействий, что приводит к одному и тому же эффекту, независимо от того,
в какой последовательности эти воздействия следуют во времени.
Однако гипотезу о целесообразности такого комплексного при-менения средств в тренировке, при котором влияние положитель-ного последействия предыдущей силовой работы используется для повышения тренирующего эффекта последующей скоростно-силовой и особенно скоростной работы, не следует считать окон-чательно отвергнутой. Поскольку эксперимент проводился на контингенте начинающих спортсменов, то вполне вероятно, что низкий уровень их специальной тренированности исключил воз-можность реализации этого феномена. В тренировке более подго-товленных спортсменов можно ожидать положительного влияния предыдущей силовой работы на тренирующий эффект скоростно-силовой и скоростной работы. Однако это предположение следует понимать лишь в качестве уточнения рассматриваемой гипотезы, правомерность которого может быть окончательно установлена только в специально организованном эксперименте.
В эксперименте со спринтерами младших разрядов проверя-лось специфическое воздействие «коротких» (различные вари-анты однократных отталкиваний одной и двумя ногами, а также варианты тройного и пятикратного прыжка с места) и «длинных» (многократные отталкивания одной ногой или с ноги на ногу на отрезках 30–100 м) прыжковых упражнений, а также эффект их системного применения. В течение 8 месяцев одна группа сприн-теров выполняла преимущественно «короткие», вторая – «длин-ные» прыжковые упражнения, а третья – те и другие. В итоге эксперимента установлено (рис. 68), что «короткие» прыжковые упражнения преимущественно влияют на развитие способности
– 199 –
Рис. 68. Сдвиги в результатах бега (н/с – низкий старт, с/х – с ходу)на различных отрезках у спринтеров
(А – «короткие», Б – «длинные» прыжковые упражнения, В – их сочетание)
к стартовому ускорению и обеспечивают увеличение длины бегового шага и частоты движения. «Длинные» прыжковые упражнения в большей мере способствуют повышению макси-мальной скорости бега и скоростно-силовой выносливости. Со-четание «коротких» и «длинных» прыжковых упражнений при-водит к суммированию их тренирующего эффекта и развитию специфических для спринтера скоростно-силовых способностей.
В условиях естественной тренировки трех равноценных групп легкоатлетов – прыгунов средней квалификации сравнивалась эффективность последовательной системы применения средств специальной силовой подготовки. На первом этапе подготови-тельного периода все группы применяли специальные прыжковые упражнения. На втором этапе вторая и третья группы переключи-лись на упражнения со штангой; первая продолжала применять прыжковые упражнения. На третьем этапе третья группа начала применять отталкивания после прыжка в глубину (первая про-должала использовать прыжковые упражнения, вторая – упраж-нения со штангой). Общая тенденция в динамике контрольных показателей экспериментальных групп схематически представле-на на рис. 69. Легко видеть, что в первой и второй группах показа-тели специальной силовой подготовленности обнаружили четкую тенденцию к стабилизации после первого и второго этапов соот-ветственно, а в первой группе – даже к снижению на третьем этапе. Таким образом, последовательное введение в тренировку средств с более высоким специфическим тренирующим эффектом дает
– 200 –
явный положительный эффект. | |||||
В то же время применение одних | |||||
и тех же средств даже при увели- | |||||
чении их объема не только не вы- | |||||
зывает положительных сдвигов, | |||||
но приводит к снижению достиг- | |||||
нутого уровня специальной сило- | |||||
вой подготовленности (Ю.В. Вер- | Рис. 69. Общая тенденция | ||||
хошанский, В.Г. Аганин, 1970). | |||||
Обобщая результаты экспери- | в динамике контрольных | ||||
ментов с начинающими спортс- | показателей в эксперимен- | ||||
тальных группах | |||||
менами средней квалификации, | |||||
(объяснение в тексте) | |||||
можно сделать следующее заклю- | |||||
чение об эффективности исследуемых вариантов применения | |||||
средств для этой категории спортсменов: | |||||
– наибольший результат дает применение средств с оптималь- | |||||
но высоким тренирующим эффектом; | |||||
– несколько меньший, но существенный эффект достигает- | |||||
ся при комплексном применении средств силовой и скоростно- | |||||
силовой подготовки в одном занятии или при чередовании их | |||||
в смежных занятиях; | |||||
– менее результативен вариант последовательного введения | |||||
в тренировку силовых, а затем скоростно-силовых средств или | |||||
наоборот; | |||||
– при последовательном применении средств необходимо ру- | |||||
ководствоваться следующими принципами: силовые упражнения | |||||
целесообразно вводить в тренировку после скоростно-силовых; | |||||
сильнодействующие | специализированные | средства | развития | ||
взрывной силы (в частности, средства ударного метода) – после | |||||
силовых упражнений, но не наоборот. | |||||
В лабораторных условиях на квалифицированных спортсме- | |||||
нах моделировались различные варианты предсоревновательной | |||||
подготовки тяжелоатлетов (В.Н. Денискин, 1976). В качестве мо- | |||||
дельного использовалось разгибательное отталкивающее движе- | |||||
ние ногой (исходный угол в коленном суставе равен 90º) с подни- | |||||
манием предельного груза. Контрольным было то же движение со | |||||
стандартным грузом, выполняемое максимально быстро. В одном | |||||
из вариантов исследовался эффект ударного метода (отталкива- | |||||
ние после прыжка в глубину), используемого после этапа интен- | |||||
сивной работы с отягощениями, задачей которого было предельно | |||||
повысить способность к проявлению взрывных усилий. На вто- |
– 201 –
ром и третьем этапах применялись только отталкивания после прыжка в глубину. Необходимость двух таких этапов была про-диктована результатами предварительных поисковых исследова-ний, которые показали, что повышенное функциональное состо-яние, достигнутое на одном этапе, неустойчиво. Четвертый этап был контрольным и включал в себя только тестирование. Между этапами давался полный отдых с целью наблюдения феномена сверхвосстановления организма. На рис. 70 представлены резуль-таты контрольных соревнований (максимальное значение подня-того веса – кружки с точками) и динамика параметров кривой F(t) при поднимании стандартного груза (максимум динамического усилия – Fmax, время его достижения – tmax, Q и I -градиенты).
Эксперимент показал, что применение средств ударного мето-да обеспечивает дальнейший и существенный подъем того уровня взрывной силы, который был достигнут упражнениями с отягоще-ниями. Выяснилась целесообразность двухэтапного применения этих средств: первый этап обеспечивает улучшение способности
Рис. 70. Результаты эксперимента (объяснение в тексте)
– 202 –
к проявлению взрывной силы, второй – стабилизирует достигну-тый уровень специальной подготовленности.
Следует обратить внимание на существенное повышение всех контрольных показателей после периода полного отдыха, следо-вавшего за первым и вторым этапами. Это свидетельствует о том, что отдых можно рассматривать и использовать (как это ни пара-доксально) в качестве средства тренировки.
В ряде экспериментов изучался эффект системного при-менения средств специальной силовой подготовки в условиях естественной тренировки спортсменов высокой квалификации (Э.В. Пурвин, В.Н. Денискин, А.В. Ходыкин). В частности, было установлено, что последовательное применение электромиости-муляции (ЭМС), а затем ударного метода дает бóльший эффект, чем применение этих средств в обратном порядке. Однако зна-чительно больший эффект достигается при одновременном их применении, когда, например, ЭМС и ударный метод сочетаются с упражнениями, выполняемыми с большим отягощением. На фоне тренировки, не имеющей преимущественной силовой на-правленности, их эффект значительно ниже. И, наконец, в период полного или частичного отдыха отмечен наиболее низкий эффект применения ЭМС и ударного метода.
Таким образом, в общей форме целесообразность и преимуще-ства системного применения средств специальной силовой под-готовки могут быть охарактеризованы следующим образом.
Последовательная система средств. Можно полагать, что раз-витие специфических двигательных способностей от того уровня, который присущ нормально функционирующему организму здо-рового человека, до высокой степени совершенства, которую де-монстрируют отлично подготовленные спортсмены, происходит с определенной закономерностью. В силу этой закономерности, вероятно, существует объективная необходимость в последова-тельном совершенствовании функциональных систем и физио-логических механизмов, ответственных за развитие той или иной специфической двигательной способности. При этом прогрес-сивные функциональные изменения одних систем и механизмов выступают в качестве благоприятной предпосылки для совершен-ствования других систем и механизмов, лимитирующих дальней-шее развитие двигательных способностей. Легко понять, что реа-лизация данной закономерности возможна только в том случае, если организация тренировочного процесса обеспечивает соот-ветствующие условия. Создание таких условий и является основ-
– 203 –
ной задачей, которую призвана решать система последовательно-го применения средств с различным тренирующим эффектом.
Известно, что для неуклонного повышения уровня специаль-ной работоспособности организма применяемые средства должны обладать тренирующим эффектом, а его величина соответство-вать текущему уровню специальной подготовленности организма
и возрастать вместе с последним. При всей банальности теоре-тического смысла, содержащегося в этом положении, оно тем не менее не всегда практически воплощается. Очень часто средства подбираются стихийно, без учета их тренирующего эффекта, не-редко под влиянием «моды», на основе субъективной оценки их. Высокоэффективные средства применяются несвоевременно – на ранних этапах годичного цикла или на начальном этапе много-летней тренировки. Арсенал средств слишком ограничен и по-вторяется из года в год. Это, разумеется, не общая тенденция, но довольно типичная картина, свидетельствующая о том, что даже хорошо известные и не вызывающие сомнения теоретические положения принципиального значения вольно или невольно иг-норируются. Отсюда актуальность разработки принципов мето-дической системы последовательного введения в тренировочный процесс средств с постепенно повышающимся тренирующим эф-фектом становится предельно очевидной.
С ростом спортивного мастерства в состоянии тренирован-ности атлета все большее значение приобретает специфический фактор. Одновременно возрастает и роль средств, направленных на его развитие. Введение их в тренировочный процесс должно быть своевременным и подготовленным всем содержанием пред-шествующих этапов. Это должны быть новые («неожиданные» для организма) средства, занимающие совершенно определенное
и принадлежащее только им место в системе средств с более высо-ким тренирующим эффектом.
В рассмотренных исследованиях применялась однократная или двукратная смена средств специальной подготовки. Однако возможны и целесообразны варианты системного применения средств с повышающимся тренирующим эффектом, предусма-тривающие многократную их смену. Принципиальная схема таких вариантов, представленная так называемым сопряженно-последовательным методом системного применения средств спе-циальной силовой подготовки, рассматривается на стр. 203.
Комплексная система средств. Комплексное применениесредств, объединенных с учетом структуры развиваемой специ-
– 204 –
фической двигательной способности, представляет собой наи-более прогрессивный метод организации специальной силовой подготовки. Он в наибольшей мере отвечает функциональному механизму специфической двигательной способности и особен-ностям процесса ее совершенствования и вместе с тем экономит время и энергию спортсмена.
В условиях тренировки высококвалифицированных спортсме-нов всегда может возникнуть необходимость в повышении уров-ня развития какого-то одного из элементарных свойств моторно-го аппарата, которое лимитирует в данный момент дальнейшее совершенствование специфической двигательной способности. Логически простой выход из этого положения связан с введени-ем в тренировку средств, способных устранить недостаток. Од-нако эта мера, полагающаяся на весьма низкую в таких условиях вероятность «переноса» специфических двигательных способно-стей, мало эффективна. В то же время если в тренировке систе-матически и планомерно применять комплексный метод, то это, во-первых, сведет вероятность возникновения такой ситуации
к минимуму и, во-вторых, быстро исправит положение.
Как известно, «контрастность» тренирующего воздействия, т.е. чередование в пределах некоторых оптимальных отрезков вре-мени средств с различной преимущественной направленностью тренирующего эффекта, выступает в качестве фактора, усиливаю-щего функциональную восприимчивость организма. Именно этот фактор и обеспечивается в полной мере в условиях комплексного применения средств специальной силовой подготовки.
Следует учитывать некоторые методические особенности системного построения специальной силовой подготовки начи-нающих и высококвалифицированных спортсменов.
Для начинающих спортсменов (при том, что у них относитель-но низкий уровень специальной подготовленности) всегда можно подобрать средства специальной силовой подготовки с достаточ-но высоким тренирующим эффектом. Поэтому их тренировку целесообразно строить преимущественно на основе системы по-следовательного использования средств, которая должна решать следующие задачи:
– обеспечивать благоприятные условия для реализации зако-номерностей, определяющих планомерное развитие специфиче-ских двигательных способностей;
– повышать эффективность специальной силовой подготовки за счет систематического (периодического) обновления средств.
– 205 –
В рамках каждого этапа, определяющего порядок и периодич-ность смены средств, следует одновременно применять упражне-ния с различной преимущественной направленностью тренирую-щего эффекта.
Для квалифицированных спортсменов (при том, что у них высокий уровень специальной силовой подготовленности) целе-сообразно преимущественно использовать комплексную систему средств, которая должна решать следующие задачи:
– обеспечивать специфический тренирующий эффект комп-лекса применяемых средств;
– обеспечивать сохранение количественного критерия трени-рующего эффекта средств специальной силовой подготовки.
Последнее должно быть реализовано за счет последовательной замены одних комплексных сочетаний средств другими. Следует подчеркнуть, что длительное применение одних и тех же средств даже при условии увеличения их объема не только не обеспечи-вает повышения уровня специальной подготовленности спортс-менов, но и приводит к явному снижению достигнутых ранее скоростно-силовых и особенно скоростных показателей.