Установка на сохранение тренирующего эффекта средств силовой подготовки




 

Установка указывает на то, что нагрузка должна постоянно об-ладать тренирующим эффектом в ходе подготовки спортсмена, несмотря на прогрессирующее функциональное совершенствова-ние его организма. Это достигается путем планомерного своевре-менного введения в тренировочный процесс более действенных средств на основе их логической преемственности.

 

Установка на сохранение тренирующего эффекта нагрузки обеспечивает реализацию основного условия развития ПССМ – непрерывного поступательного роста уровня специальной рабо-тоспособности спортсмена. Тем самым достигается постоянное соответствие между уровнем специальной работоспособности организма и неуклонно возрастающими требованиями, предъяв-ляемыми условиями, в которых выполняется специализируемое упражнение.

 

Практическая реализация рассматриваемой установки связана

 

с использованием системы последовательного введения в трени-ровочный процесс средств с более высоким тренирующим эффек-том на основе так называемого сопряженно-последовательного метода (см. стр. 203). Идея этого метода (см. рис. 46) заключа-ется в том, что по мере снижения тренирующего эффекта одних


 

– 213 –


средств в тренировку вводятся новые, более эффективные сред-ства, которые, в свою очередь, уступают место еще более эффек-тивным средствам. Естественно, что для практического использо-вания этого метода необходимы объективная экспериментальная оценка тренирующего эффекта и ранжирование на этой основе конкретного комплекса средств. На рис. 74 приведен пример тако-го ранжирования средств для развития взрывной силы ног (пры-гучести) в подготовительном периоде тренировки легкоатлетов-прыгунов (Ю.В. Верхошанский, 1969, 1970).

 

В многолетнем масштабе реализация сопряженно-последо-вательного метода предусматривает повторное циклическое вос-произведение рассмотренной системной последовательности использования средств, но выполняемых с повышенной интен-сивностью. При этом возможно и целесообразно обновление комплекса средств (рис. 75), замена тех, которые сыграли свою прогрессивную роль в повышении уровня тренированности спортсмена (средства А и В), новыми, с более высоким тренирую-щим эффектом (средства D и E).

 

 

Рис. 74. Принципиальная схема Рис. 75. Схема использования
сопряженно-последовательного сопряженно-последовательного
метода организации метода организации скоростно-
скоростно-силовой нагрузки силовой нагрузки в многолетней
  тренировке

 


 

– 214 –


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, контуры будущей системы специальной силовой подго-товки спортсмена как будто вырисовываются.

Однако неясных вопросов еще много. Поэтому автор готов по-нять недовольство того из читателей, который ожидал найти в кни-ге ответ на вопрос: как же все-таки мне развивать силу? Но надо надеяться, что этот читатель поймет неоправданность своей пре-тензии и бесполезность попытки дать рецепт на каждый конкрет-ный случай, если представит себе все бесконечное многообразие нюансов, определяющих методику тренировки в ее индивидуаль-ном выражении. По поводу подобной ситуации Д.И. Менделеев говорил: «Чинить и даже строить мосты, лечить и делать другие практические дела, конечно, можно по рецептам, по наглядке, но оказывается, что наилучшим способом, т.е. наивыгоднейшим по затрате времени, средств и усилий, практические дела делаются только при знакомстве с абстрактами,.. прямую пользу которых первоначально не улавливают». Именно поэтому основная идея книги заключается в попытке ответить не столько на вопрос, как развивать силу в каждом конкретном случае, сколько показать, что надо знать для этого. Творческое использование в конкрет-ных условиях тех уже сложившихся положений и идей, не пере-живших еще стадии гипотезы, которые изложены в книге, скорее приведет к успеху. Во всяком случае, это принесет бóльшую поль-зу, чем покорное следование рецептам, которые живут недолго.

 

Надо упомянуть еще об одной задаче, стоявшей перед авто-ром, – подчеркнуть нерешенные проблемы в области силовой подготовки и наметить хотя бы в общих чертах пути, по кото-рым следует направить энтузиазм заинтересованного читателя. Таких проблем еще много, и решение любой из них, даже самой маленькой, приблизит нас к моменту, когда мы сможем говорить

 

о подлинно научной и, следовательно, практически эффективной системе специальной силовой подготовки спортсмена.


 

– 215 –


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие к третьему изданию.................................................................. 5

 

От автора................................................................................................................ 13

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: