Плавание за золотым руном 9 глава




 

Миф об Эрисихтоне

 

Этот человек был бунтарем и, чтобы продемонстрировать свое пренебрежение к священной роще Цереры, взял топор и стал рубить в ней дуб. После первого же удара из коры дерева хлынула кровь, но Эрисихтон, не обращая внимания на предостережение богов и мольбы собравшихся в роще людей, продолжал свое дело. Наконец, ему надоели их увещевания, и он повернулся и зарубил одного или двух человек, а потом свалил и священный дуб.

Церера, оскорбленная его наглостью и жестокостью, решила сурово покарать его и наслала на него богиню голода, которая стала день и ночь грызть его внутренности. Несчастный Эрисихтон, терзаемый голодом, который не мог утолить никаким количеством пищи, потратил все свое состояние на еду, но все равно не мог насытиться. У него осталась одна дочь, и ту он продал в рабство, чтобы купить себе еду.

Хозяин девушки на минуту оставил ее на берегу моря, и Нептун, в ответ на ее мольбы, превратил ее в рыбака, избавив тем самым от рабства. Хозяин вернулся и, увидев, что рабыня его пропала, спросил рыбака, не видел ли он ее. Но рыбак ответил, что нет, и хозяин ушел. Тогда Нептун вернул девушке ей первоначальный облик и отправил домой, но отец снова продал ее. Нептуну еще несколько раз пришлось спасать девушку, пока Эрисихтон, лишившись всех средств, не разорвал зубами свое собственное тело.

 

Церера и Стеллио

 

Рассказывают еще один миф – о парне по имени Стеллио, который высмеял богиню, когда она путешествовала по свету. Он посмеялся над той быстротой, с которой она опустошила миску с овсяной кашей, предложенной ей одним из почитателей. Чтобы наказать юношу за грубость, Церера выплеснула остатки каши ему в лицо и превратила в ящерицу.

 

 

Глава 15

Веста

 

Поклонение Весте

 

Веста, или Гестия, дочь Крона и Реи, богиня огня и семейного очага, ангел‑хранитель человечества, почиталась главным образом в Италии, хотя в Греции и Малой Азии тоже имелись ее алтари.

Семейный очаг в древние времена имел совсем иное значение, чем сейчас, – его считали семейным алтарем, у которого отец семейства ежедневно молился богам и приносил им жертвы.

Согласно древнему языческому обычаю, все люди считались врагами друг другу до тех пор, пока, по специальному договору, не становились друзьями, поэтому Весту считали покровительницей справедливых, честных сделок и изображали обычно чистой, целомудренной девушкой.

Весте был посвящен красивый круглый храм в Риме; здесь, по преданию, хранился Палладиум из Трои вместе со священным огнем богини, зажженным от солнечных лучей.

Этот огонь – символ жизненного огня, который, по представлению древних, поддерживала в груди каждого человека Веста, дарующая жизнь, – горел постоянно, и жрецы внимательно следили, чтобы он не угасал, подбрасывая в него дрова. Пламя этого огня также символизировало чистоту богини, которая, несмотря на то что за ней ухаживали многие мужчины – среди них были даже Аполлон и Нептун, – сохраняла девственность.

Римляне считали, что поклонению Весте научил итальянцев Эней, их знаменитый предок, который привез с собой культ своих богов и, по преданию, выбрал первых весталок – девственниц.

Второй царь Рима, Нума Помпилий, построил прекрасный храм и учредил различные религиозные церемонии в честь Весты. Самые благородные и красивые девушки Рима становились ее жрицами. Их называли весталками, или девственницами Весты. Их принимали в храм в шестилетнем возрасте. В течение десяти лет они готовились стать жрицами и хранительницами священного огня. Эти обязанности они выполняли в течение десяти лет. Последние десять лет своей службы весталки посвящали обучению девочек, а когда их тридцатилетняя служба заканчивалась, они могли остаться жить при храме, где их окружали величайшим почетом, или, покинув его, вступить в брак, если им этого хотелось.

Во время службы Весте они должны были хранить целомудрие в верность своей богине и поддерживать священный огонь под страхом быть погребенными заживо в сводчатой камере, оборудованной специально для этого по приказу Нумы Помпилия. Все жрицы по очереди следили за огнем, подбрасывали в него топливо и раздували пламя. День и ночь они не спускали с него глаз, ибо римляне считали, что если огонь погаснет хоть на минуту, то их ждут большие потрясения.

Весталки были так чисты и добросовестны, что в течение тысячи лет только восемнадцать жриц нарушили свою клятву и подверглись ужасному наказанию. Весталку Тиккию обвинили было в клятвопреступлении, но, в доказательство ее невинности, боги наградили ее способностью носить воду из Тибра в храм в решете.

За то, что весталки поддерживали священный огонь, они пользовались многочисленными привилегиями, например, когда они шествовали по улицам города, перед ними всегда шел ликтор с фасциями (ликтор – чиновник магистрата, который носил с собой пучок прутьев – фасцию – символ власти магистрата). Во время общественных церемоний и праздников весталки занимали самые почетные места; после смерти их хоронили в черте города (этой чести удостаивались очень немногие римляне). Если на пути к месту казни преступнику случайно попадалась весталка, то он получал помилование. Любимые и уважаемые римлянами, весталки стали олицетворением чистоты и женственности.

Девственницы Весты носили белоснежные одежды с пурпурной каймой и широкой пурпурной мантией. Во времена войны или опасности их долг был сохранить священный огонь, который они могли перенести в любое место. Несколько раз им приходилось уносить его из Рима, вниз по течению Тибра, чтобы он не попал в руки врагов.

Весталки хранили огонь до тех пор, пока Феодосий Великий не принял в 380 г. христианство и не запретил культ Весты. Он распустил весталок и погасил священный огонь.

Службы в храме Весты проводились с большой пышностью, а празднества в ее честь, Весталии, были одними из самых красивых и популярных в Риме. Статуи этой богини, изображавшейся обычно в виде женщины необыкновенной красоты, облаченной в длинные одежды и держащей в одной руке зажженный факел или лампу и жертвенную чашу в другой, в торжественных случаях проносились по всему городу.

 

И принесли из храма

Статую Весты со священной чашей,

С ужасною повязкой и огнем,

Который никогда не угасает.

 

Вергилий

Во время публичных процессий весталки пользовались привилегией нести свой священный огонь. Римские матроны, желавшие похвастаться своим положением в обществе, шли за ними босиком и распевали гимны в честь богини Весты.

В эти дни перед каждым домом расставляли столы с едой, все работы прекращались, мельничные жернова украшались цветами, а ослов, которые вращали их, тоже покрывали цветочными гирляндами и водили по городу в составе процессии.

 

Лары, Маны и Пенаты

 

Веста была не единственной римской богиней, охранявшей семейный очаг, – она делила эту честь с Ларами, Манами и Пенатами, которым поклонялись особо и приносились отдельные жертвы.

Лар, совершенно неизвестных грекам, было две. Это были наяды, дочери Меркурия и Лары, которая прославилась своей красотой, а также необыкновенной болтливостью, остановить которую не мог никто. Эта прекрасная девушка говорила, не умолкая, с утра до вечера и выбалтывала все, что знала. Однажды она навлекла на себя гнев Юпитера, пересказав Юноне подслушанный ею разговор между ним и одной из его бесчисленных возлюбленных.

Чтобы наказать ее и одновременно лишить возможности болтать, царь богов отрезал Ларе язык и, вызвав Меркурия, велел ему отвести ее в Гадес и оставить там навсегда. Но по пути в обитель смерти посланец Юпитера влюбился в прекрасную девушку, которая, лишившись своего единственного недостатка, стала совершенно неотразимой. Вместо того чтобы отвести ее в Гадес, Меркурий стал ухаживать за ней, и она знаками выразила согласие стать его женой. Лара родила ему двух детей, которых в честь нее назвали Ларами и которым римляне воздавали божеские почести. Для них оставляли специальные места у семейного очага, ибо они, по преданию, были хранителями дома и семьи. У их ног всегда изображали лающую собаку, символ заботы и бдительности.

Маны – так называли души умерших, когда они отделялись от тела, также почитались римлянами как божества, и прославленные предки многих семей почитались под этим именем.

Что касается Пенатов, то они являлись хранителями домов и семейного хозяйства. Глава семьи обычно выбирал себе собственных Пенатов и почитал их как своих покровителей. Статуи Пенатов делались из глины, воска, слоновой кости, серебра и золота, в зависимости от достатка семьи, чей очаг они охраняли. В качестве жертв им обычно отдавали небольшие порции каждого блюда.

Переселяясь из одного города в другой или из одного дома в другой, глава семьи обычно перевозил и домашних богов. Первое, что он делал, войдя в новый дом, – это находил место для них, а уж потом думал о том, как устроить семью. В ответ на заботу Пенаты даровали семье мир и процветание.

 

 

Глава 16

Янус

 

Двуликий Янус

 

Янус, бог прошлого, настоящего и будущего, дверей, входов, войны и мира и покровитель всех начинаний, был одним из самых главных богов Рима, но его тоже совершенно не знали греки.

Согласно некоторым мифам, он был сыном Аполлона. Он родился в Фессалии, но еще в юности приехал в Италию, где основал город на Тибре, который назвал Яникулум. Здесь к нему присоединился удалившийся в изгнание Сатурн, с которым он великодушно разделил свой трон. Вместе они приобщили к цивилизации дикое население Италии. Люди во времена их правления жили так богато, что эти годы часто потом называли золотым веком.

 

Первым пришел к ним Сатурн с высот эфирных Олимпа,

Царства лишен своего, устрашен оружием сына.

Он дикарей, что по горным лесам в одиночку скитались,

Слил в единый народ, и законы им дал, и Латинской землею

Назвал, в которой он встарь укрылся надежно.

Век, когда правил Сатурн, золотым именуется ныне.

 

Вергилий

Януса обычно изображали с двумя лицами, смотревшими в разные стороны, поскольку он хорошо знал не только настоящее, но и прошлое и будущее. Кроме того, его считали символом солнца, которое, поднимаясь, начинает новый день, а опускаясь, завершает его.

Были статуи с одним лицом, причем некоторые изображали старцев с седыми волосами и бородой, другие – юношей. Были и такие скульптуры, где Янус имел три или даже четыре головы.

 

Я – Янус, старший из владык,

Гляжу назад я и вперед,

Считая, как патрон ворот,

Года, что через них прошли.

Я снегом заношу пути,

Сгоняю птиц с замерзших вод,

Скрываю реки подо льдом

И зажигаю очаги.

 

Лонгфелло

Начало всякого года, месяца и дня посвящалось Янусу, и в это время на его алтарь приносили специальные жертвы и читали особые молитвы. Он был также покровителем всех дверей и дорог; считалось, что только с его помощью молитвы доходят до ушей богов, поэтому во время всех религиозных церемоний его имя произносилось первым. Его часто изображали с ключами в правой руке и прутиком – в левой. Когда он представлял собой покровителя года, то в одной руке держал цифру 300, а в другой – 65.

Считалось также, что он наблюдает за войной и миром. Янусу было посвящено множество храмов по всей Италии. Один из самых знаменитых его храмов назывался Янус Квадрифронт, поскольку он был квадратным. В каждой стене храма была одна дверь и три окна. Эти отверстия имели символический смысл – двери олицетворяли четыре времени года, а окна – двенадцать месяцев года.

Во времена войны двери храма были широко открыты, ибо люди, искавшие помощи или утешения, стремились в храм и приносили жертвы Янусу; но, когда наступал мир, двери тут же закрывались, поскольку помощь бога была больше не нужна. Впрочем, римляне были таким воинственным народом, что двери храма закрывались всего лишь три раза за семь веков, и то ненадолго.

Празднества в честь Януса проводились в первый день нового года. Один месяц – январь – носил его имя и считался посвященным ему. В первый день этого месяца люди ходили в гости к друзьям и родственникам, желали им добра и дарили подарки – этот римский обычай сохранился до наших дней.

Янус – не единственный среди греческих и римских богов, чье имя было присвоено месяцу или дню недели. По‑латыни названия дней недели были такими: dies Solis (день Солнца), dies Lunoe (день Луны), dies Martis (день Марса), dies Mercurii (день Меркурия), dies Jovis (день Юпитера), dies Veneris (день Венеры), dies Saturni (день Сатурна). Эти названия до сих пор используются в законодательных и юридических актах. В Англии дни недели назывались именами соответствующих саксонских богов.

 

 

Глава 17

Сомн и мор

 

Пещера снов

 

Покинув мрачное царство Плутона, медленно текущая река Лета, по представлениям древних, попадала в большую пещеру, расположенную в тихой, отдаленной долине. В этой пещере жили Сомн (или Гипнос), бог сна, и его брат‑близнец Мор (или Танатос), бог смерти.

Оба они были сыновьями богини Ночи, которая когда‑то правила Вселенной. Вход в пещеру сторожили тени – они осторожно потрясали большими букетами маков и, приложив к губам палец, заставляли всех, кто к ним приближался, замолчать. Этими тенями были гении сна и смерти, которых обычно изображали с маковыми или амарантовыми венками на головах, а иногда с погребальными урнами или опущенными вниз факелами в руках.

Пещера состояла из нескольких залов, каждый из которых был темнее и тише предыдущего. В одном из таких залов, задрапированном портьерами из черного меха, стояла мягкая кровать, на которой почивал бог сна. Его одежды тоже были черными и расшиты золотыми звездами. На голове бога красовался венок из цветов мака, а в откинутой руке – кубок с маковым соком. Голову царя поддерживал Морфей, главный министр сонного царства, который не сводил глаз с череды залов и никому не позволял нарушать сон своего господина.

 

Бог Сомн поселился в пещере глухой,

Чтоб солнца лучи не тревожили сны

В чертоге его. Даже света луны

Не хочет он видеть. Лишь сумрак ночной

В обители тихой витает.

Покой здесь ничто не смущает.

Не хлопает утром крылами петух,

И песней своей не встречает рассвет,

Лай псов не тревожит божественный слух,

Ни птиц, ни собак рядом нет.

Ни крика не слышно, ни рыка зверей,

Ни шелеста листьев, ни скрипа ветвей –

Здесь царствует сон и дремота царит,

Что, смерти подобно, забвенье дарит.

Здесь Леты протока спокойно течет

По рву, по каменьям журча,

И сладкие сны потихоньку зовет,

Им нежные речи шепча.

 

Овидий

Вокруг кровати и над ней летали прекрасные духи, сны, которые наклонялись к царю и шептали ему на ухо свои чудесные истории, а в дальних углах зала прятались ужасные кошмары. Часто, в сопровождении Меркурия, сны отправлялись на землю, чтобы посетить смертных.

В долину сна вели двое ворот: одни из слоновой кости, другие – из рога. Сны, пролетавшие через двери из слоновой кости, были несбыточными, а те, что пролетали через роговые ворота, с течением времени осуществлялись.

 

Часть снов, о странник, вещими бывает,

Другим – увы! – не сбыться никогда.

Из двух дверей они к нам прилетают –

Из рога первая, другая ж – из резной

Слоновой кости; к нам отсюда

Являются несбыточные сны.

Но те, что пролетают в дверь из кости,

Со временем в реальность воплотятся.

 

Гомер

Через полированные роговые ворота часто посылались смертным такие сны, которые должны были подготовить их к грядущим несчастьям, как это было в случае с Алкионой.

 

Кеик и Алкиона

 

Кеику, царю Фессалии, пришлось однажды расстаться со своей любимой женой Алкионой – он отправился в Дельфы, чтобы спросить совета у оракула. Супруги пролили при расставании много слез, и Алкиона следила за удаляющимся в море парусом до тех пор, пока он совсем не исчез из вида. Тогда она вернулась во дворец и стала молиться о том, чтобы ее муж возвратился домой живым и невредимым. Но – увы! Боги постановили, чтобы они никогда больше не встретились на земле, и, пока Алкиона молилась, судно Кеика попало в бурю, и он и все его спутники нашли смерть в морской пучине.

Каждый день, едва только наступал рассвет, царица в сопровождении своих слуг бежала к морю, надеясь увидеть парус корабля, на котором возвращается ее муж, а ночью без сна лежала в постели, с нетерпением ожидая наступления утра, которое, как она надеялась, принесет добрые вести. Тогда боги, увидев ее тревогу и желая подготовить к ужасному известию о смерти мужа, чье тело, по их решению, должно было быть выброшено на берег волнами, послали ей сон.

Приняв облик Кеика, сон выскользнул из роговых ворот, прилетел к ложу Алкионы и прошептал, что ее муж умер и волны должны выбросить его тело на песчаный берег. Алкиона проснулась с криком ужаса и поспешила на берег, надеясь, что сон обманул ее. Но стоило ей только ступить на песок, как волны выбросили прямо к ее ногам тело мужа.

Алкиона не представляла себе жизни без Кеика и сама бросилась в море, чтобы соединиться с ним в загробном мире. Тронутые столь безмерным горем, боги превратили супругов в птиц, которых с тех пор стали называть птицами Алкионы (зимородками), и постановили, что они будут всю свою жизнь проводить в море. Говорят, что эти птицы устраивают гнезда и выводят птенцов на гребнях волн, а когда приближается шторм, пронзительными криками предупреждают о нем моряков. Услышав этот крик, люди спешат укрыться в порту, чтобы их не постигла судьба несчастного Кеика.

В одном из залов пещеры Сомна жил Мор, бог смерти. Его изображали в виде ужасного, похожего на мертвеца существа, облаченного в развевающиеся одежды и державшего в одной руке песочные часы, а в другой – косу. Он не сводил взгляда своих глубоко запавших глаз с песка в часах, и, когда он высыпался, это означало, что жизнь того или иного человека подошла к концу. Тогда Мор бросался к нему и с огромной радостью наносил ему удар косой.

Нет смысла говорить о том, что древние относились к этому ужасному богу со страхом и отвращением и ему никто не поклонялся.

Однако эти два божества были второстепенными в системе античной мифологии. Символом смерти была Прозерпина, а Мор и Сомн были всего лишь местными божествами. Самым большим уважением они пользовались у спартанцев, которые располагали их статуи рядом друг с другом.

Что касается Морфея, сына и главного министра Сомна, то его тоже считали богом сна, и смертные часто молились ему, чтобы он даровал им свою милость. Его часто изображали в виде крупного спящего ребенка с крыльями. Морфей держал в одной руке вазу и букет маков – в другой. Он тихонько потряхивал им, навевая дремоту, которая, по его мнению, была вершиной счастья.

 

 

Глава 18

Эол

 

Жилище Эола

 

Недалеко от тихого царства Сомна и Мора, но не под землей, а на ее поверхности, располагались Эолийские острова, теперь называемые Липарийскими, где Эол, бог штормов и ветров, правил своими неспокойными, строптивыми подданными.

Говорят, что он получил царскую корону из прекрасных рук Юноны и потому старался всячески угодить своей повелительнице. Считалось, что он был женат на Авроре, или Эос, которая родила ему шестерых сыновей‑ветров: Борея, северного ветра, Кора, северо‑западного, Аквилона, западного, Нота, юго‑западного, Эвра, восточного, и, наконец, Зефира, мягкого и приятного южного ветра, который извещал смертных о наступлении долгожданной весны.

Пятеро старших сыновей Эола были шумными, строптивыми, капризными и буйными, они совершенно не могли жить спокойно и тихо. Чтобы они не вызвали серьезных разрушений, Эол управлял ими железной рукой, держал связанными в большой пещере и выпускал только по одному, чтобы они могли размять затекшие члены и немного порезвиться.

 

Там, на Эолии, царь Эол в пещере обширной

Шумные ветры замкнул и друг другу враждебные вихри, –

Властью смирив их своей, обуздав тюрьмой и цепями.

Ропщут гневно они, и горы рокотом грозным

Им отвечают вокруг. Сидит на вершине скалистой

Сам скиптродержец Эол и гнев их душ укрощает.

 

Вергилий

Но, хотя ветра и были неуправляемыми, они всегда слушались отца и по его команде, правда весьма неохотно, возвращались в свою мрачную темницу, где в бессильном гневе пытались разрушить ее крепкие стены.

По своему собственному желанию или по воле богов, Эол посылал мягкий ветерок шевелить цветы или, отозвав его, выпускал на волю самых буйных из своих сынов, приказав им поднимать до небес пенные волны на море, рвать паруса судов, ломать их мачты, вырывать с корнем деревья, сбрасывать крыши с домов – словом, разрушать все, что попадется на пути.

Эол, царь ветров, делил с Дедалом честь изобретения парусов, которые быстро несли корабли по морю. Это он, согласно Гомеру, завязал всех своих сыновей, кроме одного, в кожаный мешок и отдал его Улиссу, когда тот посетил Эолию. Благодаря этому подарку Улисс достиг берегов Итаки и спокойно высадился бы на берег, если бы его люди, при виде порта, не развязали мешок, чтобы посмотреть, что там, и не выпустили на свободу злые ветра, из‑за чего разразился такой ужасный шторм, какого не было ни в одном мифе.

Древние люди, и в особенности афиняне, обращали особое внимание на ветра, которым они посвятили храм, сохранившийся до сих пор. Он известен как башня Ветров, или храм Эола. Этот храм построен в форме шестиугольника, и на каждой его стене изображена фигура летящего ветра.

Эвр, восточный ветер, изображался обычно в виде «молодого человека, стремительно летящего по воздуху в игривом и шаловливом настроении». Нот, или Австр, юго‑западный ветер, представлялся грекам в виде «старика с седыми волосами и мрачным выражением лица, с головой покрытой облаками, в черной накидке и с темными крыльями», ибо считалось, что он приносит дождь и сильные неожиданные ливни.

 

И Нот на влажных выносится крыльях, –

Лик устрашающий скрыт под смольно‑черным туманом,

Влагой брада тяжела, по сединам потоки струятся,

И облака на челе; и крылья, и грудь его в каплях.

Только лишь сжал он рукой пространно нависшие тучи,

Треск раздался, и дожди, дотоль запертые, излились.

 

Овидий

Зефир, мягкий и нежный ветерок, держал в руках цветы и, согласно верованиям афинян, был женат на Флоре, с которой был очень счастлив. Он по очереди посещал все области Греции. Кор, северо‑восточный ветер, гнал перед собой снежные бури, а при одном виде ужасного Аквилона по спинам смертных пробегала дрожь. Борей, тоже холодный и резкий, был отцом дождя, снега, града и бурь и потому изображался закутанным в непроницаемые для солнечных лучей тучи. Он жил в Гиперборейских горах, откуда стремительно налетал на землю. Во время одного из своих налетов он унес с собой Орифию, которая обычно убегала прочь при его приближении. Но на этот раз ей не удалось спастись – Борей схватил ее и унес в недоступное царство снега и льда, где опустил ее на землю и сделал своей женой. Она родила ему Зета и Калаида, которые участвовали в плавании аргонавтов и унесли прочь гарпий, и двух дочерей – Клеопатру и Хиону.

В другой раз Борей, превратившись в коня, покрыл кобыл Дардана, царя Трои, и стал отцом двенадцати жеребцов, которые были столь быстры, что никто не мог их догнать.

 

 

Глава 19

Геркулес

 

Геркулес и змеи

 

 

Выросши, станет твой сын и героем с могучею грудью.

Между людей и зверей с ним никто не посмеет равняться.

Подвигов славных двенадцать свершив, он в Зевсовом доме

Жить будет, смертное ж тело костер трахинийский поглотит.

Будет он зятем бессмертных, которые сами послали

Этих чудовищ пещерных ребенку на злую погибель.

 

Феокрит (Пер. М.Е. Грабарь‑Пассек)

Древние люди поклонялись не только богам, но и тем смертным, которые своими подвигами и добродетельной жизнью завоевали их восхищение и поклонение. Среди этих героев, которых считали полубогами, самым важным является, конечно, Геркулес (Геракл, Алкид), сын Юпитера и Алкмены, смертной царевны.

Как только слухи о рождении Геркулеса достигли Олимпа, Юнона решила погубить сына соперницы. Она отправила в дом Алкмены двух огромных ядовитых змей, велев им убить младенца в колыбели. Чудовища бесшумно вползли во дворец, обвились вокруг колыбели и собирались уже было задушить дитя, как, к изумлению слуг, которые ничем не могли помочь младенцу, крошка Геркулес схватил змей ручонками за шеи и сам задушил их. Так в первый раз он продемонстрировал свою необыкновенную силу, которой прославился, став взрослым.

 

Сначала две змеи, посланницы Юноны,

Обвили колыбель, где спал младенец‑бог.

Разбуженный шипеньем этих гадов

И криками дрожащих слуг и нянек,

Он ручками сдавил две скользких шеи,

И кольца чудищ тут же развились.

 

Дарвин

Когда Юнона узнала, с какой легкостью Геркулес избежал грозившей ему опасности, она поняла, что все попытки погубить его будут напрасны. Тогда она решила пойти по другому пути – тысячей мелких придирок оскорблять его самолюбие, не давая ему спокойно жить и наслаждаться счастьем.

Она добилась у Юпитера приказа, по которому Геркулес должен был отслужить определенное число лет у своего кузена Эврисфея – скупого и трусливого царя, который правил Аргосом.

Воспитание Геркулеса было поручено Хирону, ученому кентавру, который научил его обращаться с оружием и долгими тренировками закалил его тело. Счастливые годы детства быстро пролетели, и учение закончилось. Перед Геркулесом лежал весь мир, полный искушений и удовольствий.

Молодой герой, покинув своего учителя, отправился на поиски счастья. Но не успел он уйти далеко от дома, как ему повстречались две прекрасные женщины, заговорившие с ним и добившиеся от него признания, что он ищет приключений. Этими женщинами были Арета (Добродетель) и Какия (Порок), и каждая из них предложила юноше стать его наставницей. Геркулес должен был выбрать, за кем идти.

Какия, желая убедить юношу следовать за ней, стала прельщать его богатствами, легкой жизнью и любовью, а Арета, скромная девушка, честно предупредила его, что если он последует за ней, то ему придется вести непрестанную борьбу со злом, терпеть многочисленные трудности и провести всю свою жизнь в трудах и бедности.

Геркулес молча обдумал эти предложения и, вспомнив наставления своего учителя, поднялся со скамьи и, повернувшись к Арете, сказал, что готов подчиниться любому ее приказу.

 

С презрительной улыбкою Геракл

Отверг посулы легкой жизни.

Он был готов к лишеньям и трудам

И выбрал госпожою Добродетель.

 

Дарвин

И он смело пошел по трудному, тернистому пути, который она ему указала, и терпеливо выполнял ее задания, освобождая узников, защищая слабых и борясь со злом, где бы оно ему ни встречалось.

В награду за свои добрые дела он получил руку Мегары, дочери Креона, фиванского царя. Женившись на ней, он имел трех детей, которых очень любил. Но Юноне совсем не понравилось, что он живет мирной и счастливой жизнью, и, чтобы наказать его, она наслала на него безумие.

 

Безумие Геркулеса

 

В приступе сумасшествия он бросил в огонь своих детей и, как говорят, зарезал любимую жену. Только после этого его разум прояснился, и он стал жестоко корить и клясть себя за ужасные преступления, совершенные в помрачении разума. В горе Геркулес удалился в горы, где и провел бы в одиночестве всю оставшуюся жизнь, если бы Меркурий не сообщил ему решения богов – Геркулес должен прослужить двенадцать лет у Эврисфея, царя Аргоса.

Посланец богов предложил отвести Геркулеса к его новому хозяину. Но когда силач узнал, что ему предстоит стать рабом, он пришел в такую ярость, что ум его чуть было снова не помрачился. Вместо того чтобы убивать свирепых тварей и заслужить прощение людей добрыми делами, Геркулес бесцельно бродил по горам, пока, наконец, не понял, что от судьбы не уйдешь, и, побуждаемый Аретой, которую сам же выбрал себе в советчицы, добровольно явился к Эврисфею и предложил ему свои услуги. Царь сообщил ему, что он вновь обретет свободу только после того, как совершит двенадцать подвигов.

 

Немейский лев

 

Горя желанием поскорее совершить первый подвиг, Геркулес отправился на поиски огромного льва, чье логово находилось в Немейском лесу. Это чудовище терроризировало всю округу, унося коров и овец, убивая мужчин, женщин и детей. Все предупреждали Геркулеса, что убить этого льва будет совсем не просто, ибо он очень свиреп. Многие герои пытались избавить от него свой край, но погибали от его зубов. Геркулеса предостерегали, что ему не уйти живым из лап льва. Но герой не стал никого слушать. Он вошел в лес, выследил льва, схватил его за горло и задушил, как двух змей в детстве. Потом снял с него шкуру и сделал из нее себе плащ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: