ТЕМА 8 ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ И МЕХАНИЗМ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.




План изучения:

1. Земельно-правовая норма, понятие, структура

2. Классификация земельно-правовых норм

3. Механизм реализации земельно-правовых норм

 

1. Правовые средства, с помощью которых оказывается воздействие на поведение участников земельных правоотношений, составляют в своей совокупности механизм земельного права, ориентируя деятельность участников на обеспечение рационального использования и охраны земель.

Земельно-правовые нормы — это установленные государством общеобязательные правила поведения участников земельных отношений, нарушение которых влечет применение мер государственного принуждения.

Земельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т. е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием.

 

 

Структура земельно-правовой нормы:
Гипотеза Диспозиция Санкция
описание условий действия правовой нормы указывает, каким должно быть поведение людей, организаций, предприятий при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий. меры воздействия к нарушителю земельного законодательства, т. е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы
«Если» «то» «иначе»
Например, гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве
Есть желание, опыт и способности предоставляется з/у для ведения фермерского хозяйства: в каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях определяется законом Норма земельного права может не иметь самой санкции, если она содержится в других отраслях законодательства (административном, гражданском, уголовном).
       

 

Классификация земельно-правовых норм проводится по разным основаниям:
По характеру предписания и способу воздействия на участников отношений:
материально-правовые земельные нормы - нормы положительного регулирования, устанавливающие права и обязанности субъектов земельных отношений, и нормы-гарантии, обеспечивающие соблюдение регулятивных норм: а) запрещающие совершение тех или иных действий (нарушать права пользователей земельных участков); б) обязывающими совершать те или иные действия (вносить платежи по земельному налогу, арендной плате); в) уполномочивающими на совершение определенных действий (предоставление земельных участков в собственность, аренду); г) компенсационными, предусматривающие обязанность по возмещению правомерного вреда (при изъятии земель для государственных или муниципальных нужд).
процессуальные земельные нормы - указывают, каким образом следует действовать, чтобы права и обязанности, предусмотренные в материальных нормах, были претворены в жизнь, они регламентируют порядок деятельности государственных органов, их взаимодействие с другими субъектами земельных отношений в процессе предоставления земельных участков, проведения землеустройства, ведения мониторинга земель, разрешения земельных споров и т. д. По содержанию процессуальные земельно-правовые нормы подразделяются на: а) правонаделительные, определяющие порядок предоставления земель; б) правообеспечительные, устанавливающие порядок проведения землеустройства; в) правоохранительные, регламентирующие порядок разрешения земельных споров; д) правопрекращающие, определяющие порядок прекращения прав на земельный участок.
По институтам земельного права: - право собственности на землю, государственное управление землями и т. д.
По объектному признаку: - от категории земель
По субъектам, пользующимся земельными участками: граждане, юридические лица и др.
По характеру предписания:
Обязывающие нормы (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 53 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель в порядке, который установлен в ст. ст. 100 и 101 ЗК РФ.
Запрещающие нормы обязанность не совершать действий, предписывают воздержаться от совершения действий, не желательных с точки зрения закона. Ст. 53 ЗК РФ запрещает нарушать права других собственников и владельцев земли, а также нарушать порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами.
Управомочивающие нормы дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, возводить постройки и т. д.).

 

Особенностями земельно-правовых норм является то, что они нередко содержатся не только в нескольких статьях закона, но и в разных нормативных актах — это касается санкции, отделяемой от гипотезы и диспозиции.

3. Механизм реализации земельно-правовых норм складывается из административных и экономических мер воздействия на поведение участников земельных отношений.

Административно-правовой механизм реализации земельно-правовых норм имеет в своей основе императивный подход к поведению участников земельных отношений, обязывающий их выполнять предписания, содержащиеся в правовых нормах. Например, установление твердого порядка предоставления и изъятия земельных участков.

Среди мер административно-правового воздействия большое значение имеет государственный контроль за использованием и охраной земель, который осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти (Госкомзем, Минприроды, Федеральная служба лесного хозяйства и др.).

Значительную долю среди мер административно-правового воздействия составляют меры административного предупреждения, пресечения, взыскания и восстановительные меры.

С началом проведения земельной реформы административный механизм реализации земельно-правовых норм был существенным образом дополнен экономическим механизмом, призванным материально заинтересовать собственников земельных участков, других лиц в использовании земли и проведении мероприятий по повышению, восстановлению почвенного плодородия.
Экономический механизм воздействия складывается из мер позитивного (положительного) и негативного (отрицательного) характера.
Гарантируя гражданам Российской Федерации право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств, их хозяйственную самостоятельность, законодательство в целях экономического стимулирования таких хозяйств освобождает граждан, впервые организующих подобные хозяйства, от уплаты налога на первые пять лет с момента предоставления земель. Наряду с налоговыми льготами экономическое стимулирование фермерских хозяйств осуществляется также через материально-техническое обеспечение и кредитование (ст. ст. 18, 20 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”).

Однако государство использует в необходимых случаях и негативные меры экономического механизма реализации земельно-правовых норм. В качестве примера можно назвать взимание платы за пользование землей в соответствии с Законом РФ от 11 октября 1991 г. “О плате за землю” или взимание платы за вынужденное по объективным обстоятельствам загрязнение земель. Являясь формой компенсации правомерного ущерба, наносимого землям, взимание платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, предусмотренное Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. “Об охране окружающей природной среды”, призвано экономически стимулировать предприятия, организации, иностранные юридические и физические лица сокращать и прекращать вредное воздействие на окружающую природную среду.

Значительное место среди негативных мер экономического воздействия составляет возмещение убытков, причиненных собственникам земли, землепользователям, арендаторам в связи с изъятием земель для государственных и общественных нужд или ее временным занятием, повлекшим ограничение права пользования землей и ухудшение ее качества.

Самостоятельная работа.

 

А. Решите задачу.

Товарищество с ограниченной ответственностью, имея в частной собственности здание для целей предпринимательской деятельности на земельном участке, находящемся у данного юридического лица на праве постоянного (бессрочного) пользования, обратилось в уполномоченный исполнительный орган государственной власти в данном субъекте России с ходатайством о приобретении указанного земельного участка в частную собственность общества. В ходатайстве было отказано без указания каких-либо причин и предложено заключить договор аренды земельного участка.

Оценить ситуацию.

Перечислить основания отказа в приватизации земель.

Каковы условия и порядок приобретения земельных участков юридическими лицами в существующей застройке?

Выделите гипотезу и диспозицию в правовой норме по постоянному (бессрочному) земельному пользовнию

Примените к анализу ситуации материал:

ЗК РФ, глава V, ст. 28

Б. Дайте характеристику выбранного земельного участка по плану:

Площадь  
Кадастровый номер  
Категория земель  
Разрешённое использование  
Вид права  
Обременение  
Кадастровая стоимость  
Местоположение земельного участка (адрес)  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: