Правовые функции государственного регулирования земельных отношений




Проблема совершенствования государственного регулирования земельных отношений имеет важное значение в связи с расширяющейся практикой деятельности органов государственного регулирования.

Содержание государственного регулирования земельных отношений раскрывается в процессе осуществления этого права и проявляется в следующих функциях:

учётной,

плановой,

распределительно-перераспределительной,

обеспечения надлежащего использования земель,

контрольной,

охранительной.

1. Учетная функция (функция учета) с её разновидностями.

Экологическая учетная функция - осуществление мониторинга земель, который представляет собой систему сведений о состоянии земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. При этом мониторинг земель является составной частью мониторинга за состоянием окружающей природной среды: учет процессов, связанных с изменением почв, вызванных образованием оврагов; состояния земель населенных пунктов и т. п.

Экономическая учетная функция - ведение государственного земельного кадастра, представляющего собой систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землепользователям, категориям земель, о качественной характеристике и ценности земель.

В целом учетная функция является базовой, поскольку от точности знаний о наличии и состоянии земельного фонда зависит эффективность планирования, распределения и перераспределения земель, контроля и охраны, их правильного использования. В силу этого учет должен быть объективным, а последнее достигается соблюдением следующих правил учёта:

1. Всеобщность

2. Системность

3. Эффективность

4. Достоверность

5. Непрерывность

6. Единство методики учета на всей территории РФ

7. Гарантированность обеспечения учета

8. Возможность и гарантированность внедрения полученных данных учета в практику использования земель.

2.Плановая функция (функция планирования). Как показывает мировая практика, научно обоснованное планирование с применением рыночных механизмов обязательно приносит успех.Функция планирования использования земель и их охраны находится в непосредственной связи с кадастром земель, поскольку вести планирование использования и охраны земель возможно лишь при наличии данных земельного кадастра. В литературе выделяют две правовые формы государственного планирования использования и охраны земель:

1) генеральные схемы использования земельных ресурсов республик, краев, областей и автономных образований;

2) схемы землеустройства района.

Генеральная схема составляется на долгосрочную перспективу и включает решение наиболее крупных социально-экономических и научно-технических задач по организации рационального и эффективного использования и охраны земельных ресурсов республик, краев, областей и автономных образований. Она включает три этапа:

1. составление научно-технической концепции - обоснованная гипотеза решения проблемы рационального использования и охраны земельных ресурсов на долгосрочную перспективу;

2. разработка основных положений схемы - разрабатываются в соответствии с главными направлениями использования земельных ресурсов, устанавливаемыми при составлении программ развития народного хозяйства, согласовываются с соответствующими ведомствами и выступают в качестве рабочей гипотезы.

3. составление развернутой Генеральной схемы - научное обоснование рационального размещения, эффективного использования и охраны земель единого государственного фонда страны и содержит:

- общую характеристику состояния земельного фонда;

- анализ и оценку использования земель в сельском и лесном хозяйствах;

- распределение и использование земель в отраслях промышленности, транспорта и др.;

- расчеты потребности земель основных отраслей народного хозяйства;

- потенциальные резервы земель для вовлечения в народнохозяйственное использование;

- предложения по повышению уровня землепользования и совершенствования системы землепользования и землевладения;

- предложения по рациональному использованию, комплексной охране, повышению плодородия почв и улучшению земельных ресурсов.

Составление схем землеустройства района осуществляется в соответствии с методическими указаниями на базе Генеральных схем использования и охраны земельных ресурсов республики, края, области. Зонирование земель осуществляется в соответствии с планами развития городов, производится на основе решений органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления о выделении в пределах подведомственной территории зон (зональные планы):

- правовой режим зоны;

- целевое назначение и разрешенное использование земельных участков в пределах зоны;

- место расположения производственных и социально-культурных объектов;

- параметры и нормативы застройки;

- иные характеристики.

Решения о зонировании обязательны для исполнения.

3.Распределительно-перераспределительнаяфункция государства в отношении регулирования земельных отношений выражается:

— в проведении землеустроительных и других мероприятий, направленных на территориальное устройство земель, куда входит установление на местности границ административно-территориальных образований конкретных пользователей землей, устранение отдельных неудобств у них, отвод участков в натуре и т. п., что меняет их правовой статус;

— в изъятии земельных участков, используемых с нарушением земельного законодательства, с последующим предоставлением их другим лицам;
— в изъятии или принудительном выкупе земельных участков с последующей передачей их для государственных или муниципальных надобностей;
— в выделении из существующих землепользований новых земельных угодий с иным правовым режимом по основаниям, определяемым законом, например, при выходе членов сельскохозяйственных предприятий из состава этого предприятия для ведения крестьянского хозяйства.

Данная функция осуществляется с учетом приоритетного использования земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственных нужд названных субъектов права.

4. Функция обеспечения надлежащегоиспользования земель выражается в применении государством таких нормативных мер, которые побуждают лица, использующие землю, к надлежащему исполнению своих обязанностей и прав относительно закрепленных за ними земельных участков. Данная функция многоаспектна, и в ней можно выделить следующие направления.

1. Применение налоговых форм воздействия. Так, освобождением от налога лиц, осуществляющих сельскохозяйственное освоение земель, государство стимулирует расширение размеров сельскохозяйственного использования земель.

2. Применение мер экономического стимулирования землепользователей. Например, установлением повышенных цен на экологически чистую продукцию государство стимулирует соблюдение экологических и санитарно-гигиенических правил использования земель.

3. Применение мер ответственности за нарушение земельного законодательства. Например, обязанность возвращать самовольно занятые земельные участки без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования, отбивает охоту к строительству на чужих участках.

4. Применение мер ответственности к тем пользователям земельными участками, которые не осуществляют мероприятий, направленных на предотвращение деградации и ухудшения земель, а также других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности, т. е. не занимаются их воспроизводством.

5. Внедрение нормативов деятельности на земельном участке, превышение которых влечет за собой определенные отрицательные последствия для виновных в этом лиц. Так, в интересах охраны здоровья человека, окружающей среды и для оценки состояния почв устанавливаются нормативы вредных веществ в почве, превышение которых является загрязнением земель, влекущим штраф по ЗК РФ и др.

5.Функция контроля за использованием и охраной земель. Задачами государственного контроля за использованием и охраной земель являются: обеспечение соблюдения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами, иностранными физическими и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.

6.Охранительная функция государства в регулировании земельных отношений - совокупность мероприятий, систематически осуществляемых и направленных на обеспечение надлежащего земельного правопорядка.

К основным функциям регулирования земельных отношений следует отнести реализацию Закона “О плате за землю”; разрешение земельных споров между земельными собственниками, землевладельцами и землепользователями; охрану права собственности на землю, права землевладения и права землепользования.

 

Самостоятельная работа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: