Земельный контроль и его виды




 

Земельный контроль
Государственный Муниципальный Общественный Производственный

 

 

Государственный земельный контроль возложен на специально уполномоченные государственные органы - на Федеральную службу земельного кадастра России (Росземкадастр), полномочия:

- проводить проверки использования земель (независимо от их ведомственной принадлежности) и видов прав на земельные участки, достоверности сведений, вносимых в кадастровую документацию, давать обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами предписания об устранении нарушений земельного законодательства;

- в установленном порядке привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания, либо направлять материалы о нарушении земельного законодательства в правоохранительные органы и суды;

- в установленном порядке приостанавливать промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых, эксплуатацию объектов, проведение агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, установленного режима использования земель, ведут к их загрязнению и заражению, порче плодородного слоя, засолению, заболачиванию, развитию эрозии почв и другим видам деградации земель;

- при осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель проверять организации (в том числе в установленном порядке режимные), составлять протоколы по результатам проверок;

- запрашивать, в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию, необходимую для решения возложенных на Росземкадастр задач.

Определенные функции по контролю за рациональным использованием и. охраной земель возложены на Министерство природных ресурсов РФ, формирует систему особо охраняемых природных территорий, осуществляет государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий, находящихся в его ведении.

Министерство здравоохранения РФ и центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в пределах своих полномочий осуществляют контроль за выполнением санитарных правил, гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при размещении объектов промышленности, выборе земельных участков под строительство, планировке и застройке населенных пунктов, установлении санитарно-защитных зон промышленных организаций.

Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу организует контроль за рациональным использованием и охраной земель в городах и сельских поселениях.

Муниципальный земельный контроль в области использования земель, на территории муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Предметом муниципального земельного контроля является проверка соблюдения правил использования земель, установленных правовыми актами. Этим он отличается от государственного земельного контроля, в предмет ведения которого входит также контроль за надлежащим исполнением предписаний земельного законодательства и охраной земель.

Общественный земельный контроль законом возложен на органы территориального самоуправления, другие общественные организации (объединения) и граждан. Они контролируют порядок подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, предусмотренные земельным законодательством, и соблюдение установленных правил использования и охраны земель.

Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке. Предметом производственного контроля является проверка правильности использования и охраны земли в пределах территории земельного участка, принадлежащего правообладателю на любом вещном праве. Лица, использующие земельный участок, обязаны представлять сведения об организации производственного земельного контроля специально уполномоченному органу государственного земельного контроля. Порядок предоставления таких сведений устанавливает Правительство РФ.

Самостоятельная работа.

А. Решите задачу.

Задача:

Распоряжением главы администрации г. Воткинска строительной фирме «Гранит» был предоставлен земельный участок в собственность под строительство многоэтажного гаража. Жители близлежащих домов обратились с жалобой в районный суд города на то, что данное распоряжение противоречит санитарно-гигиеническим требованиям градостроительства: нарушает их право на благоприятную окружающую среду. К тому же предоставление земельного участка было осуществлено без проведения публичных торгов и государственной экспертизы.

Решением суда в удовлетворении жалобы граждан было отказано.

Не согласившись с решением суда, граждане обжаловали его в Верховный суд Удмуртской Республики.

Решите дело. В каком случае предоставление земельных участков в собственность должно осуществляться исключительно на торгах(аукционах, конкурсах), а также с проведением государственной экологической экспертизы.

Изучите ст. 38 ЗК РФ

Б. Ответьте на тестовые вопросы.

1. Охрана земель включает в себя
а.Систему различных мероприятий по предоставлению земельных участков в пользование и регулированию земельных правоотношений
б. Систему различных мероприятий по использованию земли, направленных на сохранение и повышение плодородия почв, рациональному землепользованию

2. Цели охраны земель направлены на
а. Сохранение почв и их плодородия; защита от водной и ветровой эрозии; ликвидация загрязнения; рекультивация; мелиорация…
б. Предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель; обеспечение улучшения и восстановления земель.

3. Охрана земель сельскохозяйственного назначения состоит в
а. Сохранении почв и их плодородия; защите от водной и ветровой эрозии; ликвидации загрязнения; рекультивации; мелиорации…
б. Предотвращении деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель; обеспечении улучшения и восстановления земель.

4. Особенностью охраны земель в районах Крайнего Севера является
а. Охрана земель Крайнего Севера не отличается от охраны ее в других регионах.
б. Ограничивается использование тяжелого транспорта, применение других технических средств, приемов и методов обработки почвы, другие ограничения использования земель, в особенности оленьих пастбищ.

5. Мелиорация земель - это
а. процесс приведения земли в исходное состояние.
б. процесс передачи земли из государственной собственности в частную.
в. процесс посадки на земельных участках лесных насаждений.
г. процесс улучшения земель.



ТЕМА 13 ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

План изучения:

1. Понятие и классификация земельных правонарушений

2. Состав земельного правонарушения

 

Земельное правонарушение представляет собой негативное социальное явление, так как его результат – посягательство на существующий в стране земельный правопорядок, цель которого – обеспечить рациональное использование и охрану земель и защиту лиц, использующих земельные участки.

Земельно-правовые правонарушения в виде:

дисциплинарного проступка,

административного проступка,

уголовного преступления,

гражданско-правового нарушения.

Дисциплинарный проступок – деяние в виде нарушения трудовой дисциплины при исполнении работы, и меры воздействия (предупреждение, выговор, отстранение от работы и др.) применяются руководителем предприятия в отношении работников, совершивших дисциплинарный проступок. Это делается в соответствии с КЗоТ РФ, а также уставами и положениями.

Административный проступок – это деяние, не связанное с выполнением должностных функций или трудовой деятельностью. За такое нарушение виновные лица привлекаются не в порядке подчиненности, а специально уполномоченными органами – государственными инспекторами, административными комиссиями в соответствии с КоАП РФ и другими законодательными актами, предусматривающими административную ответственность.

Преступление – это уголовно наказуемое, общественно опасное деяние (действие или бездействие), и этими признаками оно отличается от остальных правонарушений. Сами же преступления отличаются друг от друга степенью общественной опасности, что отражается на тяжести мер наказания.

Гражданско-правовые правонарушения - в случае причинения имущественного ущерба, поэтому существует понятие имущественной ответственности по ГК РФ. Она может быть самостоятельной или же может применяться наряду с уголовной, дисциплинарной, административной ответственностью, т. е. гражданско-правовая ответственность может «сопровождать» основные формы ответственности.

Все сказанное выше прямо и непосредственно относится к ответственности за земельные правонарушения. Земельные правонарушения многообразны и ответственность за их совершение определяется не только по степени общественной опасности, как приято в уголовном законодательстве, но и с учетом иных критериев, предусмотренных земельным законодательством.

Наиболее общая классификация земельных правоотношений была сформулирована в Указе Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы»

– нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель и противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель;

– нарушение установленного режима использования земель с особыми условиями их использования;

– нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной, ветровой эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель;

– уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.

2. Обоснованием любого из видов взысканий (наказаний) за нарушения земельного законодательства является наличие состава правонарушения, отсутствие которого исключает применение к лицу юридической ответственности. Состав земельного правонарушения включает четыре основных элемента, которые в свою очередь имеют сложное содержание.

 

Состав правонарушения
Объект Субъект Субъективная сторона Объективная сторона

 

Первым элементом состава правонарушения является объект, на который совершено посягательство. В понятие “объект” земельного правонарушения входят:

– земельный участок, на который совершено посягательство;

– имущественные объекты, связанные с землей строения и сооружения, посевы, дорожные покрытия и т. п.;

– правила использования земель, например, обязательные мероприятия по охране земель (ст. 50 КоАП), порядок возврата временно занимаемых земель (ст. 52 КоАП) и др.;

– охраняемая экологическая обстановка, в условиях которой находится земельный участок.

Вторым элементом состава правонарушения является субъект данного правонарушения, т. е. лицо, которое его совершило и должно нести ответственность. Субъект правонарушения, как правило, лицо физическое. Он должен отвечать признакам, без наличия которых не может считаться таковым. Это, например, достижение необходимого возраста (ст. ст. 13, 14 КоАП; ст. 87 УК); вменяемость (ст. 20 КоАП; ст. 21 УК); занимаемое положение. К примеру, не должностное лицо не может нести ответственность за должностные правонарушения, а должностное лицо ответственно как за общие, так и за должностные правонарушения.

Третьим элементом состава правонарушения является объективная сторона, которая включает:

а) неправомерное поведение субъекта как обязательный элемент, выражающийся в действии, бездействии или ненадлежащем действии.

Например,

– неправомерным действием считается самовольное строительство на земельном участке (ст. 143 КоАП);

– неправомерным бездействием — невыполнение обязательных мероприятий по охране почв от ветровой эрозии (ст. 50 КоАП);

– неправомерным ненадлежащим действием — несвоевременный возврат временно занимаемых земель (ст. 52 КоАП);

б) факультативные элементы:

– место правонарушения (так, использование участков земель лесного фонда для возведения построек является квалифицирующим обстоятельством для привлечения к ответственности по специальной статье 61 КоАП; самовольное сенокошение наказуемо в административном порядке, если оно совершено на названных землях (ст. 68 КоАП));

– способ совершения правонарушения (использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, является основанием для изъятия этого земельного угодья);

– обстановка совершения правонарушения (неправомерное землепользование, ведущее к ухудшению экологической обстановки, дает право прекратить такое землепользование);

– средства, с помощью которых совершено правонарушение (самовольное занятие земельного участка сопровождалось еще и высеванием на нем наркотикосодержащих культур, запрещенных к возделыванию).

Четвертым элементом состава правонарушения является субъективная сторона правонарушения, имеющая также обязательные и факультативные признаки.

Обязательным признаком является вина субъекта правонарушения в совершенном им деянии, выражающаяся в умысле или неосторожности (ст. ст. 11, 12 КоАП, ст. ст. 25, 26 УК).

 

 

Вина
Умысел Неосторожность
Прямой Косвенный Небрежность Легкомыслие
       

 

Например,

- использование земельного участка не по целевому назначению совершается умышленно,

- нерациональное же использование земли совершается, как правило, по неосторожности вследствие недостаточных земледельческих знаний.

К факультативным признакам состава правонарушения относятся:

цель совершенного деяния (ответственность за внесение должностным лицом в Земельно-кадастровую книгу предприятия заведомо ложных сведений образует состав преступления лишь при наличии корыстных целей или иных побуждений);

мотивы, под влиянием которых совершено правонарушение (если уничтожение межевых знаков совершено из хулиганских побуждений, эти действия следует квалифицировать как хулиганство).

При отсутствии в деянии лица, совершившего нарушение земельного законодательства, хотя бы одного из перечисленных элементов состава правонарушения, оно не подлежит юридической ответственности. Так, виновного нельзя привлечь к ответственности за самовольный захват земли, если он самовольно занял брошенный кем-то жилой дом (отсутствует объект правонарушения); нельзя привлечь к ответственности за неиспользование земельного участка, который законсервирован в установленном порядке (отсутствие вины субъекта).

 

Самостоятельная работа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: