Согласно ст. 72 Конституции РФ, вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов, и осуществляются как федеральными органами законодательной (представительной) и исполнительной власти, так и органами представительной и исполнительной власти субъектов Федерации.
Государственные органы исполнительной власти по характеру регулирования земельных отношений можно подразделить на органы общей компетенции и органы специальной компетенции, т. е. регулирующие широкий круг земельных вопросов и занимающиеся специализированными вопросами регулирования. Органы специальной компетенции подотчетны органам общей компетенции и подразделяются на функциональные и отраслевые.
К функциональным органам специальной компетенции относятся Государственный комитет РФ по земельной политике (Госкомзем России) и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России).
Отраслевыми (ведомственными) органами являются министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения:
Министерство природных ресурсов РФ,
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ,
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды,
Федеральная служба лесного хозяйства России.
В компетенцию федеральных представительных и исполнительных органов по управлению земельным фондом входят:
— разработка и совершенствование нормативно-правовых актов в области регулирования земельных отношений. В частности,
Президент РФ принимает указы и распоряжения по регулированию земельных отношений, обязательные на всей территории Федерации (ст. 90 Конституции РФ);
|
Государственная Дума принимает законы, которые регулируют общественные земельные отношения в России (ст. 105 Конституции РФ);
Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции и федеральных законов принимает постановления и распоряжения по регулированию земельных отношений (ст. 115 Конституции РФ);
– установление единых принципов платы за землю и методов расчета ставок земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли;
разработка и организация выполнения программ и генеральных схем рационального использования и охраны земель;
– установление границ и специального правового режима для особо охраняемых территорий;
– разработка основных принципов землеустройства, земельного кадастра, мониторинга и территориального планирования использования земель;
установление общего порядка и методов осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель;
– разработка общих положений и принципов охраны права собственности на землю и права землепользования;
– предоставление земель в собственность либо пользование с выдачей и регистрацией необходимых документов, учет земель и ведение земельного кадастра, землеустройство и лицензирование землеустроительных работ, контроль за использованием и охраной земель и привлечение нарушителей к юридической ответственности.
К компетенции представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации по регулированию земельных отношений следует отнести:
|
– разработку и принятие нормативно-правовых актов в области регулирования земельных отношений в соответствии с федеральным законодательством;
– установление границ и правового режима особо охраняемых территорий в границах субъектов РФ;
– отмену противоречащих земельному законодательству административных актов органов местного самоуправления;
– установление предельных норм предоставления земельных участков;
– установление (утверждение) и изменение административных границ районов на территории субъекта РФ;
– установление (утверждение) и изменение городской и поселковой черты, а также генеральных планов городов и поселков окружного, областного, краевого и республиканского подчинения;
– определение размеров и порядка взимания платы за землю и повышающих коэффициентов к установленной нормативной цене земли;
– определение порядка изменения целевого назначения земель и перевода их из одной категории в другую;
– утверждение региональных программ и схем рационального использования и охраны земель;
– установление льгот по налогам на землю;
– выкуп земель для государственных и муниципальных нужд;
организацию работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу и контролю за использованием и охраной земель.
Кроме государственных органов значительное место в регулировании земельных отношений отводится органам местного самоуправления. Перечень вопросов местного значения дан в ст. 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” 1995 года, при этом он не является исчерпывающим.
|
К компетенции органов местного самоуправления отнесены:
– владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, в том числе земельной;
– местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;
– регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
– предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или пользование и регистрация соответствующего права на землю;
– изъятие и предоставление земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
– планирование использования земель и контроль за правильностью их использования;
– организация проведения работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель, реализация генеральных планов и проектов планировки и застройки населенных пунктов;
– установление размеров платы за землю и льгот по земельному налогу для отдельных плательщиков, а также базовых ставок арендной платы за землю;
– взимание платы за землю;
– установление пределов корректировки нормативной цены земли в соответствии с действующим законодательством;
– участие в разрешении земельных споров;
– охрана права собственности на землю и права землепользования.