Б. Основания изменения земельных правоотношений




Земельным законодательством предусматриваются и условия, при которых происходит изменение земельных правоотношений

- решение государственных органов об установлении охранной зоны

- о консервации деградированных земель

-установление права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута)

Под сервитутом понимается ограниченное вещное право на недвижимое имущество, не соединенное с владением им, а заключающееся в праве одного лица пользоваться полезными сторонами вещи, принадлежащей другому лицу. Действующее законодательство различает частный и публичный сервитуты.

Частный сервитут (ГК РФ ст. 274) устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, когда собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута): для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и газопроводов, обеспечения водоснабжения, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута, спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Публичный сервитут (ЗК РФ ст. 23) устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправлениями в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для:

1)прохода или проезда через земельный участок;

2)использование земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков, и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора воды и водопоя;

6) прогона скота через земельный участок;

7) сенокоса или пастьбы скота на земельном участке в сроки, продолжительность которых соответствует условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;

8) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки ив установленном порядке;

9) временного пользования земельным, участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Проведение общественных слушаний по вопросам установления публичных сервитутов основано на осуществлении уставных целей общественного объединения:

проводить собрания,

митинги,

демонстрации,

шествия и пикетирование,

вносить предложения в органы государственной власти (ст. 27 ЗК РФ).

Поскольку круг правообладателей публичного сервитута не определен, то он регистрируется не как ограниченное вещное право, а как ограничение права собственности на объект недвижимого имущества. На собственника земельного участка, обремененного сервитутом, возлагается пассивная обязанность - не препятствовать действиям обладателя сервитута. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Такая плата представляется справедливой компенсацией за неудобства, которые известным образом ограничивают пределы собственника по использованию своего земельного участка.

в. Основания прекращения земельных правоотношений (Гл. VII ЗК РФ ст. 44 – 56.1)

Основания прекращения земельных прав, установленные земельным законодательством, можно разделить

на общие на специальные
- добровольный отказ, - истечение срока, на который был предоставлен участок, -реорганизация, - ликвидация, прекращение деятельности, - изъятие для государственных или муниципальных нужд, - нецелевое использование, - неиспользование участка, - отчуждение, гибель, уничтожение участка, - обращение на него взыскания, реквизиция, конфискация, банкротство, национализация - прекращение трудовых отношений, - нерациональное использование, -выморочность, -использование методами, ведущими к ухудшению экологической обстановки, - систематическая неуплата земельного налога, - выделение из земель сельскохозяйственных предприятий земельных участков для ведения крестьянского хозяйства

Самостоятельная работа:

А. На основании ст. 5 ЗК РФ объясните понятия:

 

Понятие Объяснение «Участники земельных отношений»
собственники земельных участков –  
землепользователи -    
землевладельцы -    
арендаторы земельных участков -  
обладатели сервитутов –  

Б.Ответьте на вопросы.

1. Между какими субъектами и по поводу, каких объектов возникают земельные отношения?

2. В каких случаях земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд? (См. ЗК РФ ст. 49, 55)

3. Какие убытки и потери возмещаются при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд? (См. ЗК РФ ст. 57)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: