РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Луганской народной республики

Государственное Учреждение Луганской народной республики «научно-методический центр развития образования

Луганской народной республики»

Отдел практической психологии, социальной работы, специального и инклюзивного образования

Коррекция страхов и тревожности у младших школьников

Луганск

Cодержание

Введение…………………………………………………………………………...3

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫСТРАХА И ТРЕВОЖНОСТИ………………………………………………………………….5

1.1. Определение страха у детей младшего школьного возраста……………..5

1.2. Характеристика тревожности у младших школьников…………………...8

1.3. Особенности проявления и причины страха и тревожности……………..14

Вывод к разделу I…………………………………………………………………19

РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ………………….21

2.1. Описание методов и приемов коррекции страхов………………………….21

2.2. Методы психокоррекции школьной тревожности…………………………..28

Вывод к разделу II………………………………………………………………….31

Заключение…………………………………………………………………………33

Список использованных источников……………………………………………...35

Приложения…………………………………………………………………………38

Приложение 1……………………………………………………………………….38

Приложение 2……………………………………………………………………….40

Приложение 3……………………………………………………………………….48

Приложение 4……………………………………………………………………….51

Приложение 5……………………………………………………………………….53

 

Введение

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют специальные экспериментальные исследования.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Начало исследованию проблем, касающихся данного возрастного этапа, было положено психологической школой Д.Б. Эльконина и

В.В. Давыдова, создавшей теорию учебной деятельности.

На современном этапе развития психологической науки проблемы младшего школьного возраста стали привлекать все большее внимание ученых, в частности это касается области психоэмоционального развития личности учащихся (Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, Н.Л. Кряжева, Е. Лютова,

Г. Монина, И.М. Первушина, А.М. Прихожан, О.Е. Хухлаев, О.В. Хухлаева и др.). Проблемой страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста занимались многие учёные. М.М. Безруких и С.П. Ефимова указывают на большой вклад Боулби и Рэчмена (обозначение причин детских страхов, страх независимо от наличного ощущения боли). Черясворт предложил перечень индикаторов страха. Много методов и приёмов для снятия тревожности младших школьников разработано у А.М. Прихожан. А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов, в первую очередь семейных взаимоотношений, на формирование этих страхов.

Несмотря на достаточно большое количество работ данного проблемного поля исследований, теоретико - методологические аспекты проблемы не достаточно разработаны, исследования носят разрозненный характер. В связи с этим на современном этапе развития психологической науки остается еще много нерешенных проблем, связанных с данной тематикой, и исследуемая в работе проблема представляется актуальной научной темой, имеющей концептуальное, методологическое и прикладное значение.

Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли педагоги увидеть эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно - психического здоровья ребенка.

К сожалению, в большинстве случаев страхи появляются по вине взрослых, и поэтому необходимо предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов и тревог, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Переживание страхов следует отличать от состояния тревоги. В отличие от страхов тревога - это переживание определенной и не ясной опасности. В страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Страх и тревога не редко встречаются вместе.

Цель работы заключается в изучении особенностей страха и тревожности, а также их коррекции в младшем школьном возрасте.

Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:

- обобщить теоретический материал по проблеме возникновения страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста;

- провести теоретический анализ проблемы исследования;

- выявить особенности проявления страха и тревожности у младших школьников;

- рассмотреть особенности методов психокоррекции по снижению уровня страха и тревожности учащихся в младшем школьном возрасте.

Методы исследования: анализ, синтез, систематизация, метод научного обобщения.

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

СТРАХА И ТРЕВОЖНОСТИ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: