Страх - это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью [12].
Страх - аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока [9].
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Устойчивые страхи - это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера.
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье [24, с. 53].
Изучению детских страхов посвящено много работ А.И. Захарова, где он отмечает, что страх представляет собой средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному отношению к ней. Следовательно, страх выполняет функцию обучения и социализации в процессе формирования личности.
|
Страх у детей младшего школьного возраста обладает некоторыми специфическими чертами. В жизни младшего школьника появляются серьезные заботы и обязанности, связанные с посещением образовательного учреждения, получением отметок и выполнением домашних заданий, изменяются мотивы поведения, отношение к самому себе и окружающему миру, поэтому страхи качественно преобразуются и изменяются. У младших школьников инстинктивные формы страха, которые связаны с угрозой для жизни, перекрещиваются с социальными страхами; присутствуют как страх, так и боязнь, как тревожность, так и опасения.
Определить ребенка, который боится, просто: страх выражается в беспокойном поведении, напряженности, попытках избежать объекта, вызывающего тревогу. Обычно на вопрос о наличие страха ребенок соглашается. Но большая часть возрастных страхов существует, только если ребенок представляет пугающий его момент или если слышит упоминание со стороны взрослого [25, с. 153 - 157].
В ряде случаев дети отрицают наличие страха. Такие страхи носят название «немых» и «невидимых» страхов. Чаще всего «немые» страхи замечаются родителями. К ним относятся страхи опоздания, животных, неожиданных звуков и т.д. К «невидимым» страхам, которые не замечаются взрослыми, относятся страхи наказания, крови, войны.
Повышение социальной активности младшего школьника обычно проявляется в страхе не соответствовать требованиям общества в школе, семье, среди сверстников, страхе перед посещением школы.
|
Эта группа взаимосвязанных страхов носит название «школьные» страхи. «Школьная фобия» проявляется в страхе «быть не тем», страхе несоответствия и неодобрения, страхе опоздания, совершении ошибки, получении плохой отметки, страхе физического и психологического насилия со стороны ровесников и т.д. Часто под термином «школьные страхи» понимают, кроме страха школы, страх расставания с родителями. Часто родители непроизвольно запугивают ребенка и драматизируют проблемы начала обучения в школе. Подобное поведение родителей подвергает ребёнка сомнениям в своих силах и знаниях, у ребёнка появляется неуверенность в себе и в дальнейшей работе он рассчитывает на помощь взрослого [30].
Причины появления «школьной фобии» разнообразны. Исследователи данной проблемы отмечают учебные перегрузки, неадекватный уровень притязаний со стороны родителей, неблагоприятные отношения с учителем, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, неспособность овладеть школьной программой.
Нужно отметить, что многие страхи являются внушенными, и они не имеют под собой реальной основы. Возникновение большей части детских страхов определяются особенностями развития, связанными с возрастом, и они имеют временный характер. В подобных случаях детские страхи исчезают, если подобран правильный подход к пониманию и устранению причин их возникновения.
Большинство детских страхов при использовании своевременных методов психологической диагностики и коррекции исчезают. Поэтому очень важно понимать, что бороться с детскими страхами нужно еще в детстве, так как они могут закрепиться и отразиться на дальнейшей жизни ребенка.