Особенности проявления и причины страха и тревожности




По сравнению с тревогой, предмет страха мы всегда можем обозначить, сказать, чего конкретно мы боимся. С тревогой в данном случае сложнее, мы не всегда можем выразить суть тревоги, можем обозначить лишь её область – школа, конкретный урок, отношения с кем - то. Поэтому, рассматривая причины страхов и тревог младшего школьника, мы иногда их будем разделять, а иногда объединять, если они относятся к одной сфере.

Надо отметить, что именно в младшем школьном возрасте возникает страх смерти. В этот период формируется чувство времени и пространства, ребенок понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают. Ребенок начинает задавать на эту тему вопросы, и ему очень важно услышать, что близкие долго его не покинут, а смерть – это определенный закон жизни, закономерное явление.

Однако большинство актуальных страхов и тревог ребенка младшего школьного возраста связано со школьной ситуацией. В основном их природа социальна. А. И. Захаров отмечает, что чаще всего страхи у детей младшего школьного возраста – страхи не соответствовать социальным ожиданиям и требованиям ближайшего окружения: учителя, сверстников, семьи. «Это выражается в страхах сделать что - то не так, неправильно, не так, как следует, как нужно, быть не тем, кого уважают. Это говорит о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, о том, что объединено понятием «совесть» как центральное новообразование младшего школьного возраста» [24, с. 63].

Активная социализация младших школьников, повышение значимости сверстников для становления собственной самооценки могут быть амбивалентны в отношении страхов младшего школьника при общении с группой сверстников. Так, сравнение своих успехов с одноклассниками может вызвать появление страха оказаться хуже других, а может, наоборот, сформировать уверенность в себе («все сделали, и я смогу»).

Наиболее частой причиной школьных страхов становится страх плохой отметки или эмоционально негативного отношения учителя. Этот страх также амбивалентен. В одном случае он может затормозить познавательную мотивацию, в другом же – стать движущей силой учебной мотивации

[19].

Т.В. Гузанова выделила восемь основных факторов, влияющих на развитие школьных страхов у детей в начальной школе:

1) общая тревожность в школе, выраженная в общем эмоциональном напряжении, связанном с различными формами включения ребенка в новую ситуацию развития;

2) переживание социального стресса, в первую очередь в отношении социальных контактов с одноклассниками;

3) фрустрация потребности в достижении успеха, тормозящая развитие притязаний на успех и достижение высоких результатов;

4) страх самовыражения эмоциональное напряжение, связанное с затруднениями самораскрытия, самоопределения, демонстрации своих возможностей;

5) страх ситуации проверки знаний – переживание тревоги в ситуации проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей;

6) страх не соответствовать ожиданиям окружающих – тревога по поводу оценки себя со стороны значимых других людей, по поводу своих результатов, поступков, идей;

7) низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, повышающая вероятность деструктивного реагирования на тревожные факторы среды;

8) проблемы и страхи в отношениях с учителями, негативный эмоциональный фон отношений, снижает мотивацию и успешность обучения [27, с. 301 - 302].

При анализе причин, вызывающих страх, обращает на себя внимание тот факт, что начиная с 1990 - х гг., всё больше у детей младшего возраста появляются страхи, связанные с физическим насилием: дети боятся, что их побьют одноклассники или старшие школьники, что над ними будут издеваться, отбирать вещи и деньги. Важно отметить, что дети не чувствуют себя защищенными даже в стенах школы [22, с. 86].

Отношения в семье, несомненно, откладывают отпечаток на эмоциональное состояние ребенка. Однако в последние десятилетия и у родителей, и у детей все чаще возникают страх и тревога из - за чувства незащищенности и непредсказуемости будущего (боязнь глобальных катастроф, обнищания), собственной несостоятельности («не смогу никем стать», «не добьюсь своего», «не смогу семью кормить»).

Тревога как эмоциональное состояние, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, ожидания неблагоприятного развития событий, у детей младшего школьного возраста имеет разные формы проявления: замкнутость, плаксивость, двигательная расторможенность, нежелание учиться.

Наиболее эмоциогенными факторами тревожности на протяжении начальной школы остаются «страх проверки знаний» и «страх не оправдать ожидания окружающих», которые поддерживаются усилением ориентации детей на конечный результат учебной работы – на оценку. Сильно выражено переживание из - за влияния оценки на отношения с близкими взрослыми, так как у ребенка этого возраста формируются правила и нормы взаимодействия с ними [28, с. 153 - 157].

Отмечая большое количество высказываний детей о том, что «родители будут недовольны», «родители расстроятся, будут переживать»,

А.М. Прихожан пишет о том, что наряду с развитием сочувствия другому человеку у ребенка такое постоянное напряжение может развиться в устойчивое тревожное состояние, так как чувство ответственности за переживание родителей может оказаться непосильным [2, с. 87].

Для того чтобы всесторонне проанализировать причины такого сложного эмоционального состояния, как тревожность, важно рассмотреть направление развития ребенка. Развитие ребенка в онтогенезе разворачивается по трем тесно сопряженным друг с другом направлениям: ребенок развивается как сложное природное существо – индивид (по терминологии Б.Г. Ананьева), как ансамбль отношений – личность (В.Н. Мясищев) и как субъект деятельности

(А.Н. Леонтьев).

Причины возникновения у ребенка, пришедшего в школу, эмоционального дискомфорта можно проанализировать по этим направлениям.

1. Психофизиологические и индивидуальные особенности ребенка. Увеличение количества учеников, испытывающих трудности в учёбе, некоторые исследователи связывают с высокой частотой минимальных мозговых дисфункций, выявляемых при нейропсихологических обследованиях неуспевающих, а в ряде случаев и успевающих, школьников, как отмечается в исследовании Н.К. Корсаковой с соавторами. Характерологические проявления ребенка, которые в изменившейся ситуации жизни обусловливают возникновение внутреннего конфликта, негативного эмоционального состояния и неадаптивного поведения: честолюбие, инфантильная и психомоторная нестабильность, конформность и зависимость, тревожная мнительность и замкнутость [5].

2. Особенности взаимодействия со значимыми взрослыми – родителями и учителем. Учитель играет в жизни младшего школьника особую роль, поэтому во многом эмоциональное благополучие ребенка связано с развитием оптимальных отношений между ним и учителем. Учебное сотрудничество можно строить лишь после того, как налажены доверительные, теплые отношения [11].

Детям, которые в меньшей степени чувствуют эмоциональную уверенность: а) в силе других – учителей, родителей; б) в существовании эмоциональных правил поведения; в) в защищенности от неожиданностей, – труднее проявлять активность в более сложных ситуациях.

По этому поводу можно привести слова Э. Фромма, который писал, что в возрасте 8 - 10 лет в развитии ребенка появляется новый фактор – это новое чувство пробуждать своей собственной активностью любовь взрослого [15].

3. Подготовленность к учебной деятельности. Возникновение тревожности у ребенка, пришедшего в школу, может быть связано с недостаточной подготовленностью не только осваивать учебный материал, общаться с одноклассниками и посторонним взрослым, которым является учитель, но и с неумением выразить свои чувства и мысли. Именно с низким уровнем речевого развития, недостаточным пониманием слов, используемых учителем и одноклассниками, связывает развитие тревожности у многих первоклассников А.М. Прихожан. В этом случае эффективными оказываются работа над общим развитием ребёнка, помощь логопеда и психолога

[2, с. 88].

Таким образом, причины тревожности у детей младшего школьного возраста связаны как с системой обучения в школе, конкретной ситуацией в классе, личностными особенностями и профессионализмом учителя, отношениями с родителями, так и с индивидуальными особенностями самого ребёнка. Развитое состояние тревоги, усиливающихся реальных и мнимых страхов неминуемо отражается на психологическом и физическом здоровье детей.

Важно отметить, что исследования показывают сходство страхов и тревог детей младшего школьного возраста и их родителей.

Безусловно, не все дети выдают реакции повышенной тревожности, агрессивности и страхов, сталкиваясь со школьными трудностями, с непосильно требовательным отношением родителей и отрицательными оценками учителей. Некоторые дети проявляют эмоциональную устойчивость, некоторую неуязвимость в трудных для них ситуациях.

По словам французского детского психолога Ф. Дольто, «жить без тревоги в любом случае невозможно; нужно научиться жить с ней, но так, чтобы она была выносима; она может даже побуждать к творчеству».

[17, с. 225]

 

Вывод к разделу I

Анализируя представленный материал, можно сделать вывод о том, что страх - это эффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога - эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребенок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх.

Состояние безотчётного, неопределённого беспокойства порождает тревогу, боязнь определенных объектов или мыслей, чувство страха.
Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Внутри всё холодеет, тело «наливается свинцом», щемит в области сердца, ладони становятся влажными. Он может совершать много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным, скованным. Такие симптомы говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма.

Социальная позиция школьника, дающая чувство ответственности, долга, обязанности может спровоцировать появление страха «быть не тем». Ребенок боится не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужденным и наказанным. В младшем школьном возрасте страх «быть не тем» достигает максимального развития, поскольку дети стараются овладеть новыми знаниями, серьезно относятся к своим обязанностям школьника и очень переживают по поводу отметок. Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих учащихся, что, в свою очередь, приводит к неврозам.

В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных социокультурно и педагогически запущенных детей. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, иногда исчезают совсем. Но, принимая длительный характер, они вызывают у ребенка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: