Характеристика тревожности у младших школьников




Понятие «тревожность» было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние [18, с.174].

В психологическом словаре «тревожность» - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают [4, с. 314].

Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частным и интенсивным переживаниям состояния тревоги

[21, с. 45].

На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение.

На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

Основатель психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений – инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. Он считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность.

В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает новый взгляд на тревожности и неврозы. По его мнению, в их основе лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определённой позиции в группе людей, которую индивид в силу каких - либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог добиться. То есть отчетливо видно, что в основе невроза лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств, в той или иной мере испытывает чувство тревоги.

Иначе подходит к пониманию тревожности Э. Фромм, считая, что в эпоху средневекового общества с его способом производства и классовой структурой человек не был свободен. Но он не был изолирован и одинок, не чувствовал себя в такой опасности и не испытывал таких тревог, как при капитализме, потому что он не был «отчужден» от вещей, от природы, от людей. Человек был соединен с миром привычными узами, которые Э. Фромм называет «естественными социальными связями», существующими в первобытном обществе.

С ростом капитализма разрываются первичные узы, появляется свободный индивид, оторванный от природы, от людей, в результате чего он испытывает глубокое чувство неуверенности, бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. Чтобы избавится от тревоги, порожденной «негативной свободой», человек стремится избавиться от самой этой свободы, то есть бегство от самого себя, в стремлении забыться и этим подавить в себе состояние тревоги

[3, c. 278].

Эти ученые пытаются показать различные механизмы избавления от тревоги.

Э. Фромм считает, что все эти механизмы, в том числе «бегство в себя», лишь прикрывают чувство тревоги, но полностью не избавляют индивида. Наоборот, чувство изолированности усиливается, ибо утрата своего «Я» составляет самое болезненное состояние. Психические механизмы бегства от свободы являются иррациональными, по его мнению, они не являются реакцией на окружающие условия, поэтому не в состоянии устранить причины страдания и тревоги [26, с.187].

Авторы не делают различия между беспокойством и тревожностью. И то и другое появляется как ожидание неприятности, которая однажды вызывает у ребенка страх. Тревога или беспокойство – это ожидание того, что может вызвать страх. При помощи тревоги ребенок может избежать страха.

В возникновении тревоги большое значение отдается семейному воспитанию, роли матери, взаимоотношении ребенка с матерью. Период детства является предопределяющим последующее развитие личности.

Проблема школьной тревожности стала предметом специального исследования К. Хорни. В его теории главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений.

Отечественные психологи отмечают, что тревожность – это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека.

По определению С.С. Степанова «тревожность – это переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи» [1].

Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Термин «тревожность» используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги.

По определению А.М. Прихожан, «тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [27, с. 301 - 302].

Вопрос о причинах тревожности является центральным и исследованным в изучении этой проблемы. Ответ на него во многом зависит от того, рассматривается ли она как личностное образование или как свойство темперамента. С ответом на этот вопрос связано представление о способах преодоления тревожности.

Одним из существенных вопросов, важных для понимания причин тревожности, является проблема локализации её источника. В настоящее время выделяются два типа источников тревожности: длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояний тревоги, с одной стороны, и внутренние психологические или психофизиологические - с другой. Вопрос о том, возникают ли под влиянием этих разных источников различные типы тревожности, или это одно и то же явление, анализ причин проведен на разном уровне, достаточно сложен и до настоящего времени не имеет однозначного решения.

И.А. Мусина, придерживаясь представления о том, что разная локализация источников порождает разные типы тревожности предлагает ввести термины «внешняя» и «внутренняя», личностная тревожность, ссылаясь при этом на известное положение С.А. Рубинштейна о «действии внешнего через внутреннее» [23, с. 91 - 96].

Отечественные психологи одной из причин школьной тревожности у детей младшего школьного возраста считают неадекватно высокую самооценку, которая складывается в результате неправильного воспитания, завышенных оценок взрослыми успехов ребёнка, захваливания, преувеличение его достижений.

Высокая оценка окружающих и основанная на ней самооценка вполне устраивает младшего школьника. Столкновение же с трудностями и новыми требованиями обнаруживают его несостоятельность.

Такое состояние не может не вызвать у ребенка переживаний тревоги. Первоначально тревога обоснована. Она вызвана реальными для младшего школьника трудностями, но постоянно по мере закрепления отношения ребенка к себе, своим возможностям, людям, неадекватность станет устойчивой чертой его отношения к миру [29].

Эти исследования можно рассматривать как теоретическую базу для понимания школьной тревожности, как результат тревоги возникающей в определенных неблагоприятных условиях жизни младшего школьника, как образования, возникающее в процессе его деятельности и общения. Иначе говоря, это явление социальное, а не биологическое [4, c. 91].

Большое число авторов считают, что школьная тревожность является составной частью состояния сильного психического напряжения - «стресса».

При всех различиях в толковании понимании «стресса», все авторы сходятся в том, что стресс – это чрезмерное напряжение нервной системы, возникающее в весьма трудных ситуациях.

Поэтому стресс никак нельзя отождествлять с тревожностью, хотя бы потому, что стресс всегда обусловлен реальными трудностями, в то время как тревожность может проявляться в их отсутствии.

Можно выделить две большие группы признаков школьной тревожности: первая – физиологические признаки, протекающие на уровне соматических симптомов и ощущений; вторая – реакции, протекающие в психической сфере.

Что касается педагогического процесса, то чувство школьной тревожности неизбежно сопровождает учебную деятельность младшего школьника в любой, даже в самой идеальной школе. Более того, вообще никакая активная познавательная деятельность ученика не может, не сопровождаться тревогой. Полностью снять состояние школьной тревожности, можно лишь устранив все трудности.

Школьная тревожность обуславливается возрастными особенностями. Чем старше становится школьник, тем конкретнее и реалистичнее его тревоги.

Школьную тревожность бывает очень трудно разглядеть за агрессивностью. Самоуверенные, агрессивные, при каждом удобном случае унижающие других младшие школьники тревожными отнюдь не выглядят. И, тем не менее, нередко в глубине души у таких детей скрывается тревога. А их поведение и внешний вид – лишь способы избавления от чувства неуверенности в себе, от сознания своей неспособности жить так, как хотелось бы.

Другой часто встречающийся исход тревожных переживаний – пассивное поведение, вялость, апатия, безынициативность. Конфликт разрешился за счет отказа от любых стремлений.

Тревожные дети младшего школьного возраста отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Они характеризуются не только завышенной самооценкой, которую мы рассмотрели выше, но и низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.

Такие дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения.

У таких детей можно увидеть заметную разницу в поведении на занятиях. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены.

Одна из причин, вызывающих детскую школьную тревожность – неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с окружающими [32].

Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, то есть порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая вызывает беспокойство. Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может, рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: