Методы психокоррекции школьной тревожности




Проблема преодоления тревожности, по существу, распадается на две: проблему овладения состоянием тревожности, снятия его отрицательных последствий и проблему устранения тревожности как относительно устойчивого личностного образования.

Работа по преодолению тревожности может осуществляться на трёх взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:

1. обучение школьника приёмам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;

2. расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний, ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности»;

3. перестройка особенностей личности школьника, прежде всего, его самооценки и мотивации. Одновременно необходимо проводить работу с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.

Р.В. Овчарова указывает, что психологи выделяют два способа преодоления школьной тревожности у детей:

1. выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях, а также овладение приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой;

2. укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о личностном росте человека.

В коррекционной работе с учащимися, отличающимися тревожностью как устойчивым личностным образованием, используются следующие приемы:

1. «переинтерпретация симптомов тревожности»;

Часто школьников с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки появления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать (признаки активации), их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше.

2. «настройка на определённое эмоциональное состояние»;

Школьнику предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким - либо характерным жестом; спокойное и расслабленное эмоциональное состояние - с другой; уверенное, «побеждающее» - с третьей. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.

3. «приятное воспоминание»;

Школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.

4. «использование роли»;

В трудной ситуации школьнику предлагается ярко представить себе образ для подражания (например, любимого киногероя), войти в эту роль и действовать как бы «в его образе». Этот приём оказывается особенно эффективным для мальчиков.

5. «контроль голоса и жестов»;

Школьнику объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека, рассказывается, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние - успокаивать, придавать уверенность. Указывается на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовке уроков.

6. «улыбка»;

Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Школьнику даётся ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняется значение улыбки для снятия нервно - мышечного напряжения.

7. «дыхание»;

Рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20 - 30 секунд.

8. «мысленная тренировка»;

Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих её переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение.

9. «репетиция»;

Психолог проигрывает со школьником ситуации, вызывающие у того тревогу. Например, школьник как бы отвечает у доски, психолог исполняет роль «строгого учителя», «насмешливого одноклассника», детально отрабатывая способы действия учащегося. Полезным оказывается также, когда психолог, не предупреждая об этом заранее школьника, меняет тон разговора с ним - становится нетерпеливым, прерывающим собеседника, недовольным слушателем.

10. «доведение до абсурда»;

В процессе беседы с психологом, а также в некоторых других, априорно «спокойных» ситуациях, школьнику предлагается играть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.

11. «переформулировка задачи».

Известно, что одной из причин, мешающих результативной деятельности тревожных людей, является то, что они сосредоточены не только на её выполнении, но и в большей степени на том, как они выглядят со стороны. В связи с этим необходимо тренировать у детей умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя. Например, при ответе у доски: «Я должен рассказывать о …» вместо «Я должен получить 5». Необходимо также обучать школьника умению снижать значимость ситуации, понимать относительное значение «победы» или «поражения». В этом плане эффективным оказывается такой приём, когда некоторые ситуации предлагается рассматривать как своего рода тренировочные, в которых он может поучиться владеть собой для предстоящих более серьезных испытаний.

Для снятия тревожности у младших школьников существуют целые комплексы приёмов, упражнений (см. Приложение 2). Однако центральную роль играют два метода:

1. метод последовательной десенсибилизации;

Суть его состоит в том, что ребёнка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь немного волновать его, и кончая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг. Для снятия напряжения ребёнку предлагают сосать конфету.

2. метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения.

Осуществляется с помощью игры - драматизации «в очень страшную, страшилищную школу», где сначала с помощью кукол - петрушек, а затем без них в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причём все пугающие моменты должны быть доведены до крайней степени («так, чтобы зрителям было очень страшно»). Кроме того, можно применять приёмы «рисование страхов», «рассказы о страхах», причём акцентироваться должна школьная тематика. В ходе этой работы всячески поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуаций.

Вывод к разделу II

Проанализировав вышесказанное, для снятия страхов и тревожности у младших школьников существуют целые комплексы приёмов, упражнений. В качестве способа коррекции страхов у младших школьников считаю наиболее эффективным метод рисования страхов. Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недосказанного, неясного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффективно - травмирующее звучание страха в психике ребёнка. Существенно и то, что задание даёт взрослый, которому ребёнок доверяет, да и само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая незримую поддержку с их стороны, уже не говоря об одобрении самого взрослого.

Школьная тревожность в младшем школьном возрасте является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно долгого периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, школьная тревожность характеризуется своеобразным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты.

Среди критериев, определяющих школьную тревожность у детей младшего школьного возраста, можно выделить следующие: 1) постоянное беспокойство; 2) трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём - либо; 3) мышечное напряжение (например, в области лица, шеи);

4) раздражительность; 5) нарушения сна [7, с. 152].

Младший школьник тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Как уже было отмечено выше, тревожность не всегда можно отличить от агрессивности или других негативных поведенческих проявлений. К тому же, многие методы диагностики и коррекции малорезультативны в силу особенностей возраста. Поэтому многие учёные, занимающиеся данным вопросом, используют игру как наиболее эффективный метод коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста.

Заключение

Школьные страхи и тревожность является наиболее острой проблемой современной школы. Особенно ярко они выражены в младшем школьном возрасте именно в силу возрастных особенностей.

Эмоциональное развитие ребёнка - это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций.

Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребёнка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают».

Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребёнка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы. Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и школе, целый ряд других факторов - вот причины появления у современных младших школьников различных страхов.

Проблема наличия у современных детей школьных страхов и тревожности очень актуальная и проводимая психодиагностическая работа психологами нашей республики это подтверждает.

Поэтому первым этапом в ходе написания курсовой работы было изучение и анализ психолого - педагогической литературы. Мы пришли к выводу, что страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка. С одной стороны, страх может уберечь от необдуманных и рискованных поступков, а с другой - положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.

Поставленная цель и задачи курсовой работы «Коррекция страхов и тревожности у младших школьников» достигнуты.

В данной работе были рассмотрены различные методы и приёмы коррекции страхов и тревожности. Коррекция страхов и тревожности осуществляется посредством игры, рисования, сказкотерапии

(см. Приложение 3). Подобран диагностический инструментарий

(см. Приложение 4). Проанализированы коррекционные занятия по преодолению страхов у младших школьников [31]. Некоторые материалы по работе с детскими страхами и тревожностью приводятся в приложении курсовой работы (см. Приложение 5).

Подводя итоги, можно сказать, какие бы методы и приёмы борьбы с детскими страхами не были выбраны, важно, чтобы проблемы ребёнка не оставались без внимания. Только таким образом можно воспитать уверенного в себе человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: