Список использованных источников. 1. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е




1. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности//Психологический журнал - 1997. - №2. - С. 19.

2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте (психологическое исследование). - М.: Просвещение, 2001. - 378 с.

3. Выготский Л.С. Детская психология//Собр. соч. - М., 1982. - 342 с.

4. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. - Л.: Медицина, 1977. - 440 с.

5. Дубровиной И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991. - 273 с.

6. Дольто Ф. На стороне ребенка. – СПб.: Петербург - XXI век, 1997. - 225 с.

7. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей/Захаров А.И. – СПб.: Минск, 1994. - 453 с.

8. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986. - 112 с.

9. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник. - СПб.: Питер, 1996. - 17 с.

10. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь/ Под ред.

Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 440 с.

11. Капранова С. Путешествие с волшебной кисточкой. - Ростов н/Дону, 1997. -

66 с.

12. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. - М.: Просвещение,

1997. - 166 с.

13. Ле Шан Когда ваш ребёнок сводит вас с ума/Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1990. - 272 с.

14. Лосева В.К. Рисуем семью: диагностика семейных отношений. - М.: АПО, 1995. - 40 с.

15. Мэй Р. Проблема тревоги/Пер. с англ. Гладкова А.Г. - М.: Наука, 2001. - 227 с.

16. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие. - М.: Сфера,

2002. - 510 с.

17. Павлов И.П. Физиология ВНД/И.П. Павлов. - М.: Наука, 1954. - 545 с.

18. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. 2 - е изд., испр и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 437 с.

19. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. //Психологическая наука и образование. - 1998. - №2. - С. 39.

20. Прихожан А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): автореф, дис…д - ра юрид. наук. - М., 1995. - 86 с.

21. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект)/А.М. Прихожан. - М.: Педагогика, 2000. - 87 с.

22. Радугин А.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для вуз. - М.: Просвещение, 2003. - 542 с.

23. Рузанова Т.В. Проблема метода психологического изучения школьных страхов учащихся начальных классов//Культурно - историческая психология. - 2008. - № 2. - С. 91 - 96.

24. Степанов С.С. Большие проблемы маленького ребёнка: советы психолога родителям. - М.: Наука, 1995. - 138 с.

25. Фоминова А.Н. Ребёнок и родитель: взаимные переживания по поводу школы//Педагогическое обозрение. - 2000. - № 4. - С. 153 - 157.

26. Фромм Э. Искусство любить. - Минск: Полифакт, 1991. - 340 с.

27. Хабирова Е.Р. Тревожность и её последствия/Е.Р. Хабирова. - М.: Просвещение, 2003. - С. 301 - 302.

28. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ: пер. с англ./общ. ред. Т.В. Бурменской. - М.: Прогресс, 1993. - 329 с.

29. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни/Г.А. Цукерман. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.

30. Цукерман Г.Л. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников//Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 75.

31. Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Тестирование будущих первоклассников//Психологический практикум. - 2004. - С. 288.

32. Эриксон Э.Г. Детство и общество/Э.Г. Эриксон. - М.: Просвещение, 1996. –

362 с.

 

Приложения

Приложение 1

Структура коррекционно - развивающего сказкотерапевтического занятия

(по Т.Д. Зенкевич - Евстегнеевой)

Этап Назначение Содержание
«Вход» в сказку. Создать настрой на совместную работу. Коллективное действие: например, взявшись за руки и встав в круг, дети смотрят на горящую свечу, читают стихотворение.
Повторение. Вспомнить полученные на прошлом занятии знания, приобретённый опыт. Ведущий задаёт детям наводящие вопросы о пройденном (использовали ли они новый опыт в повседневной жизни, как им помогли новые знания и навыки).
Расширение. Расширить представления о чём - либо. Ведущий рассказывает или показывает новую сказку. Предлагает детям научиться тому, что умеют персонажи сказки, помочь какому - либо существу из этой сказки.
Закрепление. Приобрести новый опыт, выявить новые качества в личности ребёнка. Игры, позволяющие детям пробрести новый опыт, символические путешествия, превращения.
Интеграция. Связать новый опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает вместе с детьми, в каких ситуациях они могут использовать приобретённый опыт.
Резюмирование. Обобщить приобретённый опыт,связать его с уже имеющимся. Ведущий подводит итог занятия: чётко проговаривает последовательность действий на занятии, благодарит детей за их успехи, подчёркивает значимость приобретённого опыта, проговаривает жизненные ситуации, в которых могут использовать новый опыт.
«Выход» из сказки. Подготовить к взаимодействию в привычной социальной среде. Дети и ведущий, взявшись за руки, встают в круг. Ведущий говорит: «мы берём с собой всё важное, что было с нами, всё, чему мы научились». Дети протягивают руки, как будто что - то берут из круга, и прикладывают их к груди.

 

Приложение 2

Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Тестирование проводится после окончания первой четверти, когда у большинства детей проходит ситуативная тревога, связанная с поступлением в школу. Лучше это делать психологу.

Экспериментальный материал — 14 рисунков размером 8,5x11 см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.

Тестовый (стимульный) материал. Рисунки для девочек.

Рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

Рис. 3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Рис. 4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) одевается».

Рис. 5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) идёт спать».

Рис. 7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».

Рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Рис. 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Рис. 11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

Рис. 12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Рис. 13. Ребёнок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

Рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) ест».

Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе.

Рисунок Высказывание ребёнка Выбор
Весёлое лицо Грустное лицо
1. Игра с младшими детьми.      
2.Ребёнок и мать с младенцем.      
3. Объект агрессии.      
4. Одевание.      
5. Игра со старшими детьми.      
6.Укладывание спать в одиночестве.      
7. Умывание.      
8. Выговор.      
9. Игнорирование.      
10. Агрессивность.      
11. Собирание игрушек.      
12. Изоляция.      
13. Ребёнок с родителями.      
14. Еда в одиночестве.      

Протоколы, полученные от каждого ребёнка, далее подвергаются анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.

Ключ, интерпретация.

Количественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = Число эмоциональных негативных выборов х100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ. Ребёнок анализируется индивидуально. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребёнка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребёнок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребёнок - ребёнок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребёнок - взрослый («Ребёнок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребёнок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

 

 

Приложение 3

Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой

Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А.И. Захарова и теста «Красный дом, чёрный дом». Модифицированная беседа о страхах А.И. Захарова предполагает выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи). Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов, можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребёнком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах следует расспрашивать кого - нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. В последующем самим родителям уточнить, чего именно, и на сколько боится ребёнок.

Совокупные ответы ребёнка объединяются в несколько групп по видам страхов, которые были сформулированы А.И. Захаровым. Если ребёнок в трёх случаях из четырех - пяти даёт утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки.

Ребёнку предлагается нарисовать два дома - красный и чёрный (возможен вариант предъявления ребёнку листа с уже нарисованными домами). В эти дома детям либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) предлагается расселить страхи: в красный дом - «нестрашные», в черный - «страшные страхи». После выполнения задания ребёнку предлагается закрыть чёрный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в чёрном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А.И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

По инструкции в красный и чёрный дом надо расселить 29 страхов. В чёрном будут жить страшные страхи, а в красном - нестрашные. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.

Ты боишься:

1) когда остаёшься один;

2) нападения бандитов;

3) заболеть, заразиться;

4) умереть;

5) того, что умрут твои родители;

6) каких - то людей;

7) потерять маму или папу;

8) того, что они тебя накажут;

9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

10) опоздать в детский сад, школу;

11) перед тем как заснуть;

12) страшных снов;

13) темноты;

14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);

15) машин, поездов, самолётов (страх транспорта);

16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии);

17) когда очень высоко (страх высоты);

18) когда очень глубоко (страх глубины);

19)оставаться в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете (страх замкнутого пространства);

20) воды;

21) огня;

22) пожара;

23) войны;

24) больших площадей;

25) врачей (кроме зубных);

26) крови;

27) уколов;

28) боли;

29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно что - то упадёт, стукнет).

 

Приложение 4

Уровень школьной тревожности младших школьников

Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко

С целью выявления уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста используется опросник.

Инструкция.

Прочитайте суждения и поставьте напротив него знак «+», если вы с ним согласны или знак «-», если вы с ним не согласны.

1. Не могу долго работать, не уставая.

2. Трудно сосредоточится на одном задании.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжённый, скованный.

5. Смущаюсь чаще других.

6. Часто говорю о напряжённых ситуациях.

7. Краснею в незнакомой обстановке.

8. Снятся страшные сны.

9. Руки обычно холодные и влажные.

10. Нередко расстраиваюсь из - за незапланированной работы.

11. Сильно потею, когда волнуюсь.

12. Не обладаю хорошим аппетитом.

13. Сплю беспокойно, засыпаю с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраиваюсь.

16. Часто не могу сдержать слёзы.

17. Плохо переношу ожидание.

18. Не люблю браться за новое дело.

19. Неуверенный в себе, в своих силах.

20. Боюсь сталкиваться с трудностями.

При обработке данных суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл школьной тревожности и выявить её уровень: высокий уровень школьной тревожности - 15 - 20 баллов; средний уровень школьной тревожности - 7 - 14 баллов; низкий уровень школьной тревожности - 1 - 6 баллов.

 

 

Приложение 5

Методика «Лесенка» В.Г. Щур

Цель методики - исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Ребёнку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.

Инструкция.

«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трёх верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные - чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трёх нижних ступеньках окажутся плохие дети - чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребёнка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, учитель».

Процедура проведения. Используется стандартный набор характеристик: «хороший - плохой», «добрый - злой», «умный - глупый», «сильный - слабый», «смелый - трусливый», «самый старательный - самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребёнок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребёнок не даёт никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?».

Интерпретация результатов.

Неадекватно завышенная самооценка. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Завышенная самооценка. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие - то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Адекватная самооценка. Обдумав задание, ставит себя на 2 - ю или

3 - ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Заниженная самооценка. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Если ребёнок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.

Дети с заниженной самооценкой из - за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Самооценка детей 6 – 7 - летнего возраста становится реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Для детей 7 - 10 лет адекватной считается самооценка, при которой ребёнок несколько положительных качеств отмечает на верхней части лесенки, а одно - два качества - в середине лесенки или несколько ниже. Если ребёнок выбирает только верхние ступеньки лесенки, можно считать, что его самооценка завышена, он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков. Образ, выстроенный ребёнком, не совпадает с представлениями о нём других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и может являться причиной асоциальных реакций ребёнка.

Выбор нижних ступенек свидетельствует о заниженной самооценке. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе.

Если значимые люди (по мнению ребёнка) оценивают его так же, как он оценил себя, или дают более высокую оценку - ребёнок защищен психологически, эмоционально благополучен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: