Описание методов и приемов коррекции страхов




Коррекция представляет собой особую форму психолого - педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребёнка, оказание ему специальной психологической помощи [14].

В настоящее время термин «психологическая коррекция» достаточно широко и активно используется в практике работы школьных учреждений. Хотя, возникнув в дефектологии, он применялся первоначально в отношении лишь аномального развития.

Расширение сферы приложения данного понятия ряд учёных связывает с развитием прикладной детской психологии, с новыми социальными задачами по отношению к подрастающему поколению.

Предметом коррекции чаще всего выступают умственное развитие, эмоционально - личностная сфера, невротические состояния и неврозы ребёнка, межличностные взаимодействия.

Различными могут быть формы организации коррекционной работы: лекционно - просветительная, консультативно - рекомендационная, собственно коррекционная (групповая, индивидуальная).

Успех в коррекционной деятельности в значительной степени определяется тем, какие положения и принципы положены в её основу. К ним относят, прежде всего, принцип единства диагностики и коррекции, принцип «нормативности» развития, принцип коррекции «сверху вниз», принцип системности развития, деятельностный принцип коррекции, принцип активного вовлечения в коррекционную работу родителей и других, значимых для ребенка лиц.

Если целью коррекции «снизу вверх» являются упражнения и закрепление уже достигнутого ребёнком, то коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психолого - педагогическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований [13].

Выделим и деятельностный принцип коррекции, который определяет сам предмет приложения коррекционных действий, выбор средств и способов достижения цели. Согласно данному принципу основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки ребёнка в различных сферах предметной деятельности и межличностных взаимодействий, в конечном счёте - социальной ситуации развития. Сама же коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка навыков и умений (предметных, коммуникативных и др.), а как целостная осмысленная деятельность ребёнка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

Компоненты готовности к коррекционной работе:

- теоретическая (знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции);

- практическая (владение методами и методиками коррекции);

- личностная (психологическая проработанность у взрослого собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у ребёнка).

Особенно широко в коррекционной работе используется игра в различных её разновидностях (сюжетная, дидактическая, подвижная, игра -драматизация, режиссёрская). Её успешно применяют как для коррекции личности ребёнка, его взаимоотношений с окружающими, так и для коррекции познавательных, эмоциональных, волевых процессов общения.

Игра - это способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра - это движение, победа, радость, удовольствие…[10].

Игра, как рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребёнку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные нормы поведения, а также она доставляет ребёнку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. К тому же игра обладает диагностической и терапевтической функцией.

Изменение психического состояния происходит потому, что в игре некоторые жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, ослабленном виде. Игра невозможна без риска, а нежелание быть последним, или надежда на победу, представляет собой моделирование, репетицию возможных жизненных ситуаций, что позволяет лучше адаптироваться к ним в настоящей жизни.

Таким образом, игра является естественным способом выражения «я» человека, укрепления его уверенности в себе. Особой ценностью в этом плане обладают спонтанные подвижные игры, которые вызывают активность ребёнка, его инициативу и самостоятельность, развивают умение владеть эмоциями и принимать решения. Взятие на себя какой - либо роли уже означает принятие решения выполнять определенные правила и обязательства, т.е. налагает чувство ответственности. Когда в игре всё удаётся, у детей появляется чувство удовлетворения, эмоциональное насыщение игрой, при неудачах же - чувство вины и досады, заставляющее критически взглянуть на себя и как - то перестроиться [16, с. 98].

Коррекция посредством рисования. Рисование – творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, свою способность действовать, быть самим собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как игра, это не только отражение в сознании детей окружающей их социальной действительности, но и её моделирование, выражения отношения к ней.

Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Активно рисующий ребёнок может ничего не бояться, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для его психического развития.

Практически положительный эффект от рисования можно наблюдать в возрастном интервале от 3 до 15 лет и старше, но более часто положительные результаты мы получаем в 4 - 12 лет [20, с. 42].

Г.Т. Хометаускас в своей работе «Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений» говорит: «Особенности графических презентаций членов семьи выражают чувства ребёнка к ним, то, как ребёнок их воспринимает, какие характеристики членов семьи для него значимы, какие вызывают тревогу». Тест помогает выявить отношение ребёнка к членам своей семьи, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают тревогу [6, с. 3].

Коррекционный метод сказкотерапия. В практике сказкотерапии используются три варианта кукол:

- куклы - марионетки (очень просты в изготовлении, могут быть без лица, что даёт ребёнку возможность для фантазирования);

- пальчиковые куклы;

- куклы теневого театра (используются, преимущественно, для работы с детскими страхами).

Сказкотерапевты Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева и А.М. Михайлов отмечают широкий спектр воздействия кукол на детей. Как средство перевоплощения, кукла облегчает процесс постановки спектакля, так как далеко не каждый человек, в силу тех или иных причин, способен играть на сцене. С другой стороны материализуясь в кукле, страх остаётся для ребёнка своей эмоциональной напряженностью, но ребёнок видит и ощущает результат своего воздействия на куклу. В той или иной степени ребёнок начинает осознавать ответственность за сценическую жизнь куклы. Таким образом, ребёнок видит причинно - следственные связи между своими действиями и действиями куклы (см. Приложение 1).

Привлекательность сказок для психологической коррекции вообще и коррекции страхов, в частности состоит, прежде всего, в естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений. В образной форме ребёнок в сказках проживает проблемы, через которые проходило всё человечество (отделение от родителей, проблема выбора, несправедливости).

И, несомненно, наиболее важным является то, что в сказке зло всегда наказуемо, а из плохих поступков можно извлечь хороший урок.

Выделяют несколько приёмов работы со сказкой: анализ, рассказывание, переписывание, постановка сказок с помощью кукол, сочинение новых сказок.

Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребёнку предлагается ответить на ряд вопросов: «Как вы думаете, о чём эта сказка?», «Кто из героев больше всего понравился и почему?», «Почему герой совершил те или иные поступки?», «Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?», «Что было бы, если бы в сказке были одни хорошие или плохие герои?». Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.

Рассказывание сказок. Приём помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребёнку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребёнку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок».

Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребёнку, подростку или взрослому чем - то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки. Это - важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребёнок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребёнок по каким - то причинам не может себе позволить проявить.

Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определённые закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растёт, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках даётся не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.

Волшебные сказки описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления страха. Они дают человеку опору в условиях неопределённого эмоционального опыта и подготавливают его к кризисным переживаниям. Каждая из волшебных сказок содержит информацию об определённом типе дезадаптации и способе проживания определённого кризиса.

События сказки вызывают у человека эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой.

Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Она даёт возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

Во время прослушивания страшных сказок или сказок «со страшными» эпизодами ребёнок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.

Во время работы над сказкой ребёнок получает конкретные способы борьбы со своими страхами, его эмоциональный мир окрашивается более радостными тонами. С другой стороны, в сказке пугающий персонаж или явление может вовсе таким не выглядеть. Примером этому служит сказка

Т. Вершининой «Волшебница Темнота» [8, с. 17].

Эда ЛеШан отмечает в своей книге «Когда ваш ребёнок сводит вас с ума», то, что родители часто не хотят признавать детские страхи, потому что боятся их закрепить и даже способствовать рождению новых. Это беспокойство можно понять, но нельзя признать его оправданным. Если допустить, что чувство страха существует и проявить настоящее сочувствие, то это будет лучший способ помочь ему исчезнуть.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: