ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА в ПРОЗЕ




Н.В.Гоголь Ф.М.Достоевский
Сборник «Петербургские повести» Повесть «Шинель» Поэма “Мертвые души Роман «Преступление и наказание»
В произведениях Н. В. Гоголя образ Петербурга как бы раздваивается: его великолепие отходит на второй план, отступает перед проблемой обезличивания человека. Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии («Петербургские повести») Петербург в повести “Шинель” - это город, в котором “маленькие люди” пропадают бесследно. В нём одновременно существуют улицы, где и ночью светло, как днем, с живущими на них генералами, и улицы, где помои выливают прямо из окон, тут обитают башмачкины. Переход от одних улиц к другим Гоголь изобразил через их освещение и шинели чиновников: если на бедняцких улицах освещение “тощее” и воротник на шинели из куницы редкость, то чем ближе к богатым районам, тем ярче становится свет фонарей и тем чаще попадаются бобровые воротники. Петербург “Мертвых душ” — это странный призрак настоящего города, это именно тот город на костях, о котором написал Набоков. В нем вещи такие же живые, как и люди. Петербург - необыкновенный город. С одной стороны, это холодный, мрачный каменный город, но с другой — это центр культуры. Петербург часто затопляла Нева, словно смывая с него накопившиеся пороки. В своем подходе к изображению Петербурга Ф.М.Достоевский близок к Гоголю и особенно к Н. А. Некрасову. В романе «Преступление и наказание» мы встречаемся не с парадной стороной прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку. Петербург Достоевского — это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым. Он душит и давит человека. Он — соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий. Он свидетель кошмарных снов, человеческих трагедий. Страшная жара, пыль и та особенная пёстрая толпа усиливают впечатление того, что герою неуютно на петербургских улицах – они оказывают на него раздражающее действие. Более того, исследователи полагают, что повторяющийся мотив жары призван воссоздать атмосферу, в которой зреет бредовая теория Раскольникова и готовится убийство старухи. В творчестве Достоевского определены и заданы практически все главные, опорные символы изображения Петербурга в русской литературе начала ХХ века: курящийся к темно-синему небу пар, поднимающийся над болотами дым, ощущение нереальности происходящего, чувство сна наяву.

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ

В литературе XX века, так же как и в литературе XIX века, цели поэзии, образ поэта, проблемы его взаимоотношений с обществом (народом, «толпой») остаются актуальными темами лирики. Следуя традициям А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Некрасова, поэты XX века глубоко осознавали своё высокое предназначение и одновременно тяжесть удела поэта, драматичность его судьбы
А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов Н.А.Некрасов А.А.Блок В.В.Маяковский М.Цветаева Б.Пастернак
«Поэт», «Поэту», «Пророк» «Памятник» «Поэт» «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848), «Элегия» (1874) Стихотворение «О, я хочу безумно жить...» Стихотворение “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче” лирика Стихотворение “Определение поэзии”
А. С. Пушкин всем своим творчеством утверждал единство поэзии и реальной жизни. Для него поэт являлся человеком, наделенным божественным даром. Муза не должна отворачиваться от людей, считая недостойным обращать внимание на простые сюжеты. Поэт для Пушкина — это пророк, способный своим творчеством влиять на общество. Этой теме посвящено стихотворение «Пророк», в котором слышится голос автора, призывающего поэта: Восстань, пророк, и вождь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Поэт может видеть и чувствовать то, что недоступно другим. Но он обязан свой дар посвятить людям, а не томиться «духовной жаждой » или уходить в заоблачные высоты грез и мечтаний. Это глубокое убеждение самого Пушкина, который в стихотворении «Памятник» обращается к музе с наставлением: Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца.   В стихотворении “Поэт” поэт сравнивается с художником, который, восхищенный своим искусством, “перед картиною упал”. Но вскоре этот порыв восхищения проходит, и художник о нем забывает. Лермонтов пытается понять сущность поэта и такого явления, как вдохновение: Таков поэт: чуть мысль блеснет, Как он пером своим прольет Всю душу... И вдруг хладеет жар ланит, Его сердечные волненья Все тише, и призрак бежит! Последнее стихотворение поэта “Пророк” написано в 1841 году. Темой стихотворения является высокая миссия поэтического призвания и непонимание этого толпой. В основе стихотворения лежит скорбь поэта-гражданина о том, что высокое учение пророка не признается: толпой. Эгоистическая, мелкая толпа отнеслась к пророку-поэту жестоко, она дошла до преследования: С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Лермонтов выступил достойным преемником Пушкина в вопросах о месте и назначении поэта и поэзии в современном обществе. Он продолжил мысль о гражданском назначении поэзии, она должна откликаться на насущные нужды современности. В стихотворении “Вчерашний день часу в шестом…”. Н.А.Некрасов сопоставляет свою Музу с простой женщиной из народа: она, словно молодая крестьянка, бичом исполосована, кнутом исчерчена. А в «Элегии» поэт определяет роль и назначение поэзии: Я лиру посвятил народу своему, быть может, я умру не ведомый ему, но я ему служил – и сердцем я спокоен … Поэт, прежде всего, должен быть гражданином, говорил Некрасов, служить народу: С твоим талантом стыдно спать. Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать… Некрасов призывает поэзию быть вырази Эта же тема звучит и в стихотворении «Элегия». Некрасов утверждает, что поэзия не может забыть о страданиях и чаяниях простого народа, потому что именно в этом ее высокое предназначение. Самое достойное для лиры: Толпе напоминать, что бедствует народ В то время, как она ликует и поет. К народу возбуждать вниманье сильных мира…   Поэт – избранник, мятежный, странный мучающийся художник, его Муза – «вся – не отсюда». Вдохновение посылается поэту свыше, он творит не в настоящем, а в Вечном: Он весь – дитя добра и света, Он весь – свободы торжество!   Поэт имеет право быть выше сиюминутных задач и потребностей общества, противопоставляя им вечное и неизменное служение поэта культуре. Миссия поэта – нести в мир гармонию: Всё сущее - увековечить, Безличное - вочеловечить, Несбывшееся- воплотить!   Эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне литературного развития 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы. Но многое в его понимании роли поэта и поэзии идет именно от литературной традиции XIX века. Поэзия в его понимании — труд. И вот к такому поэту-труженику заглядывает летом на дачу... солнце. Этот интересный сюжет придумывает поэт в стихотворении “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”. Аллегорическая форма стихотворения помогает поэту ярко и образно выразить свое понимание роли поэзии. Цель солнца — светить людям, поддерживать жизнь на земле. Таким же тружеником должен быть и поэт. И его миссия столь же значительна: Светить всегда, Светить везде, до дней последних донца, Светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца!   Цветаева всегда стремилась быть честной в своем творчестве, считала, что поэт свободен писать то, что хочет. Сама она была поэтом от Бога. По её мнению, поэт – творец огромного мира, он должен всегда оставаться собой, чтобы сообщить людям нечто сокровенное, скрытое от них: Мы знаем, мы многое знаем Того, что не знают они! В стихотворении «Вы, идущие мимо меня…» Цветаева говорит о своей непохожести на обычных людей, возникает мотив противопоставления поэта и «толпы»: Вы, идущие мимо меня К не моим и сомнительным чарам, — Если б знали вы, сколько огня, Сколько жизни растрачено даром… Сколько темной и грозной тоски В голове моей светловолосой… Стихи, которые Цветаева писала о своих поэтах-современниках, посвященные Блоку, Ахматовой и другим, поражают точностью в определении их значимости в поэзии, тонким анализом их дарования. Анне Ахматовой она пишет: Мы коронованы тем, что одну с тобой Мы землю топчем, что небо над нами – то же! И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой, Уже бессмертным на смертное сходит ложе. Поэт – человек с большим даром, избранник. Поэт - лётчик, находящийся на границе Земли и космоса, объединяющий эти два мира, «вечности заложник у времени в плену». Автор не находит ничего более ёмкого и точного для передачи сущности искусства, чем перечисление явлений окружающего мира: Это — круто налившийся свист, Это — щелканье сдавленных льдинок, Это — ночь, леденящая лист, Это — двух соловьев поединок. По мнению Пастернака, в поэзии— наше право на бессмертие: “А в рифмах умирает рок”. В рифмах рождается та правда, которая невозможна в мире обыденности, та правда, с которой в эту жизнь входит “ миров разноголосица ”.

ОБРАЗ ПРАВЕДНИКА

Русская земля - православная земля, где истоком нравственности и духовности является праведничество - бескорыстное служение людям, Богу, стремление к добру и чистоте, любовь к миру, соблюдение моральных законов. Проблема положительного героя, подвижничества, праведничества оказалась в центре внимания многих писателей второй половины XIX века. Среди них — Лесков, Некрасов, Тургенев, Достоевский, Короленко, Салтыков-Щедрин, Чехов, Толстой. Достаточно привести примеры таких персонажей, как Алеша Карамазов, старец Зосима, Макар Долгорукий у Достоевского, Алеша Горшок. Петр Михеев у Толстого или Игнатий Брянчанинов, протопоп Савелий Туберозов у Лескова
Н.С.Лесков Ф.М.Достоевский А.И.Солженицын
Повесть «Зачарованный странник» Роман «Братья Карамазовы» Рассказ «Матрёнин двор»
Лесковский праведник всегда бесстрашен, у него нет предмета, который мог бы вызвать страх, а всё от того, что герои знают – над ними воля Божья. Они принимают мир таким, какой он есть, и в то же время, как деятельные натуры, вмешиваются в жизнь, противостоя несправедливостям. Их главная цель - жить для других. Говоря о праведниках, нельзя не вспомнить Ивана Северьяныча Флягина. В нём чудесным образом соединились сила духа, вера, умение быть терпимым и мудрым по отношению к людям, его окружающим. История многообразных “очарований” Ивана Северьяныча – это история роста его души, обретающей в конце его “обширной жизненности” эпическое величие. Иван Северьяныч на склоне своих лет являет собой живое воплощение именно тех качеств, которые Гоголь считал самыми основными национальными свойствами русского характера: душевной твёрдости, чуткости, отваги, рвущейся “на дело добра”. Первые страницы романа раскрывают образ старца Зосимы из монастыря, человека, ведущего праведную жизнь и пытающегося наставить членов семейства Карамазовых, один из которых – младший сын Алексей – является его послушником. Тема праведничества звучит в творчестве художников слова разных времен. Не остались к ней равнодушными и современные писатели. Свое видение этой проблемы дает в рассказе «Матренин двор» А. И. Солженицын. Героиня солженицынского рассказа скромна и не­приметна. Автор наделяет ее неброской внешностью и не дает читателю ее развернутого портрета, зато он постоянно обращает внимание на улыбку Матрены, лучезарную, светлую, добрую. Так Солженицын подчеркивает внутреннюю красоту Матрены, которая для него куда более важна, чем красота внешняя. Основа отношений в окружающем героиню мире — ложь, безнравственность. Современное общество утратило нравственное ориентиры, и его спасение Солженицын видит в сердцах таких одиноких праведников, как Матрена. Она — тот самый человек, «без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». А. Солженицын — продолжатель толстовской традиции. В рассказе «Матренин двор» он утверждает толстовскую истину о том, что в основе истинного величия «простота, добро и правда».

ОБРАЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Русская литература не раз обращалась к образу человека предприимчивого: это и герои А. Н. Островского, и Лопахин А. П. Чехова. Писатели исследовали душу, психологию, миропонимание этих людей.
Н. В. Гоголь А.Н.Островский И. Гончаров А. Чехов М.Горький  
Поэма «Мёртвые души» Пьесы «Свои люди - сочтёмся», «Бесприданница» Роман «Обломов» Комедия «Вишнёвый сад» Повесть «Фома Гордеев»  
Образ Чичикова Образ Большова. Образы Кнурова, Вожеватова. Образ Штольца Образ Лопахина Образ Фомы Гордеева  
Образ Чичикова – это образ первого предпринимателя в России. Еще в детстве отец учил Павлушу: "…больше всего угождай учителям и начальникам... водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными... а больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете... Все сделаешь и прошибешь на свете копейкой". Этот завет отца и положил Чичиков в основу своих отношений с людьми еще со школьной скамьи. Уже в училище он быстро добился расположения учителя и, обладая "большим умом со стороны практической", успешно накапливал деньги. Служба в различных учреждениях развила и отшлифовала в Чичикове его природные данные - практический ум, ловкую изобретательность, лицемерие, терпение, умение "постигнуть дух начальника", нащупать слабую струнку в душе человека и умение воздействовать на нее в личных целях. Как известно, именно с именем А.Н. Островского связывают появление в русской литературе нового пласта жизни – быт и нравы купечества. Первым серьезным произведением в творчестве Островского была пьеса «Свои люди – сочтемся!» (1849), которая принесла славу писателю. В основу сюжета драматург положил такое злостное явление, как незаконное банкротство. В пьесе «Бесприданница» изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы; в дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам «горячего сердца». Среди обитателей города Бряхимова центральное место занимает Кнуров, образ которого получился у Островского и живым, и современным. Это делец, капиталист, финансист очень крупного масштаба. Кнурова называют идолом; он и есть идол, осо­знающий свою несокрушимую силу, открыто презирающий почти всех окружающих. Характерная черта другого дельца, Вожеватова,— равнодушие. Равнодушен он и к человеческому стра­данию, и к человеческому горю. Подлинный предприниматель в русской художественной культуре это человек, соединяющий в себе практическую рациональность дельца со страстной натурой. у Штольца и собственные дела в порядке, и чужие (обломовские) он устраивает добросовестно, как свои. Перу Чехова принадлежит и, казалось бы, положительный образ купца Лопахина из «Вишневого сада»: у него «тонкая, нежная душа»; он энергичен и трудолюбив (работает «с утра до вечера»), умен и предприимчив. Но за внешней культурностью скрывается грабительская сущность Истинными героями повести все же являются старшие представители купечества – хищники, самодуры и преступники. Всех их объединяет стремление к наживе, нежелание останавливаться перед чем бы то ни было, даже перед преступлением, для достижения своих целей.    


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: