ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА в ЛИРИКЕ
Тема Петербурга всегда волновала писателей. Достаточно вспомнить "ледяные просторы" и "ледяные глыбы домов" "Петербурга" А.Белого, метель на "желтизной правительственных зданий" О.Мандельштама, отуманенные Петербургом рифмы Блока и ветер, переходящий в снежную бурю в его "Двенадцати", "морозный туман" и белеющий Исакий, "оснеженная глыба" Петра В.Брюсова, "влажный визг ветреных раздолий" и "белоперистость вешних пург" З.Гиппиус, "ледяные пространства в зеленоватом тумане" А.Ахматовой. Причем вполне реальная климатическая деталь становится символическим образом, в котором холод атмосферы сливается с холодом и мраком инфернального пространства, погружая петербургского жителя в ощущение предсмертной безысходности. Этот город неоднозначен, противоположные оценки его сосуществуют. "Петербург любили и ненавидели, но равнодушными не оставались", - нельзя не согласиться с этими словами критика серебряного века Анциферова.
| Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад – Онегина глава,
И по Разъезжей бродит Достоевский.
С.Я.Маршак
| А.С.Пушкин
| Н.А.Некрасов
| З.Гиппиус
| В.Брюсов
| А.Ахматова
| О.Мандельштам
| Поэма «Медный всадник»
| стихотворения
| Стихотворение
"Петроград"
| стихотворение "К Медному всаднику"
| «Стихи о Петербурге»
| Стихотворение «Я вернулся в мой город…»
| Тема Петербурга как особая эстетическая и социальная тема была впервые выдвинута в русской литературе Пушкиным. В "Домике в Коломне", "Пиковой даме", "Медном всаднике" (вступление к этой поэме было опубликовано в конце 1834 года) ощущение неповторимой красоты Петербурга было тесно связано с анализом исторических и социальных противоречий России.
Петербург для поэта — воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России, талантливости её народа
А.С. Пушкин является таким же творцом образа Петербурга, как и Петр I – его строителем. Пушкин был последним певцом светлой стороны Петербурга.
| Близок к Гоголю и Петербург некрасовский. Перед читателем разворачиваются картины страданий «униженных и оскорблённых» на фоне чванливых и помпезных «парадных подъездов. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом...» лирический герой, который «вышел на Сенную», становится свидетелем жестокого публичного наказания — избиения «крестьянки молодой» кнутом. В основу же сюжета стихотворения «Размышления у парадного подъезда» положены воспоминания самого Некрасова о разыгравшейся у «парадного подъезда» сцене: к «заветным дверям» подходят просители, которые прибыли издалека:
Знать, брели-то долгонько они Из каких-нибудь дальних губерний
С образом «владельца роскошных палат» связан мотив глухоты и сна «сильных и сытых мира сего». Автор резко ироничен по отношению к «мнительным, тучным обжорам», чуждым страданиям и бедам народа, «деревенских русских людей». Важно заметить, что Некрасов, вводя тему «маленького человека», делает акцент не на социальной, а на нравственной стороне проблемы («деревенские русские люди»)
| З.Гиппиус писала в 1914 году в стихотворении "Петроград", презрительно взяв его в кавычки:
Кто посягнул на детище Петрово?
Кто совершенное деянье рук
Смел оскорбить, отняв хотя бы слово,
Смел изменить хотя б единый звук?
Чему бездарное в вас сердце радо?
Славянщине убогой? Иль тому,
Что к "Петрограду" рифм гулящих стадо
Крикливо льнет, как будто к своему?
| В стихотворении "К Медному всаднику" (1906) В.Брюсов вторил Ф.М.Достоевскому:
Но северный город - как призрак туманный,
Мы, люди, проходим, как тени во сне.
Даже холод, пронизывающий описание "видения на Неве" станет абсолютным выражением не только климатической, но и духовно-нравственной сущности происходящих в городе событий.
| Интересно сопоставить образ Петербурга в поэзии Ахматовой и Мандельштама. Они живут в одно и то же время, бродят по одним и тем же улицам, принадлежат к одному и тому же литературному течению – акмеизму, но всё же Петербург в их творчестве – разный.
Классицизм архитектуры Петербурга привлекателен для Мандельштама правильностью линий, возвышенностью, гармонией и одухотворённостью его зданий. В то же время в образе Петербурга присутствует и мотив имперский. У Мандельштама Петербург – чёрно-жёлтый (цвета императорского штандарта). В более позднем творчестве город Петра превращается в Петрополь – тонущий, погибающий. В стихах 1921-1925 годов Петербург поворачивается уже не имперским, а бытовым ликом ("шоколадные, кирпичные, / Невысокие дома"). В поздних стихах Мандельштама Петербург-Петрополь превращается в Ленинград и появляется мотив бездомности, незащищённости, обречённости.
Петербург в стихах Ахматовой – город любви. Она не посвящает стихов отдельным зданиям, как Мандельштам. Ахматова пишет не о городе и его архитектурном облике, а о себе и о любви. Петербург в поэзии Ахматовой – фон, декорация, он помогает лирической героине, переживающей боль и страдание, выйти к просветлению, катарсису. Слово "Ленинград" заменит имя Петербурга в "Реквиеме" – как звук и знак, враждебный лирической героине. И лишь в стихах военных лет обретёт другое звучание, овеянное мученичеством и героизмом.
Повторим, что Петербург Ахматовой и Мандельштама очень разный. Но при всём различии есть в отношении двух поэтов к городу и нечто общее. Петербург воспринимается ими как сердце российской культуры и как символ близкого обоим уходящего века, как нечто облагораживающее стихийное состояние человека.
| Вновь Исакий в облаченьи
Из литого серебра...
Стынет в грозном нетерпеньи
Конь Великого Петра.
| Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! я еще не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
| | | | | | | |
|
Поиск по сайту:
|