Поэма С.Есенина «Чёрный человек»
«Черный человек» - это двойник поэта, он выбрал в себя все то, что сам поэт считает в себе отрицательным и мерзким. Эта тема – тема болезненной души, раздвоенной личности – традиционна для русской классической литературы. Она получила свое воплощение в «Двойнике» Достоевского, «Черном монахе» Чехова. Но ни одно из произведений, где встречается подобный образ, не несет такого тяжкого груза одиночества, как «Черный человек» Есенина. Трагизм самоощущения лирического героя заключается в понимании собственной обреченности: все лучшее и светлое – в прошлом, будущее видится пугающим и мрачно беспросветным.
Читая поэму, невольно задаешь вопрос: черный человек – это смертельно опасный противник поэта или часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. «Дуэль» с черным человеком, какова бы ни была его природа, послужила своеобразным духовным испытанием для лирического героя, поводом к беспощадному самоанализу.
Тема двойничества выражена на композиционном уровне. Перед нами два образа – чистая душа и черный человек, а перетекание монолога лирического героя в диалог с двойником – поэтическое выражение подсознательного.
|
ТЕМА ДОМА
Образ родного Дома – концептуально важное понятие в творчестве русских классиков. Именно родной Дом является главной составной частью в создании автором особого образа своей Родины.
| Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники будни, и земля, на которой стоит твой дом. (В.Распутин)
| Тема дома и семьи - одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской - в частности. Ее отголоски слышны еще в древнерусских художественных произведениях. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княгиня Ефросинья Ярославна («Слово о полку Игореве»). Через все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Петр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»), а в конце жизни герои, принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их, как гласит легенда, оказываются в одном гробу это ли не доказательство преданности мужа и жене друг другу!
| Ю.М. Лотман писал: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь».
| Библия
| А.С.Пушкин
| М.Ю,Лермонтов
| М.А.Булгаков
| А.Вампилов
| В.Распутин
| А.И.Солженицын
| «Притча о блудном сыне»
| Повесть «Станционный смотритель»
| «Песнь про купца Калашникова…»
| романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита»
| Пьеса «Старший сын»
| Повесть «Прощание с Матёрой»
| Рассказ «Матренин двор»
| Блудный сын, раскаиваясь в греховной жизни, возвращается к отцу, возвращая себе утерянный дом.
| Вспомните описание дома в повести «Станционный смотритель» до и после отъезда Дуни. Пока Дуня живёт с отцом, дома чисто, уютно. «Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала». А когда дочь уехала, в доме Самсона Вырина всё изменилось, «все кругом показывало ветхость и небрежение».
| Купец Калашников, главный герой поэмы, защищает семью, которая является символом Дома, что восходит к традиции «Домостроя».
| В этих двух романах писатель даёт два противоположных образа дома – «дома-приюта» и «мёртвого дома». «Хорошая квартира» в «Белой гвардии» имеет своё пространство, свой запах, своё лицо, свои голоса, а главное – в ней соблюдаются семейные традиции. «Образ мёртвого дома» в романе «Мастер и Маргарита» связан с темой нравственного умирания людей.
| Тема дома как символ мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро.
| В повести Распутина символичен образ Дома. Он одухотворённый, живой, чувствующий. Дарья убирает его как покойника перед похоронами.
| Ключевыми словами в рассказе являются слова «дом», «изба». Дом, построенный «давно и добротно», - это и сохранившийся фрагмент «самой нутряной (настоящей) России», словно защищающийся от напора внешней лжи и абсурда.
|
ОБРАЗ ДОРОГИ (ПУТИ)
Каждая национальная литература имеет свой привычный круг тем, традиционные образы, устойчивые мотивы. Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги (пути). По словам А.Блока, «первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».
Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов.
| А.С.Пушкин
| М.Ю.Лермонтов
| Н.В.Гоголь
| Н.А.Некрасов
| Н.С.Лесков
| М.И.Цветаева
| Роман «Капитанская дочка»
| Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…»
| Поэма «Мертвые души»
| Поэма
«Кому на Руси жить хорошо»
| Повесть
«Зачарованный странник»
| Стихотворение
«Над синевою подмосковных рощ…»
| Образ дороги играет важную роль в сюжете романа А.С.Пушкина и в раскрытии характера главного героя Петра Гринева. Именно по дороге в Белогорскую крепость он встречается с Пугачевым, тогда еще неизвестным ему прохожим. Вожатый заинтересовал Петрушу своей незаурядной внешностью и своеобразным языком. Дорога ведет героя вместе с Пугачевым в крепость для освобождения сироты Маши Мироновой. По дороге происходит разговор Пугачева с Гриневым. И Петруша поражается его своей необычностью и стремлением к свободе. По дороге из крепости Гринев навсегда расстается с Пугачевым, слышит его последние слова, в которых звучат доброта и великодушие.
| Важнейший для лермонтовской лирики образ — образ дороги — получает обобщенное значение в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…»: дорога становится символом жизненного пути лирического героя. Горизонтальное измерение — герой движется вперед по дороге — сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического героя переводит движение в вертикальную плоскость, в символическое пространство всей Вселенной.
| Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, только кружащей путника, - это символ обманного пути, неправедных целей главного героя. Рядом с Чичиковым то незримо, то явно присутствует другой путешественник - это сам писатель. Реальная дорога, по которой едет Чичиков, превращается у автора в образ дороги как жизненного пути. "Что до автора, то он ни в коем случае не должен ссориться со своим героем: еще немало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука в руку..." Этим Гоголь указывает на символическое единство двух подходов к дороге, их взаимное дополнение и взаимопревращение.
| В поэме Некрасова тема дороги является связующей. Поэт начинает поэму “со столбовой дороженьки”, на которой сошлись семеро мужиков-правдоискателей. Эта тема ясно видна на протяжении всего длинного повествования, но для Некрасова дорога' лишь иллюстрация жизни, малая ее часть.
| Путь странника Флягина – это путь поиска гармонии между стихийной силой личности и требованиями самой жизни. В странничестве героя заложен глубокий смысл. Мотив дороги в повести становится ведущим. Каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.
| Странничество для М.Цветаевой имеет особый смысл. Это и предназначение, и дар. Путь самоотречения, кроткого служения Богу непрост и нелегок. Земные страсти и заботы держат душу в своем плену. И однажды, думается героине, устав от этого плена и отрешившись от всех мирских привязанностей, она тоже встанет не этот путь:
И думаю: когда-нибудь и я,
Устав от вас, враги, от вас, друзья,
И от уступчивости речи русской, -
Надену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь и тихо тронусь в путь
По странной по дороге по калужской.
|
ТЕМА ДРУЖБЫВ ЛИРИКЕ
А.С.Пушкин
| В.Федоров
| Б.Ахмадулина
| В.С.Высоцкий
| Стихотворение «25 октября»
| Стихотворение «Дружба»
| Стихотворение «По улице моей который год…»
| "Если друг оказался вдруг"
| Взаимоотношения со своими сверстниками в лицее оказали огромное влияние на жизнь и творчество великого русского поэта А.С.Пушкина. Своим друзьям он посвятил немало произведений, одно из которых называется «25 октября»:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз…
| Все в дружбе есть:
Огонь, чтоб согревать,
И молот есть, взлетающий упруго,
И наковальня,
Чтобы поддержать
При дружеском ударе
Сердце друга.
| Люди взрослеют, у них остаётся мало времени на общение друг с другом. У каждого свои дела и заботы. И лишь изредка они ненадолго встречаются и «растворяются снова». В молодости люди больше времени проводят с друзьями, заводят какие-то новые знакомств.
По улице моей который год
звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.
А в зрелом возрасте они иногда встречаются с самыми близкими, прощая им многое и дорожа ими:
И вот тогда - из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.
| «Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в творчестве B.C.Высоцкого, посвященное теме дружбы как наивысшей нравственной категории.
Если ж он не скулил,
не ныл;
Пусть он хмур был и зол,
но шёл,
А когда ты упал
со скал,
Он стонал,
но держал;
Если шёл он с тобой,
как в бой,
На вершине стоял хмельной, —
Значит, как на себя самого,
Положись на него!
В этой строфе поэт рисует образ настоящего друга, который не предаст никогда.
|
ТЕМА ДРУЖБЫВ ПРОЗЕ
|
Поиск по сайту:
|