НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ, ИМЕНА КОТОРЫХ СТАЛИ НАРИЦАТЕЛЬНЫМИ




базаровщина каратаевщина маниловщина обломовщина ноздрёвщина печоринство хлестаковщина чичиковщина
Евгений Базаров – герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Платон Каратаев – герой романа Л.Н.Толстого Манилов - герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» Обломов – герой одноименного романа И.А.Гончарова Ноздрёв - герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» Печорин – персонаж романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Иван Александрович Хлестаков – герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» Павел Иванович Чичиков - герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Базаровщина же — обозначение крайностей мировоззрения базаровых (грубый материализм, нигилистический практицизм, разрушительство и т. д.) Каратаевщина (слово, выражающее отрицательное отношение к толстовской проповеди «непротивления злу насилием») — по имени кроткого и незлобивого крестьянина Платона Каратаева Бездуховность, отсутствие подлинного интереса к жизни, неумение и нежелание трудиться, отказ от собственной позиции и собственного мнения – всё это маниловщина. Писатель начинает повествование о Манилове характерной формулой обобщения: «есть род людей, известных под именем: люди так себе…». Обломовщина (бездеятельность и лень, безволие и нерешительность как общественное явление) — по имени Обломова из одноименного романа И.А.Гончарова Всякий раз, когда внешняя общительность и дружелюбие скрывают агрессивность, цинизм, самоуверенность, полнейшее равнодушие ко всему, кроме собственных эгоистичных интересов, можно говорить о ноздрёвщине. Печоринство — это напускная, деланная разочарованность, внешний демонизм (по имени персонажа) Хлестаковщина означает беззастенчивое, безудержное хвастовство, ложь, крайнюю несерьёзность. Талант Гоголя раскрыл нам сущность этого явления. В каждом, кто соприкасается с Иваном Александровичем, появляется что-то «хлестаковское». И поэтому так символично звучат слова зарвавшегося героя: «Я сам себя знаю. Я везде, везде…» "Чичиковщина" - это олицетворение человека безыдейного, с внутренней пустотой, не способного и не желающего дать людям ничего хорошего. Чичиков – неутомимый и беспринципный хищник, ни перед чем не останавливающийся, обнаруживающий необыкновенное умение приспосабливаться к любым людям и любым обстоятельствам. Безликая внешность – первый своеобразный сигнал: перед нами человек, прячущий своё истинное лицо. Не случайно Гоголь отмечает: «о себе приезжий…избегал много говорить».

ОБРАЗ НАПОЛЕОНА

Л.Н.Толстой Ф.М.Достоевский А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов
Роман-эпопея «Война и мир» Роман «Преступление и наказание» Роман «Евгений Онегин» Стихотворение «Воздушный корабль»
Кумир Андрея Болконского – Наполеон. Герой ищет признания, свой Тулон (Тулон – город, ставший для Наполеона первой ступенькой к успеху). Для славы Андрей готов пожертвовать всем: «смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно». Получая ранение у Аустерлица, Болконский пересматривает свои взгляды на жизнь: «В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нём облаками» «Наполеоновская» сторона теории Раскольникова: деление людей на два типа. Обыкновенные («тварь дрожащая») и необыкновенные (способные «сказать новое слово»). Необыкновенным позволяется переступать через жизни обыкновенных.   В кабинете Онегина стоит бюст Наполеона, Татьяна понимает заинтересованность Онегина идеями Бонапарта, оказавшись в его библиотеке: Мы все глядим в Наполеоны Двуногих тварей миллионы.   Стихотворение рассказывает о фантастическом путешествии, чудесном посмертном явлении императора Наполеона.Вспоминая свою страну, он видит в сыне преемника своих деяний и наследника завоёванного: Зовет он любезного сына, Опору в превратной судьбе; Ему обещает полмира, А Францию — только себе.

ОБРАЗ НЕБА

Влияние образа НЕБА было велико и в литературе. Уже в "Слове о полку Игореве" все, что происходило на небе, носит мистический и символический смысл. Небо предвещает Игорю поражение в битве, сопереживает и сочувствует русичам. В произведениях русских поэтов и писателей (Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева) природа отражается уже в личностной значимости для авторов и их героев, подчеркивая их переживания, душевные движения, а порою и порождая их.
А.Н.Островский Л.Н.Толстой И.А.Бунин Велимир Хлебников З.Гиппиус
Драма «Гроза» Роман-эпопея «Война и мир» Стихотворение «Раскрылось небо» Стихотворение «Мне мало надо!» Стихотворение «Мешается, сливается…»
Для Катерины небо - символ свободы, освобождение от страданий: «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?» Образ неба на страницах романа появляется не однажды. Первое его описание – это Аустерлицкое небо, которое является для князя Андрея пересмотром жизненных ценностей: Это небо раскрывает перед князем Андреем всю тщету его честолюбивых мечтаний: «В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нём облаками». Потом пред нами предстаёт небо под Смоленском. "Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце, но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато-красную мглу". А по земле идут французы на Москву (как облака), а "буровато-красная мгла" заката вызывает настойчивые ассоциации с кровью. Небо играет немаловажную роль и в жизни Безухого. Пьер, мятущаяся душа, часто обращает к нему свой взор. Вспомним: "Тёмное, звездное небо…", "Обсыпанная со всех сторон звездами, стояла огромная яркая комета 1812 года, та самая, что предвещала, как говорили всякие ужасы и конец света… Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду…" Для него эта комета и небо вокруг неё - не конец света, а символ новой жизни, пробужденной любовью к Наташе. Говоря об образе неба, нельзя не вспомнить стихотворение Бунина «Раскрылось небо». По мнению поэта, небо олицетворяет жизнь: Раскрылось небо голубое Меж облаков в апрельский день. В лесу все серое, сухое, И паутиной пала тень. Мне мало надо! Краюшку хлеба И капля молока. Да это небо, Да эти облака! Для поэта небо – это непосредственное олицетворение жизни, жизни бесконечной, долгой. Для него жизнь – это целая Вселенная. Возможно, под молоком поэт подразумевает Млечный Путь (молоко – млеко), а под краюшкой хлеба – край Земли, которого по сути и нет. Этим он показывает неограниченность жизни и планеты, и человека, как бы ненароком указывая на жизнь человека и после смерти. Мешается, сливается Действительность и сон, Все ниже опускается Зловещий небосклон - И я иду и падаю, Покорствуя судьбе, С неведомой отрадою И мыслью - о тебе.

ТЕМА ПАМЯТИ в ЛИРИКЕ

Память - понятие жизненно важное и широкое. Память бывает разная. Есть память о Родине, о прошлом родной страны и своего народа, о родных и друзьях, о счастье и любви…
В.А.Жуковский А.С.Пушкин А.Т.Твардовский Степан Щипачев
Поэма “Певец во стане русских воинов” Стихотворение «Два чувства дивно близки нам» Поэма «По праву памяти», Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины "Павшим"
В тематике стихотворений В.А.Жуковского красной нитью проходит тема памяти об Отечественной войне 1812-1814 гг. Поэт был участником войны в составе народного ополчения. Широким отзвуком войны явилась поэма “Певец во стане русских воинов”, в которой он с чувством гордости говорит о славных защитниках Отечества. В начале поэмы поэт вспоминает о дедах, дух которых движет на подвиги храбрых воинов, выступивших на борьбу с захватчиками. Среди славных имен в памяти поэта воскресают имена великих предков: Святослава, девиз которого “ мертвые срама не имут ”; Дмитрия Донского, который “ летит погибельной грозой на рать иноплеменных ”. Здесь и Петр I, с его победой под Полтавой, и “ грозный наш Суворов ”. Вспоминая о славных предках Жуковский заканчивает замечательным призывом, проникнутым глубокой и искренней любовью к родине: За них, друзья, всю нашу кровь! На вражьи грянем силы; Да в чадах к родине любовь Зажгут отцов могилы По мнению Пушкина, именно в духовной связи–любви с предками и отчим домом присутствует залог сохранения и величия потомков: Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была без них мертва, Как пустыня И как алтарь без божества. Формально стихотворение не закончено, однако оно поражает завершённостью смысла, выраженного в весомых нравственных формулах: «любовь к родному пепелищу», «любовь к отеческим гробам», «животворящая святыня». В них заложена мысль о значении наследственной памяти, о связи с национальным прошлым. В поэме «По праву памяти» чувствуется не дающая покоя «живая боль», чувство вины и сыновнего неописанного долга перед родителями, размышления о жизни и смерти, непрекращающийся спор с собой – эти мотивы определяют драматическую напряженность и исповедальность произведений Твардовского. Пафос поэмы «По праву памяти» определяет борьба с грозной опасностью исторического забвения: Забыть, забыть велят безмолвно, Хотят в забвенье утопить Живую боль… Лирическое осмысление себя во времени и в отношении к трагической эпохе, унесшей миллионы, звучит и в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…». Оно обладает формой, отличающейся незавершенностью, прерванностью чувств, которые сильнее рассудка. Нет вины перед мертвыми, погибшими «ради жизни на земле». Но она есть, эта вина, в проявлениях совести, столкнувшейся с беспамятством Память людская вечна. Мы не имеем права забыть тех, кто погиб, защищая Родину, погиб, защищая нас, наше светлое будущее. Об этом и строки стихотворения поэта: Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мной Погибшие в бою. Пусть всех имен не назову, Нет кровнее родни. Не потому ли я живу, Что умерли они?  

ТЕМА ПАМЯТИ в ПРОЗЕ

Человеческая память многообразна, она способна сберечь целостность нравственной жизни, сохранить преемственность в общественном и культурном бытии народа. «Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». Память лежит в основе опыта человека, является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни отдельного человека, ни общества в целом.
Б.Васильев В.Астафьев Чингиз Айтматов В.П.Распутин
Рассказ «Экспонат №…» Рассказ «Фотография, на которой меня нет» Повесть «И дольше века длится день» Повесть «Последний срок»
Незримый герой рассказа – Игорёк, погибший на войне. В память о нём у матери осталось только одно - письма сына, которые она часто перечитывала. И вот однажды к Анне Федотовне явились гости - "две очень серьезные девочки и один еще более серьезный мальчик". Они случайно узнали, что у старой женщины сохранились фронтовые письма… И забрали их, украли. Вечером к Анне Федотовне приезжала "неотложка" - врачи вытащили её из "безвременья", но душа ее замолчала. Сын для нее "угас, умер, погиб вторично и теперь уже погиб навсегда". Для Анны Федотовны - эти письма, воспоминания о сыне были смыслом всей ее жизни. Лишившись их, она умирает. Старая фотография пробуждает память и воображение, помогает оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных. Наверное, поэтому этот небольшой листок бумаги был дорог главному герою как память о своем родном крае, школе, одноклассниках – о своей малой родине… «Та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю по ней… Смешная фотография. Но никогда я не смеюсь над деревенскими фотографиями. Не могу смеяться. Деревенская фотография – это своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». В повести Чингиза Айтматова “И дольше века длится день” есть легенда о манкурте, человеке, который потерял память, поэтому он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери. Ключевые для повести «Последний срок» проблемы исторической памяти и отчуждения ставятся Распутиным в зависимость от близости героев — прежде всего духовной — к отчему дому. Дело здесь сов­сем не в том, кто из детей Анны ближе к деревне или к городу. Забыть и отторгнуть свое можно и там, и там; просто в деревне их родина, а выбрасывая из памяти родные места, где бы они ни находились, нравственно перерождаешься. Михаил остался в деревне. Он досматривает мать (остальным это в тягость), ссорится с ней, пьянствует, и ему, единственному из детей, суждено проводить ее в последний путь. Умирает и его деревня. Поля не засеваются, потому что жители разъехались по городам и ушли на «выгодные» заработки в леспромхоз, не задумываясь о том, что станет с ними и их детьми после того, как лес будет выкорчеван и «доходное предприятие» перекочует в другие места..«Я теперь в родной деревне многих не знаю, кто они такие есть. Вроде и сам чужой стал, в незнакомую местность переселился», — жалуется Михаил. Теперь самое время поговорить о названии повести. Она не только об умирании, о смерти и старухи Анны, и России. Смысл названия - в предостережении: настал последний срок, осталась последняя возможность для русских подумать о ставших чужими родных и близких, вспомнить о своих истоках, позаботиться о погибающей Родине.

ТЕМА ПАМЯТНИКА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: