НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ, ИМЕНА КОТОРЫХ СТАЛИ НАРИЦАТЕЛЬНЫМИ




базаровщина каратаевщина маниловщина обломовщина ноздрёвщина печоринство хлестаковщина чичиковщина
Евгений Базаров – герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Платон Каратаев – герой романа Л.Н.Толстого Манилов - герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» Обломов – герой одноименного романа И.А.Гончарова Ноздрёв - герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» Печорин – персонаж романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Иван Александрович Хлестаков – герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» Павел Иванович Чичиков - герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Базаровщина же — обозначение крайностей мировоззрения базаровых (грубый материализм, нигилистический практицизм, разрушительство и т. д.) Каратаевщина (слово, выражающее отрицательное отношение к толстовской проповеди «непротивления злу насилием») — по имени кроткого и незлобивого крестьянина Платона Каратаева Бездуховность, отсутствие подлинного интереса к жизни, неумение и нежелание трудиться, отказ от собственной позиции и собственного мнения – всё это маниловщина. Писатель начинает повествование о Манилове характерной формулой обобщения: «есть род людей, известных под именем: люди так себе…». Обломовщина (бездеятельность и лень, безволие и нерешительность как общественное явление) — по имени Обломова из одноименного романа И.А.Гончарова Всякий раз, когда внешняя общительность и дружелюбие скрывают агрессивность, цинизм, самоуверенность, полнейшее равнодушие ко всему, кроме собственных эгоистичных интересов, можно говорить о ноздрёвщине. Печоринство — это напускная, деланная разочарованность, внешний демонизм (по имени персонажа) Хлестаковщина означает беззастенчивое, безудержное хвастовство, ложь, крайнюю несерьёзность. Талант Гоголя раскрыл нам сущность этого явления. В каждом, кто соприкасается с Иваном Александровичем, появляется что-то «хлестаковское». И поэтому так символично звучат слова зарвавшегося героя: «Я сам себя знаю. Я везде, везде…» "Чичиковщина" - это олицетворение человека безыдейного, с внутренней пустотой, не способного и не желающего дать людям ничего хорошего. Чичиков – неутомимый и беспринципный хищник, ни перед чем не останавливающийся, обнаруживающий необыкновенное умение приспосабливаться к любым людям и любым обстоятельствам. Безликая внешность – первый своеобразный сигнал: перед нами человек, прячущий своё истинное лицо. Не случайно Гоголь отмечает: «о себе приезжий…избегал много говорить».

ОБРАЗ НАПОЛЕОНА

Л.Н.Толстой Ф.М.Достоевский А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов
Роман-эпопея «Война и мир» Роман «Преступление и наказание» Роман «Евгений Онегин» Стихотворение «Воздушный корабль»
Кумир Андрея Болконского – Наполеон. Герой ищет признания, свой Тулон (Тулон – город, ставший для Наполеона первой ступенькой к успеху). Для славы Андрей готов пожертвовать всем: «смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно». Получая ранение у Аустерлица, Болконский пересматривает свои взгляды на жизнь: «В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нём облаками» «Наполеоновская» сторона теории Раскольникова: деление людей на два типа. Обыкновенные («тварь дрожащая») и необыкновенные (способные «сказать новое слово»). Необыкновенным позволяется переступать через жизни обыкновенных.   В кабинете Онегина стоит бюст Наполеона, Татьяна понимает заинтересованность Онегина идеями Бонапарта, оказавшись в его библиотеке: Мы все глядим в Наполеоны Двуногих тварей миллионы.   Стихотворение рассказывает о фантастическом путешествии, чудесном посмертном явлении императора Наполеона.Вспоминая свою страну, он видит в сыне преемника своих деяний и наследника завоёванного: Зовет он любезного сына, Опору в превратной судьбе; Ему обещает полмира, А Францию — только себе.

ОБРАЗ НЕБА

Влияние образа НЕБА было велико и в литературе. Уже в "Слове о полку Игореве" все, что происходило на небе, носит мистический и символический смысл. Небо предвещает Игорю поражение в битве, сопереживает и сочувствует русичам. В произведениях русских поэтов и писателей (Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева) природа отражается уже в личностной значимости для авторов и их героев, подчеркивая их переживания, душевные движения, а порою и порождая их.
А.Н.Островский Л.Н.Толстой И.А.Бунин Велимир Хлебников З.Гиппиус
Драма «Гроза» Роман-эпопея «Война и мир» Стихотворение «Раскрылось небо» Стихотворение «Мне мало надо!» Стихотворение «Мешается, сливается…»
Для Катерины небо - символ свободы, освобождение от страданий: «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?» Образ неба на страницах романа появляется не однажды. Первое его описание – это Аустерлицкое небо, которое является для князя Андрея пересмотром жизненных ценностей: Это небо раскрывает перед князем Андреем всю тщету его честолюбивых мечтаний: «В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нём облаками». Потом пред нами предстаёт небо под Смоленском. "Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце, но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато-красную мглу". А по земле идут французы на Москву (как облака), а "буровато-красная мгла" заката вызывает настойчивые ассоциации с кровью. Небо играет немаловажную роль и в жизни Безухого. Пьер, мятущаяся душа, часто обращает к нему свой взор. Вспомним: "Тёмное, звездное небо…", "Обсыпанная со всех сторон звездами, стояла огромная яркая комета 1812 года, та самая, что предвещала, как говорили всякие ужасы и конец света… Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду…" Для него эта комета и небо вокруг неё - не конец света, а символ новой жизни, пробужденной любовью к Наташе. Говоря об образе неба, нельзя не вспомнить стихотворение Бунина «Раскрылось небо». По мнению поэта, небо олицетворяет жизнь: Раскрылось небо голубое Меж облаков в апрельский день. В лесу все серое, сухое, И паутиной пала тень. Мне мало надо! Краюшку хлеба И капля молока. Да это небо, Да эти облака! Для поэта небо – это непосредственное олицетворение жизни, жизни бесконечной, долгой. Для него жизнь – это целая Вселенная. Возможно, под молоком поэт подразумевает Млечный Путь (молоко – млеко), а под краюшкой хлеба – край Земли, которого по сути и нет. Этим он показывает неограниченность жизни и планеты, и человека, как бы ненароком указывая на жизнь человека и после смерти. Мешается, сливается Действительность и сон, Все ниже опускается Зловещий небосклон - И я иду и падаю, Покорствуя судьбе, С неведомой отрадою И мыслью - о тебе.

ТЕМА ПАМЯТИ в ЛИРИКЕ

Память - понятие жизненно важное и широкое. Память бывает разная. Есть память о Родине, о прошлом родной страны и своего народа, о родных и друзьях, о счастье и любви…
В.А.Жуковский А.С.Пушкин А.Т.Твардовский Степан Щипачев
Поэма “Певец во стане русских воинов” Стихотворение «Два чувства дивно близки нам» Поэма «По праву памяти», Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины "Павшим"
В тематике стихотворений В.А.Жуковского красной нитью проходит тема памяти об Отечественной войне 1812-1814 гг. Поэт был участником войны в составе народного ополчения. Широким отзвуком войны явилась поэма “Певец во стане русских воинов”, в которой он с чувством гордости говорит о славных защитниках Отечества. В начале поэмы поэт вспоминает о дедах, дух которых движет на подвиги храбрых воинов, выступивших на борьбу с захватчиками. Среди славных имен в памяти поэта воскресают имена великих предков: Святослава, девиз которого “ мертвые срама не имут ”; Дмитрия Донского, который “ летит погибельной грозой на рать иноплеменных ”. Здесь и Петр I, с его победой под Полтавой, и “ грозный наш Суворов ”. Вспоминая о славных предках Жуковский заканчивает замечательным призывом, проникнутым глубокой и искренней любовью к родине: За них, друзья, всю нашу кровь! На вражьи грянем силы; Да в чадах к родине любовь Зажгут отцов могилы По мнению Пушкина, именно в духовной связи–любви с предками и отчим домом присутствует залог сохранения и величия потомков: Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была без них мертва, Как пустыня И как алтарь без божества. Формально стихотворение не закончено, однако оно поражает завершённостью смысла, выраженного в весомых нравственных формулах: «любовь к родному пепелищу», «любовь к отеческим гробам», «животворящая святыня». В них заложена мысль о значении наследственной памяти, о связи с национальным прошлым. В поэме «По праву памяти» чувствуется не дающая покоя «живая боль», чувство вины и сыновнего неописанного долга перед родителями, размышления о жизни и смерти, непрекращающийся спор с собой – эти мотивы определяют драматическую напряженность и исповедальность произведений Твардовского. Пафос поэмы «По праву памяти» определяет борьба с грозной опасностью исторического забвения: Забыть, забыть велят безмолвно, Хотят в забвенье утопить Живую боль… Лирическое осмысление себя во времени и в отношении к трагической эпохе, унесшей миллионы, звучит и в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…». Оно обладает формой, отличающейся незавершенностью, прерванностью чувств, которые сильнее рассудка. Нет вины перед мертвыми, погибшими «ради жизни на земле». Но она есть, эта вина, в проявлениях совести, столкнувшейся с беспамятством Память людская вечна. Мы не имеем права забыть тех, кто погиб, защищая Родину, погиб, защищая нас, наше светлое будущее. Об этом и строки стихотворения поэта: Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мной Погибшие в бою. Пусть всех имен не назову, Нет кровнее родни. Не потому ли я живу, Что умерли они?  

ТЕМА ПАМЯТИ в ПРОЗЕ

Человеческая память многообразна, она способна сберечь целостность нравственной жизни, сохранить преемственность в общественном и культурном бытии народа. «Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». Память лежит в основе опыта человека, является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни отдельного человека, ни общества в целом.
Б.Васильев В.Астафьев Чингиз Айтматов В.П.Распутин
Рассказ «Экспонат №…» Рассказ «Фотография, на которой меня нет» Повесть «И дольше века длится день» Повесть «Последний срок»
Незримый герой рассказа – Игорёк, погибший на войне. В память о нём у матери осталось только одно - письма сына, которые она часто перечитывала. И вот однажды к Анне Федотовне явились гости - "две очень серьезные девочки и один еще более серьезный мальчик". Они случайно узнали, что у старой женщины сохранились фронтовые письма… И забрали их, украли. Вечером к Анне Федотовне приезжала "неотложка" - врачи вытащили её из "безвременья", но душа ее замолчала. Сын для нее "угас, умер, погиб вторично и теперь уже погиб навсегда". Для Анны Федотовны - эти письма, воспоминания о сыне были смыслом всей ее жизни. Лишившись их, она умирает. Старая фотография пробуждает память и воображение, помогает оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных. Наверное, поэтому этот небольшой листок бумаги был дорог главному герою как память о своем родном крае, школе, одноклассниках – о своей малой родине… «Та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю по ней… Смешная фотография. Но никогда я не смеюсь над деревенскими фотографиями. Не могу смеяться. Деревенская фотография – это своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». В повести Чингиза Айтматова “И дольше века длится день” есть легенда о манкурте, человеке, который потерял память, поэтому он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери. Ключевые для повести «Последний срок» проблемы исторической памяти и отчуждения ставятся Распутиным в зависимость от близости героев — прежде всего духовной — к отчему дому. Дело здесь сов­сем не в том, кто из детей Анны ближе к деревне или к городу. Забыть и отторгнуть свое можно и там, и там; просто в деревне их родина, а выбрасывая из памяти родные места, где бы они ни находились, нравственно перерождаешься. Михаил остался в деревне. Он досматривает мать (остальным это в тягость), ссорится с ней, пьянствует, и ему, единственному из детей, суждено проводить ее в последний путь. Умирает и его деревня. Поля не засеваются, потому что жители разъехались по городам и ушли на «выгодные» заработки в леспромхоз, не задумываясь о том, что станет с ними и их детьми после того, как лес будет выкорчеван и «доходное предприятие» перекочует в другие места..«Я теперь в родной деревне многих не знаю, кто они такие есть. Вроде и сам чужой стал, в незнакомую местность переселился», — жалуется Михаил. Теперь самое время поговорить о названии повести. Она не только об умирании, о смерти и старухи Анны, и России. Смысл названия - в предостережении: настал последний срок, осталась последняя возможность для русских подумать о ставших чужими родных и близких, вспомнить о своих истоках, позаботиться о погибающей Родине.

ТЕМА ПАМЯТНИКА

Впервые стихотворение на тему «Памятник» написал древнеримский поэт Гораций. В России его первым перевел М.В.Ломоносов под названием «Мельпомене» (Из Горация). В русской литературе существует 9 переводов этой оды Горация.
Тема памятника всегда занимала важное место в творчестве всех поэтов. В своих стихотворениях они как бы выражали свое право на бессмертие. Три великих русских поэта – А.С.Пушкин, Г.Р.Державин и М.В.Ломоносов написали произведения, в которых оценивали свое творчество, рассуждали о своих трудах жизни, о том, что они сделали для народа
В «Памятниках» авторы оценивают свою роль в жизни общества, роль своей творческой деятельности. В них они утверждают свое право на историческое бессмертие.
М.В.Ломоносов начало XVIII в. Г.Р.Державин середина XVIII в. А.С.Пушкин XIX век В.С.Высоцкий XX век
Ломоносов положил начало традиции создания литературных памятников. Он для создания своего «Памятника» взял в качестве образца оду древнеримского поэта Горация. Соблюдены все географические и биографические сведения, связанные с именем Горация. Ломоносов пишет, «…пока великий Рим владеет светом», он будет жить в памяти народа. В своем стихотворении «Памятник» Ломоносов пользуется высоким стилем, практически не рифмуя строки и употребляя устаревшие слова.   «Памятник» Г.Р.Державина опирался уже на произведение Ломоносова, но в отличие от первого стихотворения, написанного высоким стилем, второе звучит, как пишет Державин, «в забавном русском слоге». Г.Р.Державин говорит о том, что его «бессмертие» должно было обеспечить художественное новаторство, что он «из безвестности тем известен стал», что «первый … дерзнул в забавном русском слоге…» писать о деятельности царей. Вольное переложение стихотворения Горация, но Державин размышляет о воздействии поэзии на современников. Своё бессмертие поэт связывает с русским народом. Заслуга Державина перед «родом славянов», по мнению поэта, - в умении «в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить». Державин в оде даёт высокую оценку не просто поэзии как отвлечённому виду литературы, а своей поэзии, своему творчеству, отмечая её большую гражданскую роль. Пушкинский «Памятник» близок по своей теме и построению к одноименному стихотворению Державина, но Александр Сергеевич пишет его легким, практически воздушным языком, что делает его абсолютно не похожим на произведение Горация. Пушкин, уже с первой строфы, подчеркивает народность своего творчества. Поэт «воздвиг» себе «нерукотворный памятник», который выше «Александрийского столпа». Потом Пушкин говорит о своем историческом бессмертии и предсказывает будущую известность своей поэзии. Он будет славен «доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит…». Александр Сергеевич утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, человечностью своего творчества («чувства добрые я лирой пробуждал»), во-вторых, своей борьбой за свободу («в мой жестокий век восславил я свободу»). В 1973 году В.С.Высоцкий пишет стихотворение «Памятник», в котором звучит предвидение, что, как и при жизни, удастся вырваться за мертвящие условности: Накренился я – гол, безобразен, – Но и падая – вылез из кожи, Дотянулся железной клюкой, – И, когда уже грохнулся наземь, Из разодранных рупоров все же Прохрипел я похоже: «Живой!» И паденье меня и согнуло, И сломало, – Но торчат мои острые скулы Из металла. Не сумел я, как было угодно – Шито-крыто, – Я, напротив, ушел всенародно – Из гранита. При очевидном жанрово-тематическом сходстве с ближайшим аналогом – пушкинским «Памятником», – колоссальное различие: не некими отдельными поэтическими «продуктами» ценен Высоцкий, но живой целостностью личного и поэтического «я» – как зеркала «я» всенародного. Если по отношению к Пушкину издавна бесспорным представляется утверждение «А Пушкин – наше всё…», то тогда Высоцкий – это мы все…
«Памятник» Пушкина и Державина близки по своему построению. Оба они написаны четырехстрочными строфами, которых всего пять. Эти стихотворения написаны шестистопным ямбом с мужскими и женскими рифмами во всех строках. Оба поэта используют яркие, живые эпитеты: непокорный, нерукотворный, заветный, подлунный, великий, гордый, жестокий (Пушкин); чудесный, вечный, быстротечный, сердечный (Державин). Также они использовали инверсию и метафоры. Каждый из трех поэтов говорит о своих взаимоотношениях с музой. Для Ломоносова, муза – великая покровительница, награждающая его за «праведную заслугу». У Державина, муза – это его верная подруга, с которой он на равных: О муза! возгордись заслугой справедливой. И презрит кто тебя, сама тех презирая; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай. А А.С.Пушкин в своей музе видит сподвижника в борьбе за справедливость, обращаясь к ней, он призывает «обиды не страшась, не требуя венца», принимать и хвалу, и клевету равнодушно, и следовать собственному призванию.  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: