НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ, ИМЕНА КОТОРЫХ СТАЛИ НАРИЦАТЕЛЬНЫМИ
базаровщина
| каратаевщина
| маниловщина
| обломовщина
| ноздрёвщина
| печоринство
| хлестаковщина
| чичиковщина
| Евгений Базаров – герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
| Платон Каратаев – герой романа Л.Н.Толстого
| Манилов - герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
| Обломов – герой одноименного романа И.А.Гончарова
| Ноздрёв - герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
| Печорин – персонаж романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
| Иван Александрович Хлестаков – герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
| Павел Иванович Чичиков - герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
| Базаровщина же — обозначение крайностей мировоззрения базаровых (грубый материализм, нигилистический практицизм, разрушительство и т. д.)
| Каратаевщина (слово, выражающее отрицательное отношение к толстовской проповеди «непротивления злу насилием») — по имени кроткого и незлобивого крестьянина Платона Каратаева
| Бездуховность, отсутствие подлинного интереса к жизни, неумение и нежелание трудиться, отказ от собственной позиции и собственного мнения – всё это маниловщина.
Писатель начинает повествование о Манилове характерной формулой обобщения: «есть род людей, известных под именем: люди так себе…».
| Обломовщина (бездеятельность и лень, безволие и нерешительность как общественное явление) — по имени Обломова из одноименного романа И.А.Гончарова
| Всякий раз, когда внешняя общительность и дружелюбие скрывают агрессивность, цинизм, самоуверенность, полнейшее равнодушие ко всему, кроме собственных эгоистичных интересов, можно говорить о ноздрёвщине.
| Печоринство — это напускная, деланная разочарованность, внешний демонизм (по имени персонажа)
| Хлестаковщина означает беззастенчивое, безудержное хвастовство, ложь, крайнюю несерьёзность.
Талант Гоголя раскрыл нам сущность этого явления. В каждом, кто соприкасается с Иваном Александровичем, появляется что-то «хлестаковское». И поэтому так символично звучат слова зарвавшегося героя: «Я сам себя знаю. Я везде, везде…»
| "Чичиковщина" - это олицетворение человека безыдейного, с внутренней пустотой, не способного и не желающего дать людям ничего хорошего. Чичиков – неутомимый и беспринципный хищник, ни перед чем не останавливающийся, обнаруживающий необыкновенное умение приспосабливаться к любым людям и любым обстоятельствам. Безликая внешность – первый своеобразный сигнал: перед нами человек, прячущий своё истинное лицо. Не случайно Гоголь отмечает: «о себе приезжий…избегал много говорить».
|
ОБРАЗ НАПОЛЕОНА
Л.Н.Толстой
| Ф.М.Достоевский
| А.С.Пушкин
| М.Ю.Лермонтов
| Роман-эпопея «Война и мир»
| Роман «Преступление и наказание»
| Роман «Евгений Онегин»
| Стихотворение «Воздушный корабль»
| Кумир Андрея Болконского – Наполеон. Герой ищет признания, свой Тулон (Тулон – город, ставший для Наполеона первой ступенькой к успеху). Для славы Андрей готов пожертвовать всем: «смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно».
Получая ранение у Аустерлица, Болконский пересматривает свои взгляды на жизнь: «В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нём облаками»
| «Наполеоновская» сторона теории Раскольникова: деление людей на два типа. Обыкновенные («тварь дрожащая») и необыкновенные (способные «сказать новое слово»). Необыкновенным позволяется переступать через жизни обыкновенных.
| В кабинете Онегина стоит бюст Наполеона, Татьяна понимает заинтересованность Онегина идеями Бонапарта, оказавшись в его библиотеке:
Мы все глядим в Наполеоны
Двуногих тварей миллионы.
| Стихотворение рассказывает о фантастическом путешествии, чудесном посмертном явлении императора Наполеона.Вспоминая свою страну, он видит в сыне преемника своих деяний и наследника завоёванного:
Зовет он любезного сына,
Опору в превратной судьбе;
Ему обещает полмира,
А Францию — только себе.
|
ОБРАЗ НЕБА
Влияние образа НЕБА было велико и в литературе. Уже в "Слове о полку Игореве" все, что происходило на небе, носит мистический и символический смысл. Небо предвещает Игорю поражение в битве, сопереживает и сочувствует русичам.
В произведениях русских поэтов и писателей (Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева) природа отражается уже в личностной значимости для авторов и их героев, подчеркивая их переживания, душевные движения, а порою и порождая их.
| А.Н.Островский
| Л.Н.Толстой
| И.А.Бунин
| Велимир Хлебников
| З.Гиппиус
| Драма «Гроза»
| Роман-эпопея «Война и мир»
| Стихотворение «Раскрылось небо»
| Стихотворение
«Мне мало надо!»
| Стихотворение «Мешается, сливается…»
| Для Катерины небо - символ свободы, освобождение от страданий: «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»
| Образ неба на страницах романа появляется не однажды. Первое его описание – это Аустерлицкое небо, которое является для князя Андрея пересмотром жизненных ценностей: Это небо раскрывает перед князем Андреем всю тщету его честолюбивых мечтаний: «В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нём облаками». Потом пред нами предстаёт небо под Смоленском. "Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце, но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато-красную мглу".
А по земле идут французы на Москву (как облака), а "буровато-красная мгла" заката вызывает настойчивые ассоциации с кровью.
Небо играет немаловажную роль и в жизни Безухого. Пьер, мятущаяся душа, часто обращает к нему свой взор. Вспомним: "Тёмное, звездное небо…", "Обсыпанная со всех сторон звездами, стояла огромная яркая комета 1812 года, та самая, что предвещала, как говорили всякие ужасы и конец света… Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду…" Для него эта комета и небо вокруг неё - не конец света, а символ новой жизни, пробужденной любовью к Наташе.
| Говоря об образе неба, нельзя не вспомнить стихотворение Бунина «Раскрылось небо». По мнению поэта, небо олицетворяет жизнь:
Раскрылось небо голубое
Меж облаков в апрельский день.
В лесу все серое, сухое,
И паутиной пала тень.
| Мне мало надо!
Краюшку хлеба
И капля молока.
Да это небо,
Да эти облака!
Для поэта небо – это непосредственное олицетворение жизни, жизни бесконечной, долгой. Для него жизнь – это целая Вселенная. Возможно, под молоком поэт подразумевает Млечный Путь (молоко – млеко), а под краюшкой хлеба – край Земли, которого по сути и нет. Этим он показывает неограниченность жизни и планеты, и человека, как бы ненароком указывая на жизнь человека и после смерти.
| Мешается, сливается
Действительность и сон,
Все ниже опускается
Зловещий небосклон -
И я иду и падаю,
Покорствуя судьбе,
С неведомой отрадою
И мыслью - о тебе.
|
ТЕМА ПАМЯТИ в ЛИРИКЕ
Память - понятие жизненно важное и широкое. Память бывает разная. Есть память о Родине, о прошлом родной страны и своего народа, о родных и друзьях, о счастье и любви…
| В.А.Жуковский
| А.С.Пушкин
| А.Т.Твардовский
| Степан Щипачев
| Поэма
“Певец во стане русских воинов”
| Стихотворение
«Два чувства дивно близки нам»
| Поэма «По праву памяти»,
Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины
| "Павшим"
| В тематике стихотворений В.А.Жуковского красной нитью проходит тема памяти об Отечественной войне 1812-1814 гг.
Поэт был участником войны в составе народного ополчения. Широким отзвуком войны явилась поэма “Певец во стане русских воинов”, в которой он с чувством гордости говорит о славных защитниках Отечества. В начале поэмы поэт вспоминает о дедах, дух которых движет на подвиги храбрых воинов, выступивших на борьбу с захватчиками.
Среди славных имен в памяти поэта воскресают имена великих предков: Святослава, девиз которого “ мертвые срама не имут ”; Дмитрия Донского, который “ летит погибельной грозой на рать иноплеменных ”. Здесь и Петр I, с его победой под Полтавой, и “ грозный наш Суворов ”. Вспоминая о славных предках Жуковский заканчивает замечательным призывом, проникнутым глубокой и искренней любовью к родине:
За них, друзья, всю нашу кровь!
На вражьи грянем силы;
Да в чадах к родине любовь
Зажгут отцов могилы
| По мнению Пушкина, именно в духовной связи–любви с предками и отчим домом присутствует залог сохранения и величия потомков:
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня!
Земля была без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества.
Формально стихотворение не закончено, однако оно поражает завершённостью смысла, выраженного в весомых нравственных формулах: «любовь к родному пепелищу», «любовь к отеческим гробам», «животворящая святыня». В них заложена мысль о значении наследственной памяти, о связи с национальным прошлым.
| В поэме «По праву памяти» чувствуется не дающая покоя «живая боль», чувство вины и сыновнего неописанного долга перед родителями, размышления о жизни и смерти, непрекращающийся спор с собой – эти мотивы определяют драматическую напряженность и исповедальность произведений Твардовского. Пафос поэмы «По праву памяти» определяет борьба с грозной опасностью исторического забвения:
Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую боль…
Лирическое осмысление себя во времени и в отношении к трагической эпохе, унесшей миллионы, звучит и в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…». Оно обладает формой, отличающейся незавершенностью, прерванностью чувств, которые сильнее рассудка. Нет вины перед мертвыми, погибшими «ради жизни на земле». Но она есть, эта вина, в проявлениях совести, столкнувшейся с беспамятством
| Память людская вечна. Мы не имеем права забыть тех, кто погиб, защищая Родину, погиб, защищая нас, наше светлое будущее. Об этом и строки стихотворения поэта:
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
|
ТЕМА ПАМЯТИ в ПРОЗЕ
Человеческая память многообразна, она способна сберечь целостность нравственной жизни, сохранить преемственность в общественном и культурном бытии народа. «Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Память лежит в основе опыта человека, является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни отдельного человека, ни общества в целом.
| Б.Васильев
| В.Астафьев
| Чингиз Айтматов
| В.П.Распутин
| Рассказ «Экспонат №…»
| Рассказ «Фотография, на которой меня нет»
| Повесть «И дольше века длится день»
| Повесть «Последний срок»
| Незримый герой рассказа – Игорёк, погибший на войне. В память о нём у матери осталось только одно - письма сына, которые она часто перечитывала.
И вот однажды к Анне Федотовне явились гости - "две очень серьезные девочки и один еще более серьезный мальчик". Они случайно узнали, что у старой женщины сохранились фронтовые письма… И забрали их, украли.
Вечером к Анне Федотовне приезжала "неотложка" - врачи вытащили её из "безвременья", но душа ее замолчала. Сын для нее "угас, умер, погиб вторично и теперь уже погиб навсегда".
Для Анны Федотовны - эти письма, воспоминания о сыне были смыслом всей ее жизни. Лишившись их, она умирает.
| Старая фотография пробуждает память и воображение, помогает оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных.
Наверное, поэтому этот небольшой листок бумаги был дорог главному герою как память о своем родном крае, школе, одноклассниках – о своей малой родине… «Та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю по ней… Смешная фотография. Но никогда я не смеюсь над деревенскими фотографиями. Не могу смеяться. Деревенская фотография – это своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».
| В повести Чингиза Айтматова “И дольше века длится день” есть легенда о манкурте, человеке, который потерял память, поэтому он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери.
| Ключевые для повести «Последний срок» проблемы исторической памяти и отчуждения ставятся Распутиным в зависимость от близости героев — прежде всего духовной — к отчему дому. Дело здесь совсем не в том, кто из детей Анны ближе к деревне или к городу. Забыть и отторгнуть свое можно и там, и там; просто в деревне их родина, а выбрасывая из памяти родные места, где бы они ни находились, нравственно перерождаешься. Михаил остался в деревне. Он досматривает мать (остальным это в тягость), ссорится с ней, пьянствует, и ему, единственному из детей, суждено проводить ее в последний путь. Умирает и его деревня. Поля не засеваются, потому что жители разъехались по городам и ушли на «выгодные» заработки в леспромхоз, не задумываясь о том, что станет с ними и их детьми после того, как лес будет выкорчеван и «доходное предприятие» перекочует в другие места..«Я теперь в родной деревне многих не знаю, кто они такие есть. Вроде и сам чужой стал, в незнакомую местность переселился», — жалуется Михаил. Теперь самое время поговорить о названии повести. Она не только об умирании, о смерти и старухи Анны, и России. Смысл названия - в предостережении: настал последний срок, осталась последняя возможность для русских подумать о ставших чужими родных и близких, вспомнить о своих истоках, позаботиться о погибающей Родине.
|
ТЕМА ПАМЯТНИКА
Впервые стихотворение на тему «Памятник» написал древнеримский поэт Гораций. В России его первым перевел М.В.Ломоносов под названием «Мельпомене» (Из Горация). В русской литературе существует 9 переводов этой оды Горация.
| Тема памятника всегда занимала важное место в творчестве всех поэтов. В своих стихотворениях они как бы выражали свое право на бессмертие. Три великих русских поэта – А.С.Пушкин, Г.Р.Державин и М.В.Ломоносов написали произведения, в которых оценивали свое творчество, рассуждали о своих трудах жизни, о том, что они сделали для народа
| В «Памятниках» авторы оценивают свою роль в жизни общества, роль своей творческой деятельности. В них они утверждают свое право на историческое бессмертие.
| М.В.Ломоносов
начало XVIII в.
| Г.Р.Державин
середина XVIII в.
| А.С.Пушкин
XIX век
| В.С.Высоцкий
XX век
| Ломоносов положил начало традиции создания литературных памятников. Он для создания своего «Памятника» взял в качестве образца оду древнеримского поэта Горация. Соблюдены все географические и биографические сведения, связанные с именем Горация.
Ломоносов пишет, «…пока великий Рим владеет светом», он будет жить в памяти народа. В своем стихотворении «Памятник» Ломоносов пользуется высоким стилем, практически не рифмуя строки и употребляя устаревшие слова.
| «Памятник» Г.Р.Державина опирался уже на произведение Ломоносова, но в отличие от первого стихотворения, написанного высоким стилем, второе звучит, как пишет Державин, «в забавном русском слоге».
Г.Р.Державин говорит о том, что его «бессмертие» должно было обеспечить художественное новаторство, что он «из безвестности тем известен стал», что «первый … дерзнул в забавном русском слоге…» писать о деятельности царей.
Вольное переложение стихотворения Горация, но Державин размышляет о воздействии поэзии на современников.
Своё бессмертие поэт связывает с русским народом.
Заслуга Державина перед «родом славянов», по мнению поэта, - в умении «в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить».
Державин в оде даёт высокую оценку не просто поэзии как отвлечённому виду литературы, а своей поэзии, своему творчеству, отмечая её большую гражданскую роль.
| Пушкинский «Памятник» близок по своей теме и построению к одноименному стихотворению Державина, но Александр Сергеевич пишет его легким, практически воздушным языком, что делает его абсолютно не похожим на произведение Горация. Пушкин, уже с первой строфы, подчеркивает народность своего творчества. Поэт «воздвиг» себе «нерукотворный памятник», который выше «Александрийского столпа». Потом Пушкин говорит о своем историческом бессмертии и предсказывает будущую известность своей поэзии. Он будет славен «доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит…». Александр Сергеевич утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, человечностью своего творчества («чувства добрые я лирой пробуждал»), во-вторых, своей борьбой за свободу («в мой жестокий век восславил я свободу»).
| В 1973 году В.С.Высоцкий пишет стихотворение «Памятник», в котором звучит предвидение, что, как и при жизни, удастся вырваться за мертвящие условности: Накренился я – гол, безобразен, –
Но и падая – вылез из кожи, Дотянулся железной клюкой, –
И, когда уже грохнулся наземь,
Из разодранных рупоров все же
Прохрипел я похоже: «Живой!»
И паденье меня и согнуло,
И сломало, –
Но торчат мои острые скулы
Из металла.
Не сумел я, как было угодно – Шито-крыто, –
Я, напротив, ушел всенародно –
Из гранита.
При очевидном жанрово-тематическом сходстве с ближайшим аналогом – пушкинским «Памятником», – колоссальное различие: не некими отдельными поэтическими «продуктами» ценен Высоцкий, но живой целостностью личного и поэтического «я» – как зеркала «я» всенародного. Если по отношению к Пушкину издавна бесспорным представляется утверждение «А Пушкин – наше всё…», то тогда Высоцкий – это мы все…
| «Памятник» Пушкина и Державина близки по своему построению. Оба они написаны четырехстрочными строфами, которых всего пять. Эти стихотворения написаны шестистопным ямбом с мужскими и женскими рифмами во всех строках. Оба поэта используют яркие, живые эпитеты: непокорный, нерукотворный, заветный, подлунный, великий, гордый, жестокий (Пушкин); чудесный, вечный, быстротечный, сердечный (Державин). Также они использовали инверсию и метафоры.
Каждый из трех поэтов говорит о своих взаимоотношениях с музой. Для Ломоносова, муза – великая покровительница, награждающая его за «праведную заслугу». У Державина, муза – это его верная подруга, с которой он на равных:
О муза! возгордись заслугой справедливой.
И презрит кто тебя, сама тех презирая;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
А А.С.Пушкин в своей музе видит сподвижника в борьбе за справедливость, обращаясь к ней, он призывает «обиды не страшась, не требуя венца», принимать и хвалу, и клевету равнодушно, и следовать собственному призванию.
|
|
Поиск по сайту:
|