МОТИВ ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ПРОЗЕ




Л.Н.Толстой М.Ю.Лермонтов И.С.Тургенев И.А.Бунин В.Некрасов
Роман-эпопея «Война и мир», «Севастопольские рассказы» Роман «Герой нашего времени» «Собака» Рассказ «Господин из Сан-Франциско» Повесть «В окопах Сталинграда»
Л.Н.Толстой ставит в своём романе многие вопросы, в том числе и вопрос о смерти и бессмертии. По его мнению, война – это ужаснейшее явление, которое несёт за собой смерть. Не случайно Андрей Болконский перед лицом смерти, глядя в Аустерлицкое небо, переосмысливает своё отношение к Наполеону, славе, своём месте в этом мире… За десять дней до дуэли Печорин признался: «Я люблю врагов, хотя не по-христиански… Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда на страже … угадывать намерения, разрушать заговоры… - вот что я называю жизнью». Герой со страстью погружается в то, что сам называет жизнью. Его увлекает интрига, заговор, запутанность дела. Произведение «Собака» входит в цикл «Стихотворений в прозе». Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок И.С.Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти, о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом свидетельствуют слова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». Смерть предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» на огонек жизни «холодным широким крылом», а сама жизнь - это беззащитное существо, которое чувствует приближение смерти… Господин из Сан-Франциско — человек без истории, без имени, без цели. Цель-то у него, конечно, была — накопление денег, но, достигнув ее, он стал еще более духовно опустошенным. Так как все люди его положения отправляются в круиз, то и он также отправился в это плавание. В рассказе заложена сюжетная симметрия: два пути на пароходе — физически живого человека и трупа. Эти пути одинаковы, так как в обоих случаях на «Атлантиде» плывет всего лишь физическая оболочка. Некрасов пишет: «Просто как-то это всё здесь, на фронте. Был вчера – сегодня нет. А завтра, может, и тебя не будет». И эта тема – тема смерти – пронизывает всю повесть. Подробное изображение страданий человека, ужасного в человеческой жизни, различных ликов смерти даёт непосредственное представление о стойкости бойцов, о войне как народной трагедии, вызывает острую жалость к погибшим. Но вместе с тем обнаруживается и мужество тех, кто всматривается в лица умирающих, пытается как-то облегчить их страдания, потому что понимает, что пред смертью на войне – все равны.

ЗАВЕТЫОТЦА

Большое влияние на формирование личности человека оказывает семья. Ряд произведений русской литературы XIX века убеждает нас в том, какую большую роль в жизни некоторых героев сыграл отцовский завет.
А.С.Грибоедов А.С.Пушкин Л.Н.Толстой Н.В.Гоголь М.Горький
Комедия «Горе от ума» Роман «Капитанская дочка» Роман «Война и мир» Поэма «Мёртвые души» Рассказ «Заветы отца»
Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья – Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платье, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. (заветы отца Молчалину) Андрей Петрович Гринев внушает сыну, которого отправляет на военную службу, высокое понимание вопросов чести в дворянском ее представлении. Офицерскую службу старший Гринев считает не средством для устройства карьеры, а святым долгом перед державой. Отправляя сына на службу, он дает ему такой завет: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь … от службы не отговаривайся, помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Прощаясь с сыном Андреем, который отправляется на войну, Николай Болконский дает свой отцовский завет – вести себя так, чтобы ему не было стыдно. В напутствии, обращенном к сыну, звучит требование не уронить своего достоинства; оставаться Человеком, Мужчиной, что бы ни случилось.   Отец Павла Ивановича Чичикова имеет жизненные позиции, существенно отличающиеся от убеждений героев Пушкина и Толстого. Провожая сына, отец, вручив ему полтинник, наказывает: «... больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат…а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете». Отец, в час смерти, понимая, что гибели не избежать, не испугался, не забыл о своём шестнадцатилетнем сыне, нашёл в себе силы передать ему всё, что считал важным. Заветы, данные отцом перед смертью, сын исполнил, всегда помня его слова: «Никогда не подходи к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего, - думай, что хорошего больше в нём, - так это и будет!», «Помни – всё хорошее от человека»

ОБРАЗ КРЕСТА В ЛИРИКЕ

В дохристианский период крест был символом солнца и огня, а также жизни, поэтому использовался как оберег от зла и символ спасения. Крест - основополагающий символ христианства. Он является символом веры. Для христианина крест - это символ не смерти, а жизни.
М.Ю.Лермонтов А.Блок А.А.Ахматова Б.Пастернак С. Наровчатов К.Симонов В.Высоцкий
Стихотворение «Крест на скале» «Россия» Поэма «Реквием» Стихотворения «Зимняя ночь», «Любить иных – тяжелый крест…» Стихотворение "В кольце" Стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» Стихотворение «Братские могилы
Образ креста создается при помощи глаголов “чернеет, гниет, гнётся”. Крест – реально видимый; каждый, кто видит его, поднимает руку, чтобы перекреститься: В теснине Кавказа я знаю скалу, Туда долететь лишь степному орлу, Но крест деревянный чернеет над ней, Гниет он и гнется от бурь и дождей. Лирический герой также хочет подняться к этому черному кресту. Однако он обременен тяжелой цепью бытия т.е. тяжелой жизнью, эта тяжесть давит его, он хочет освободиться о т “цепи бытия”. Крест для лирического героя как символ очищения его души от того, что тяготит его душу; лирический герой хорошо знает, что он будет делать: молиться и плакать. Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу… Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!   Строка «И крест свой бережно несу» обращает читателя к еще одной традиции русской литературы – ассоциации с подвигом Иисуса Христа. Нести на себе свой крест означало, что человек не волен выбирать себе судьбу, а должен проживать ту, что предопределена свыше. Кому суждено родиться в России, значит, и жизнь его должна быть связана с этой страной. В шестой главе образ сына ассоциируется с Христом. Его жизнь – это крестный путь, а путь матери - крест, жертва: Легкие летят недели, Что случилось, не пойму. Как тебе, сынок, в тюрьму Ночи белые глядели, Как они опять глядят Ястребиным жарким оком, О твоем кресте высоком И о смерти говорят. В стихотворении Б.Пастернака «Зимняя ночь» есть строчки “судьбы скрещенье”. Это - переплетение, объединение двух сердец, судеб мужчины и женщины. В христианской традиции крест – символ страдания и святости. Поэтому в словах “скрещенье”, “крестообразно” не только смысл физической близости мужчины и женщины, но и скрытая тема святости. Любовь, страсть в стихотворении Пастернака – это и страдание, которое приносит искупление и спасение. Стихотворение «Любить иных – тяжелый крест…»было написано в 1931 году. Это своеобразное откровение поэта. Лирический герой говорит о том, что любить порою очень непросто: Любить иных – тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. От чёрного дня до светлого дня Пусть крестит меня испытаньем огня. Идя через версты глухие, Тобой буду горд, Тобой буду твёрд, Матерь моя, Россия! В стихотворении встречается образ креста. Лирический герой просит, чтобы его крестили огнём – это испытание силы духа, воли. Получив крещение огнём, лирический герой, защищая Родину, становится сильнее во сто крат.   Родина – это православная Россия, которая молится за своих сыновей. Родина - это «проселки, что дедами пройдены, с простыми крестами их русских могил», женские слезы и молитвы, которые оберегают солдат в бою: Слезами измеренный чаще, чем верстами,Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:Деревни, деревни, деревни с погостами,Как будто на них вся Россия сошлась,Как будто за каждою русской околицей,Крестом своих рук ограждая живых,Всем миром сойдясь, наши прадеды молятсяЗа в бога не верящих внуков своих. В.Высоцкий обладал умением слить в своей поэтической судьбе множество персональных судеб. Не случайно каждый свой концерт Высоцкий либо начинал, либо заканчивал стихотворением «Братские могилы»: На братских могилах не ставят крестов, И вдовы на них не рыдают, К ним кто-то приносит букеты цветов, И Вечный огонь зажигают. «…Но разве от этого легче?» – таким вопросом завершает поэт свое размышление о братских могилах. Вопрос, заставляющий и нас вспомнить величие героизма тех, которые когда-то защитили наш первый вздох, первый крик, первый шаг по земле. На «братских могилах не ставят крестов»: братские могилы хранят память о многих….

ОБРАЗ КРЕСТА В ПРОЗЕ

Ф.М.Достоевский И.С.Тургенев Л.Андреев Валентин Распутин
Роман «Преступление и наказание» Роман «Отцы и дети» Повесть «Иуда Искариот» Повесть «Прощание с Матёрой»
Обмен крестами в романе происходит дважды: первый раз Лизавета и Соня меняются крестами, а затем – Родион и Соня. Соня оставляет себе крест Лизаветы – случайной жертвы Раскольникова, а свой отдаёт Родиону. Она, по сути, тоже жертва: отдала себя ради счастья близких ей людей. Говоря об образе креста, нельзя не вспомнить историю любви Павла Кирсанова к княгине Р. Кирсанов дарит возлюбенной кольцо со сфинксом, говоря ей, что сфинкс - это она. Перед смертью княгиня передает кольцо назад: «Она провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест - вот разгадка». символ кольца с крестом как указанием на «разгадку» перерастает рамки одной человеческой судьбы и становится ключом ко всему роману. Он смыкается с последним эпизодом «Отцов и детей» - осиротевшие старички Базаровы приходят на сельское кладбище, где среди «серых деревянных крестов» скрывается могила их единственного и горячо любимого сына. «На самом темени земли вздымается крест - и на нем распятый Иисус». Крест - возвышенный образ, образ чего-то могущественного и сильного. Крест как божественный артефакт, стоящий между жизнью и смертью самого Иисуса. Распятие Иисуса на кресте символично: крест — это символ, центр, схождение Добра и Зла.   В слове Матёра трудно выделить корень: это корень и от слова мать, и от слова материк – вечное, прочное, родовое. (Мать-земля, мать-Родина), материк – земля, окружённая со всех сторон водой. Матёра – это и остров, и одноимённая деревня. И вот этой деревне угрожает смерть. И кладбище – это память. Память о тех, кто ушел. Наверное, поэтому “старухи до поздней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки”. Здесь кресты – не только образы смерти, угасающей жизни. Это то единственное, что оставалось у жителей деревни от прошлого, от их ушедших родных, то, что удерживало их на родной земле.

ЛАГЕРНАЯ ТЕМА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: