ВСТАВНЫЕ НОВЕЛЛЫ в РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ




ТЕМА БУДУЩЕГО

Человеку свойственно заглядывать в будущее, пытаться распознать его очертания, но только настоящий писатель может в сегодняшнем дне увидеть прообраз грядущего
А.С.Пушкин Гоголь А.П.Чехов Георгий Иванов В.В.Маяковский А.П.Платонов Е.И.Замятин
Стихотворение «Если жизнь тебя обманет» поэма “Мёртвые души” Пьеса «Вишневый сад» Стихотворение Вступление в поэму «Во весь голос». Повести «Котлован» и «Джан» Роман - антиутопия «Мы»
Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живёт; Настоящее уныло: Всё мгновенно, всё пройдет; Что пройдет, то будет мило. В этом стихотворении раздумья автора над вечными вопросами, которые волнуют каждого человека: о радости и горе, о смысле жизни, о настоящем и будущем. Автор призывает нас с оптимизмом смотреть в будущее В лирическом отступлении поэмы «Мёртвые души» сравнивает Россию с “бойкой необгонимой тройкой”. “Русь, куда ж несёшься ты?” – спрашивает он. Но ответа на вопрос у автора нет.   Будущее России представлено образами Ани и Пети Трофимова. Ане 17 лет, она порывает со своим прошлым и убеждает плачущую Раневскую, что впереди целая жизнь: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу». Будущее в пьесе неясно, но оно увлекает и манит чисто эмоционально, как всегда привлекательна и многообещающа молодость. Сад — символ вечного обновления жизни Как пишет литературовед Л.Калюжная, «Георгий Иванов положил последний штрих на полотне той эпохи в искусстве, которую мы называем русской классикой, вписав на скрижали ХХ века строки поэтов прошлого, и, прорвав это полотно, устремился в будущее, но этого «будущего», может показаться, ни в чем не находил: От будущего я немного, Точнее, ничего не жду. Не верю в милосердье Бога! Не верю, что сгорю в аду.   Мечта о будущем – лейтмотив всего творчества Маяковского. Он возникает уже в ранних произведениях молодого поэта и звучит во всех поэмах, написанных после революции. Маяковский, как известно, является одной из центральных фигур русского футуризма, а футуризм заявил о себе как искусство будущего. В поэме «Во весь голос». поэт обращается к читателям будущего, называя их «товарищи потомки». Здесь нет ни одного слова, относящегося к человеку реального времени, он разговаривает с нами «через хребты веков», «как живой с живыми говорит». Поэт снова твердит, что всё новое рано или поздно ворвётся в жизнь и будет существовать, что его «стих громаду лет прорвёт/ и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошёл водопровод,/ сработанный ещё рабами Рима». Во вступлении к поэме «Во весь голос» Маяковский буквально кричит, призывает и вдохновляет читателей к строительству светлого будущего. А. Платонов мечтал и стремился только к одному: «Но не бойтесь, мы очистимся; мы ненавидим свое убожество, мы упорно идем из грязи. В этом наш смысл. Из нашего уродства вырастет душа мира». И в повестях «Котлован» и «Джан» он поднимал тему будущего. Андрей Платонов пытается донести до читателя мысль о том, что нет будущего у тех начинаний, где людей не объединяют обоюдные интересы, общие идеи и светлые надежды. В романе “Мы” в фантастическом и гротесковом облике предстает перед читателем возможный вариант общества будущего. Приводится мечта сильных мира сего: “Жизнь должна стать стройной машиной и с механической неизбежностью вести нас к желанной цели”. К сожалению, в таком обществе нет ничего, чтобы не предвещала современная писателю реальность.

ОБРАЗЫБУНТАРЕЙ

Слово бунтарь имеет несколько значений, одно из которых звучит так:неспокойный, всегда протестующий человек, призывающий к решительным действиям, к ломке старого. Романтическая традиция, сложившаяся на рубеже XVIII и XIX веков, основана на повышенном интересе к человеку как к личности, к его внутреннему миру. Традиционно романтический герой — это незаурядный человек с необычной судьбой, действующий в необыч­ных условиях. Он противостоит несовершенной, жес­токой реальности, бунтует против обстоятельств.
М.Ю.Лермонтов А.Н.Островский К.Бальмонт М.Горький В.В.Высоцкий
Поэма «Мцыри» Драма «Гроза» Стихотворение «Пред картиной Греко» Роман «Фома Гордеев» лирика
Мцыри — романтический герой-бунтарь, герой-беглец. Его побег — это бунт. Осуществив свой давний замысел, он, пусть на короткое время, но все же обретает внутреннюю гармонию. И это достигается, прежде всего, за счет единения с природой, в которую он влил­ся как часть целого, как брат, как друг. Катерина – героиня, которая нашла в себе силы выразить протест против «тёмного царства». Она чужая в этом мире. Героиня вспоминает, что жила она у матери, как птичка на воле. И вот эта свободная птичка, не знающая пределов в свободном полете, попадает в железную клетку – в дом Кабановой. Как птица, тоскующая по свободе, никогда не сможет смириться со своей неволей и будет бороться за свою свободу до конца, даже если погибнет, так и Катерина сразу поняла, что в доме Кабановой долго жить не сможет. В стихотворении «Пред картиной Греко» Константин Бальмонт рисует образ героя-бунтаря. Поэт всегда мятежник, бунтарь, отвергающий уже сложившиеся представления, который сливается с другими художниками-бунтарями иных времен и в то же время обречен на трагедию: Сумрачный художник, ангел возмущенный, Неба захотел ты, в небо ты вступил, - И с высот низвергнут, Богом побежденный… Фома продолжает череду героев - бунтарей, но это самый яркий тип в произведениях Горького. Он вступает в схватку с ненавистным ему обществом в критический этап истории, когда каждый чувствовал на себе эти изменения. Лирический герой Высоцкого – бунтарь, мятежник. Это самый простой человек, современник, но его духовные силы превышают возможности обычных людей. Он, например, смертен, но он в силах «постоять хоть немного на самом краю». Лирический герой Высоцкого простой, но совсем не «маленький» человек. Для него свойственно ощущение своей временности, даже кратковременности своего пребывания на Земле. Оттого ему так важно увидеть тех, кто придет за ним в жизнь. Жизнь — это эстафета, где финиш — горизонт. Мне судьба до последней черты, до креста... Отсюда неудовлетворенность и стремление все успеть: Едва закончив рейс, мы поднимаем паруса — И снова начинаем восхожденье… В.С. Высоцкий создал образ мятежника-бунтаря. Говоря словами Лермонтова, «а он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой»

ТЕМА ВОЙНЫВ ЛИРИКЕ

М.Ю.Лермонтов М.Волошин Н.А.Некрасов Ю. Друнина Б.Окуджава А.Т.Твардовский В.С.Высоцкий
Стихотворение «Война» Стихотворение «Русская революция», поэма «Усобица» Стихотворение “Внимая ужасам войны...” лирика Стихотворение «До свидания, мальчики…» лирика Стихотворение «Он не вернулся из боя
Война для М.Ю.Лермонтова – это не проклятие, это сфера высочайшего проявления духовности личности. Уже 15-летним подростком Лермонтов слагает пламенный гимн войне: Зажглась, друзья мои, война;И развились знамена чести;Трубой заветною онаМанит в поля кровавой мести!«Пир мечей» для юного поэта – славный пир, когда проявляется доблесть, когда можно прославить своё имя… Все войны страшны, но самая страшная – это гражданская, когда брат идёт на брата, отец – на сына… Всё обесценивается: любовь, родство, человеческая жизнь. Во имя грозного законаБратоубийственной войны,И воспалённы, и красны,Пылают гневные знамёна. И человек стал врагом другого человека, ушло из сердца милосердие: Но мрак, и брань, и мор, и трус, и глад Застигли нас посереди дороги: Разверзлись хляби душ и недра жизни, И нас слизнул ночной водоворот. Стал человек один другому — дьявол. Кровь — спайкой душ, борьба за жизнь — законом И долгом — месть. «Усобица».) Стихотворение, посвященное Крымской войне 1853—1856 годов, остается актуальным и сегодня. Увы, войны не прекращаются на земле, они становятся только страшнее и безжалостнее. В первых строках мы слышим бескомпромиссное отношение поэта к войне — бессмысленной бойне, которую можно и должно избежать: Внимая ужасам войны,При каждой новой жертве боя... Стихотворение небольшое, но оно проникнуто болью поэта, который видит и понимает всё, который боль матерей, потерявших своих сыновей, чувствует как свою: Одни я в мире подсмотрелСвятые, искренние слезы –То слезы бедных матерей!Им не забыть своих детей,Погибших на кровавой ниве... Стихотворение, написанное от первого лица, является обращением к читателям как к близким и родным людям, которые разделяют точку зрения поэта. Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слышал Ко всему привыкший 41-й год. Так сказала о себе в 1942 году Юлия Друнина. И позднее в её стихах будет звучать этот мотив ухода из детства в огонь войны, из которого она не возвратилась… В другом своем стихотворении она пишет: Я родом не из детства – Из войны. И потому, наверное, Дороже, чем ты Ценю и счастье тишины, И каждый новый день, Что мною прожит. Мы понимаем, что это выстраданные строки. Мотив ухода из детства в ужас войны отличает стихи поэтессы от стихов других авторов. По мнению поэта, война не только отнимала, но и учила пониманию, терпению и любви. Используя такой излюбленное художественное средство, как олицетворение, поэт рисует войну как нечто живое, начиная стихотворение с обращения к ней и давая ей человеческую характеристику: «подлая». Стих, построенный на антитезах (смерть – красота, война – детство) приобретает особое звучание. Стихотворение наполнено горечью и болью. Поэт прощается с мальчиками, еле сдерживая слезы. Но, прощаясь, ондаёт им напутствие. А следом тональность меняется. И за этими чеканными строками опять звучит искренне и нежно самая большая просьба поэта, которую, к сожалению, выполнят не все ребята, ушедшие на фронт: … постарайтесь вернуться назад. Говоря о стихотворениях о войне, нельзя не вспомнить А.Т.Твардовского. Вдумайтесь в смысл его строчек: Война - жесточе нету слова. Война - печальней нету слова. Война - святее нету слова В тоске и славе этих лет. И на устах у нас иного Еще не может быть и нет. В них – боль утраты, страх и ужас, величие подвига во имя Родины… В другом его стихотворении «Я убит подо Ржевом…» звучит единство живых и павших. Погибший солдат видит себя лишь “частицей народного целого”, и его волнует, как и всех, чьи “очи померкли”, всё, что свершилось потом, после него. Мы слышим робкую надежду на то, что “исполнится слово клятвы святой”, настанет долгожданный День Победы. Стихи Высоцкого о войне - это, прежде всего, стихи о настоящих людях. Людях из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие люди не подведут. На мой взгляд, стихотворение "Он не вернулся из боя" – одно из главных в творчестве Высоцкого: То, что пусто теперь, - не про то разговор, Вдруг заметил я: нас было двое… Для меня словно ветром задуло костер, Когда он не вернулся из боя.    

ТЕМА ВОЙНЫВ ПРОЗЕ

Самое первое зло, поразившее человека, — война (в сердце, в семье, между нациями и народами). Война “разъела” душу Каина, и он, страдая от зависти и злобы, совершил грех братоубийства. Война заставляла одни народы истреблять другие. Наконец, гражданская война ненасытным Молохом требовала жертв, разделяя жён и мужей, отцов и детей. Совершенно справедливо замечание Демокрита: “Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна”.
Л.Н.Толстой Л.Н.Толстой Ю.Бондарев М.А.Шолохов
Роман-эпопея «Война и мир» «Севастопольские рассказы» Роман «Горячий снег» Роман-эпопея «Тихий Дон»
Судьбы почти всех героев романа связаны с войной. Война проверяет их мировоззрение и нравственные силы. Например, князь Андрей, принимавший участие в обеих войнах, под Аустерлицем хотел в одиночку совершить подвиг, спасти всю армию, стремился к славе и величию, к своему «Тулону». А после сражения «ему так ничтожны казались... все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, что он не мог отвечать ему». Юный Николай Ростов сначала воспринимал войну как праздник, парад красивых мундиров, хотел совершить подвиг во имя Отечества и горячо любимого императора. «Мысль о поражении и бегстве не могла прийти в голову Ростову». Настоящая война с ее кровью, потом, возможностью скорой смерти открыла Ростову жизнь с другой стороны, как что-то запутанное и страшное, противное здравому уму, человеческой природе. В своих рассказах о трех этапах Крымской эпопеи Толстой показал войну “не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами… а в настоящем ее выражении — в крови, в страдании, в смерти…”. Под его гениальным пером воскресает героическая оборона Севастополя. Взяты только три момента, выхвачены только три картины из отчаянной, неравной борьбы, почти целый год не утихавшей и не умолкавшей под Севастополем. Но как много дают эти картины! Это не только великое художественное произведение, но и правдивый исторический документ, драгоценное для историка показание участника. Разоблачая войну, писатель утверждает моральное величие и силу русских людей, мужественно воспринявших отступление русской армии из Севастополя. Война для Толстого — это грязь, боль, насилие, какие бы цели она ни преследовала В произведении отражены самые трагические моменты войны, когда озверевшие танки Манштейна рвутся к окружённой в Сталинграде группировке. Молодые артиллеристы, вчерашние мальчишки, нечеловеческими усилиями сдерживают натиск фашистов. Небо было кроваво-копчёным, снег плавился от пуль, земля горела под ногами, но русский солдат выстоял — не дал прорваться танкам. Один из эпизодов гражданской войны - война на казачьей донской земле - изображена в романе М.М. Шолохова «Тихий Дон». Семья Мелеховых; находящаяся в центре внимания Шолохова, - своего рода микромир, в котором, как в зеркале, отражалась страшная трагедия войны. В их светлый мир врывается война. Она приходит в их дом тогда, когда забирают на фронт у Пантелея Прокофьевича и Ильиничны двух их сыновей – Петра и Григория. Вскоре германская война сменяется гражданской. И поселяется в доме Мелеховых страх потерять сыновей, мужей, братьев, ведь для Пантелея Прокофьевича и Ильиничны Петр и Григорий – сыновья, для Дуняшки – братья, для Дарьи и Натальи – мужья. Шолохов пишет: «Семья распадалась на глазах у Пантелея Прокофьевича. Они со старухой оставались вдвоем. Неожиданно и быстро были нарушены родственные связи, утрачена теплота взаимоотношений, в разговорах все чаще проскальзывали нотки раздражительности и отчуждения… За общий стол садились не так как прежде – единой и дружной семьей, а как случайно собравшиеся вместе люди. Война была всему этому причиной – Пантелей Прокофьевич это отлично понимал»

ВСТАВНЫЕ НОВЕЛЛЫв РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: