ОБРАЗ МАДОННЫ, БОГОРОДИЦЫ в ПРОЗЕ




Максим Горький Ф.М.Достоевский Михаил Булгаков
Повесть «Детство» «Бесы» Роман «Преступление и наказание» Рассказ «Псалом», Роман «Белая гвардия», Рассказ «Собачье сердце»
М. Горький показывает, как цепко укоренился в сознании городского мещанства идущий от деревни образ Богородицы. В «Детстве» она «преславная... радости источник, красавица пречистая, яблоня во цвету... сердечушко мое чистое небесное... солнышко золотое». В "Детстве" отразилось его глубокое личностное отношение к любимому народом персонажу - вплоть до отождествления Приснодевы с любимой бабушкой. в «Бесах» читаем: «Богородица, что есть, как мнишь?» — «Великая мать, отвечаю, упование рода человеческого». — «Так, говорит, Богородица — великая мать сыра-земля есть, и великая в том для человека заключается радость». Соня Мармеладова из романа «Преступление и наказание» воплощает путь спасения Раскольникова. Когда она являлась на каторжные работы, арестанты все снимали шапки, все кланялись: "Матушка Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!..". Прочитав этот отрывок, невозможно не заметить, что каторжники воспринимают Соню как образ Богородицы. Соня становится покровительницей и помощницей, утешительницей и заступницей всего острога, принявшего ее в таковом качестве еще до всяких внешних его проявлений. Рассказ М.Булгакова «Псалом» тяготеет к жанру фрагмента. Кроме этого, образ женщины с ребенком традиционно ассоциируется с Богородицей и Младенцем. … Любопытно, что для Булгакова актуальны именно эти образы: мать и ребенок. А в романе «Белая гвардия» возникает связь главной героини Елены с Богородицей посредством предметного мира: полная ваза Девы Марии и ваза с трещиной - Елены Тальберг. Белый цвет лилий символизирует очищение от семи смертных грехов. Ваза с лилиями Девы Марии чистая, ясная и святая. В ней воплощена цельная красота, а ваза с розами Елены прекрасна, как она сама, но омрачена «трещиной» - Тальбергом, покинувшим ее.. Даже в сатирической повести в «Собачье сердце» символично звучат многие детали: фамилия профессора — Преображенский, квартира, в которой происходит эксперимент, находится на Пречистенке (ассоциация с образом Пресвятой Богородицы).

ОБРАЗ МАТЕРИ

О матерях можно говорить бесконечно. Добрые, гордые, мужественные матери! Сколько жизней спасено их руками, сколько бед прогнали добрые слова их, сколько подвигов совершено отважными их сердцами. О них слагают песни, стихи, прекрасные легенды и серьезные книги… Для христианского мира прообразом идеальной матери, конечно же, является Богородица. Жертвенная любовь, чистота и нежность, кротость и в то же время нравственная стойкость – эти ассоциации возникают при упоминании о Пресвятой Деве даже у людей, далеких от Церкви.
Н.А. Некрасов С.Есенин И.А. Бунин Виталий Закруткин
Стихотворения «Великое чувство…», «Мать» Стихотворение «Письмо матери» Стихотворение «Матери» Повесть «Матерь человеческая»
Стихотворение посвящено самому святому в жизни каждого человека – матери: Великое чувство, его до конца Мы живо в душе сохраняем. Мы любим сестру и жену, и отца, Но в муках мы мать вспоминаем С помощью синтаксического параллелизма Некрасов акцентирует наше внимание на риторическом восклицании «Великое чувство!» и на мысли, что ни дети, ни матери не могут обойтись друг без друга. Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан: О, мать моя, подвигнут я тобою! Во мне спасла живую душу ты! (Из стихотворения «Мать») Сердце поэта тянется к родительскому очагу, к родительскому дому. И, словно возрождая пушкинскую традицию поэтических посланий, С.Есенин обращается с письмом-стихотворением к матери: Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Это - доброе пожелание любимому человеку с использованием великолепных эпитетов ("вечерний несказанный свет") и эмоционально окрашенного слова "струится". Во второй и третьей строфе чувствуются переживания С. Есенина о матери. Поэт осознает, что она знает о его погубленной жизни, о "кабацких драках", о запоях. Ее тоска столь велика, предчувствия столь нерадостны, что они мучают ее, и она "часто ходит на дорогу". Образ дороги не раз появляется в стихотворении. Она символизирует жизненный путь поэта, на котором все время появляется мать, желающая добра и счастья сыну. В стихотворении поэт вспоминает свое детство, в которое ему хочется возвращаться вновь и вновь. Мысленно переносясь в прошлое, он отмечает: Я помню спальню и лампадку, Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой: «Ангел-хранитель над тобой!» Эти простые, но очень дорогие для Бунина образы становятся той путеводной звездой, которая не дает ему сбиться с дороги жизни. Обращаясь к матери, поэт с ностальгией вспоминает: «Ты перекрестишь, поцелуешь… Я помню, помню голос твой!». В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы. Мужа Ивана и сына Васятку повесили фашисты. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка. Страшные испытания не сломили эту женщину. Дальнейшие события повести раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, встретив раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!». И сердце русской женщины дрогнуло. Мария принимает под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на ее хутор. Повесть В. Закруткина звучит как гимн русской женщине.

ОБРАЗ МЕТЕЛИ в ЛИРИКЕ

Мотив метели вошёл в русскую литературу вместе со стихами П.В.Вяземского, первым из русских поэтов связавшим специфику русского характера с любовью к зиме.
П.В.Вяземский В.А.Жуковский М.Ю.Лермонтов А.А.Блок Б.Пастернак
Стихотворения «Метель» Баллада «Светлана» Стихотворение «Метель кружит и валит снег…» Поэма «Двенадцать» Стихотворение “Зимняя ночь”
В стихотворении «Метель» путник не просто оказывается во власти метели. Он становится игрушкой бесовской силы и, не имея возможности защитить себя, приближается к своей гибели: День светит; вдруг не видно зги, Вдруг ветер налетел размахом, Степь поднялася мокрым прахом И завивается в круги. Снег сверху бьет, снег веет снизу, Нет воздуха, небес, земли; На землю облака сошли, На день насунув ночи ризу. Пойдешь вперед, поищешь сбоку, Всё глушь, всё снег, да мерзлый пар. И божий мир стал снежный шар, Где как ни шаришь, всё без проку.   В балладе «Светлана» образно-смысловой ряд метель-тьма-испытание расширяется за счёт мотивов смерти-могилы и потери пути (дороги). В балладе, как и в стихотворении Вяземского «Метель», вьюга неожиданно обрушивается на путника, в данном случае на Светлану. Тему метели как символа «нерассветного» пространства продолжает М.Ю.Лермонтов. В его стихах метель становится частью «горного» текста. Метель в горах – знак обречённости человека, его смертности: Метель кружит и валит снег Но сквозь ветра дальний звон Порой прорвавшийся гудит То отголосок похорон, То звук могилы под землёй, Умершим весть, живым укор…   В поэме А. Блока “Двенадцать” метель – стихия революции: Блок воспринимает события этих лет как стихийное явление, которое, подобно ветру, метели, буре, не имеет цели и направления: Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – На всем божьем свете! Для поэта революция – это природная воля, неизбежность. Столько лет копившееся недовольство в один момент вырвалось на свободу и начало уничтожать все на своем пути. Именно поэтому в начале поэмы ветер, метель, буря сметают ненавистные поэту плакатные фигуры «страшного мира «буржуазной пошлости». Стихотворение имеет рамочную, то есть кольцевую композицию. Оно начинается и заканчивается строфами, тождественными по структуре и содержанию: Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Это позволяет поэму описать масштабы метели. Образ метели в стихотворении конкретен и символичен одновременно. С одной стороны, это фон, на котором развертывается лирическое действие, с другой – это символ безличной стихии, враждебной человеку.  

ОБРАЗ МЕТЕЛИ в ПРОЗЕ

А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов Н.В.Гоголь Л.Н.Толстой Б.Пастернак
Роман «Капитанская дочка», повесть «Метель» Роман «Герой нашего времени» Повесть «Ночь перед рождеством» Роман «Война и мир» Роман «Доктор Живаго»
В романе «Капитанская дочка» метель приобретает символический смысл – мятеж, бунт. Не так страшна метель природная, как человеческая. Природа в романе «Капитанская дочка» щадит героев, они успешно преодолевают её испытания, а человек не щадит своих же собратьев. «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»- пишет Пушкин   В повести «Метель» природная стихия является проявлением высшей, божественной воли. В судьбу молодых влюбленных вмешалась метель. Как только Владимир, возлюбленный Маши, отправился в церковь на венчание, снег занес всю дорогу, и он заблудился. Возможно, если бы не метель, влюбленные смогли бы исполнить свое решение. В их планы вмешалась сама судьба. Марья Гавриловна вышла замуж за другого, который стал впоследствии ее судьбой и ее счастьем. Метель заставляет переночевать под крышей «дымной сакли» Максим Максимыча с путешественником, который, благодаря этой встречи, представил читателю историю Григория Александровича Печорина. У Гоголя метель связана с проделками чёрта: желая вернуть домой Чуба, тот начинает «разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега». В результате «поднялась метель. В воздухе забелело». Метель, имеющая бесовское происхождение, приводит к череде комических происшествий, в результате которых больше всех страдает сам чёрт. Она является кратким эпизодом в повести: как только месяц вылетел из кармана похитителя, метель прекращается. Вспомним роды маленькой княгини Лизы и внезапное появление в Лысых Горах князя Андрея, считавшегося погибшим под Аустерлицем. Неожиданно разгулявшаяся под окнами дома Болконских метель демонстрирует волю судьбы-провидения. Метель “господствует” и “соперничает” с человеком на протяжении всего романа “Юрий Живаго”. В первой книге романа метель, буря, зима – атрибуты смерти и болезни. С развитием сюжета образ метели получает социальное звучание. Метель становится символом социальных катаклизмов.

ТЕМА МЕЩАНСТВА

Изначально понятие «мещанство» имело сугубо социально-экономический смысл. В дореволюционной России так называли мелкую городскую буржуазию. С середины XIX века, после выхода комедии Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве», в данный термин начали вкладывать морально-эстетический и политико-идейный смысл. В широком смысле мещанство – это моральное качество, которое характеризует не только образ жизни, но и мышление человека. Таким личностям присуща ограниченность жизненных взглядов узколичным интересам, трусость и вульгарность во вкусах. Мещанство близко по значению к пошлости.
А.П.Чехов А.Д.Дементьев
“Ионыч” “Человек в футляре” “Крыжовник” “Вишневый сад” Стихотворение «Мещанство»
Старцев сблизился со средой, которую презирал. Среда приняла его. Его интересы изменились и теперь они представляют что-то мелочное (Счет денег по вечерам). Его клиенты теперь не люди, а просто выгодные и невыгодные клиенты. Человек, противопоставленный пошлой обывательской среде, становится ее ярким представителем. Учитель греческого языка Беликов боится всего и перекладывает ответственность на других. Под его влиянием в городе начали бояться всего. (Громко говорить, посылать письма, читать книги, помогать бедным, учить грамоте). Только смерть помогла избавиться от страхов. Николай Иванович мечтал вырастить крыжовник в собственном имении. На пути к этой мечте он растерял все человеческое, изменился как внешне, так и внутренне. Лопахин-представитель буржуазии в России. Он чувствует себя хозяином жизни. Не способен понять, что сад связывает прошлое и настоящее. Нельзя рубить свои корни. Разрушает старое, но взамен не создает нового. Уничтожает красоту ради собственной выгоды. Мы за мещанство принимаем часто Смешную бесшабашность дурака. Не верьте! Настоящее мещанство Зловеще, словно ненависть врага. Лишённое романтики и таинств, Как прежде, надуваясь и сопя, Оно в душе весь мир нулём считает И единицей чувствует себя. Подсиживанье, трусость и так далее, Слепое поклонение вещам... А вот, скажите, вы хоть раз видали На честность ополчившихся мещан?! О, как они расчётливы, канальи! И как коварны в помыслах своих! И сколько душ великих доконали За то, что те талантливее их. Мещанство не прощает превосходства, Завидует успеху и уму. И если уж за что-нибудь берётся, Так, значит, это выгодно ему. Не верьте напускному благодушью, Когда оно о дружбе говорит. От чьей руки пал Александр Пушкин? И чьей рукою Лермонтов убит?! Мещанство было к этому причастно. Оно причастно к подлости любой. Мы Революцию не отдадим мещанству! И только так. И только смертный бой.

ОБРАЗ МОРЯ

Образ моря в русской поэзии всегда занимал и продолжает занимать одно из самых важных мест, потому что эта могучая, загадочная стихия навевает тысячи образов.
В.А. Жуковский А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов М.И.Цветаева
Стихотворение «Море» Элегия «Погасло дневное светило…», «К морю» Стихотворение «Парус» «Молитва морю».
Образ моря аллегоричен и иносказательно передает душевное состояние автора; лирический герой переносит свои личные переживания на созерцаемое им море, заставляя его любить, ревновать, бунтовать. Близость героя и моря подчеркивается многократным повторением местоимения “ты”: Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу... Автор стоит “над бездной”, глубокой, неизмеримой, необъятной. Тайны моря ведомы лишь ему и автору, но опасность разлуки заставляет водную стихию взбунтоваться, открыться, потребовать возвращения небес; море свободно в выражении своих чувств, оно открыто и бурно протестует, борется за свой идеал. У А.Пушкина образ моря встречается в нескольких лирических произведениях. Так, в стихотворении “Погасло дневное светило...”, написанном поэтом на корабле в начале южной ссылки, море также показано олицетворенным, но, в отличие от моря Жуковского, оно чуждо автору (“угрюмый океан” повторяется в стихотворении трижды). Поэт настолько погружен в свои мысли и предан печальным воспоминаниям, что он не концентрируется на образе моря, а только ощущает свою зависимость от воли морской бездны: Лети, корабль, неси меня к пределам дальним По грозной прихоти изменчивых морей... Море решает судьбу автора, оно могуче и своевольно, оно подчиняет себе изгнанного поэта. Наиболее ярко образ моря обрисован Пушкиным в элегии “К морю”. Здесь море для автора — безусловный символ свободы, стихотворение даже начинается с перифраза в обращении: Прощай, свободная стихия! Образ автора выступает наравне с образом моря, причем оба образа даны в развитии и взаимодействии друг с другом. Как и у Жуковского, у Пушкина много местоимений “ты”, и это подчеркивает близость моря и лирического героя как отдельных, самодостаточных и в то же время нужных друг другу личностей Лермонтов изображает море — романтическую стихию; появляется образ паруса, символизирующий искания, внутреннюю неудовлетворенность лирического героя: Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. В стихотворении морская стихия предстает изменчивой: то спокойной с туманом голубого моря, лазурью воды, то буйной: «играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрыпит». Стихотворение представляет собой размышление о жизни, это иносказательный пейзаж, где парус – символ одиночества и странничества, неудовлетворенности спокойной жизнью, а море - сама бурная изменчивая свободная жизнь. «Солнце и звезды в твоей глубине, вечное море», – пишет Марина Ивановна в своей «Молитве морю». В данном контексте море олицетворяет бесконечность – великую и всемогущую силу, помогающую «залечить детское горе», силу, воплощающую в себе и воды, и космос – «солнце и звезды в моей глубине». Морю противопоставлен «беспомощный дух», человек, покоряющийся стихии.

ОБРАЗ МУЗЫПОЭТА

А.С.Пушкин XIX век Н.А.Некрасов XIX век А.А.Блок XX век А.А.Ахматова XX век В.В.Маяковский XX век
Вся пушкинская поэтика скрепляется образом Музы, и это не случайность. У многих поэтов образ Музы однопланов, но Пушкин видит различные аспекты образа Музы, в том числе и возможности проявления его в контексте. Образ Музы, созданный Некрасовым, — это тоже новое слово в русской поэзии. Обычно поэты, в том числе и Пушкин, ви­дели музу своей поэзии либо в образе одной из девяти муз, дочерей Зевса и Мнемозины, которым покровительствовал Апол­лон, либо создавали свой образ, не менее изящный, воздушный, красивый, приносящий поэту вдохновение. В противоположность изящной музе Некрасов создает образ музы в виде страдающей русской крестьянки. В стихотворе­нии «Вчерашний день часу в шестом…» поэт как бы наставляет свою музу (это тоже новое в поэзии), указывая на избитую кнутом крестьянку: «Гляди! Сестра твоя родная». Муза Некрасова — не только страдалица за тяжелое положение народа, но она и суровая муза, «муза мести и печали», вдохновляющая поэта на создание суровой гражданской лирики в защиту страдающего обездоленного народа. Лирический герой Блока сбегает из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в неземной «соловьиный сад», в мир Прекрасной Дамы, который мистичен, нереален, полон тайн, загадок. Эта дама очень неопределённа, бесплотна, трудно увидеть её лицо, фигуру, одежды, походку. Но она прекрасна. Недаром перед словом Дама стоит соответствующий эпитет. Такое изображение не случайно. Ведь Блок творит в эту пору как символист. Он пользуется не реалистическими образами, а символами. В каждом символе есть что-то от предметного образа, но что-то от опознавательной приметы, знака, указания на смысл явления. В образе Прекрасной Дамы можно увидеть образ Вечной Женственности: Муза в уборе весны постучалась к поэту, Сумраком ночи покрыта, шептала неясные речи…   Для нее это и божественная покровительница, и родная сестра, и близкая подруга — много ликов у Музы Ахматовой. Но всегда это очень интимные переживания, нет в отношении Анны Андреевны к своей героине легкого пренебрежения или панибратства, а всегда — восхищение, граничащее с поклонением высшему существу. В первой части стихотворения «Муза» А.А.Ахматова пишет: Когда я ночью жду ее прихода, Жизнь, кажется, висит на волоске. Что почести, что юность, что свобода Пред милой гостьей с дудочкой в руке. И появляется Муза не равная, не милая, не многословная. Её молчание означает, что Она Муза трагедии, что там, откуда она пришла, все молчат от скорби, что между нею и лир3ической героиней больше не может быть борьбы. Муза теперь - нечто сверхличное, она не примет от художника слов «не могу», но будет требовать одного - «должна». Героиня узнает ее, все понимает без слов: Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала / Страницы Ада?» Отвечает: «Я» А в поздней лирике образ Музы позволяет отметить постепенное переключение авторского интереса с темы истории на размышление о времени как категории философской, о человеческой памяти как единственной возможности его преодоления. Все равно любовь моя - тяжкая гиря ведь - висит на тебе, куда ни бежала б. Дай в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб. Именно Лиле Брик Владимир Маяковский был обязан своими лучшими стихами. Их отношения были странными, запутанными и в каком-то смысле безнадежными… Он, бесспорно, любил эту женщину.  

МУЗЫКА

Почему многие авторы включают в сюжеты своих произведений музыку? На мой взгляд, каждый художник слова использует этот прием, чтобы подчеркнуть что-то очень важное в героях и их судьбе.
К. Паустовский Л.Н.Толстой И.С.Тургенев А.И.Куприн М.Горький
«Старый повар» «Альберт» Повесть «Ася» Повесть «Гранатовый браслет» Повесть «Детство»
Слепому герою этого рассказа музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни. Главный герой рассказа — гениальный музыкант. Он завораживающе играет на скрипке, и слушателям кажется, что они вновь переживают навек утраченное, что их души согреваются. В повести звучит лансеровский вальс. Именно эта музыка «потянула» героя произведения отправиться на «встречу с судьбой». Звуки музыки, неясные вначале («скрипка неясно заливалась»), как бы говорят о смутном ожидании героя каких-то изменений в жизни. Он знакомится с Гагиными и проводит с ними вечер. Господин Н.Н. очарован новыми знакомыми. Он слушает музыку, долетавшую до них, и вдруг осознает, что звуки вальса стали «слаще и нежнее», при этом внимательно наблюдает за Асей. Музыка помогает герою осознать свое душевное состояние. Вторая соната Бетховена завершает рассказ А.И.Куприна «Гранатовый браслет». «Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа ее как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет… И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое». Героиня осознает, что это произведение – символ её самой, воплощенной в музыку, символ его счастья, его жизни, обреченной на неразделенную любовь. В «Детстве» А.М.Горького встречается эпизод, где герои соприкасаются с музыкой. «Дядя Яков… сгибался над гитарой и, тихонько пощипывая струны, играл что-то разымчивое, невольно поднимавшее на ноги. Его музыка требовала напряженной тишины; торопливым ручьем она бежала откуда-то издали, просачивалась сквозь пол и стены и, волнуя сердце, выманивала непонятное чувство, грустное и беспокойное». «И все застывали, очарованные; только самовар тихо поет, не мешая слушать жалобу гитары». Автор передает душевное состояние маленького Алеши, очень тонко воспринимающего музыку, показывает, как преображаются люди под воздействием игры дяди Якова, как обнажаются их чувства.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: