СУЩНОСТЬ РУССКОГО ХАРАКТЕРА
Умом Россию не понять,
Аршином землю не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Эти строчки стихотворения Ф.И.Тютчева, безусловно, актуальны и по сей день. Россия – страна, не попадающая ни под какие мерки, шаблоны и законы логики. Но Россия, ее характер – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый.
Уже давно русский национальный характер, его необычность и непонятливость, возбуждает живейший интерес и стремление понять, объяснить те или иные характерные его черты, найти корни трагических обстоятельств, сопутствующих истории России.
Основные черты русского народа – это доброта, свободолюбие, религиозность, патриотизм, простота.
| Основные черты русского народа
| Произведения
| Выводы
| 1. Патриотизм, служение Отчизне
| Л.Толстой «Война и мир»;
А.Н.Толстой «Русский характер»;
М.А.Шолохов «Судьба человека»;
Ю.Бондарев «Горячий снег»,
Б.Васильев «А зори здесь тихие» и др.
| Патриотизм - это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Патриотизм – это любовь к Отчизне, выраженная в конкретных делах; чувство гордости за свое отечество.
Л.Н.Толстой:Примером истинного патриотизма служит герой романа Л.Н. Толстого "Война и мир" Пьер Безухов, который на собственные деньги он снаряжает ополчение в тысячу человек, сам участвует в Бородинском сражении, остается в Москве, чтобы убить Наполеона.
Б.Васильев:Центральное событие – это борьба девушек и Васкова с фашистами-диверсантами. Это столкновение происходит в лесу возле Вопь-озера. В самом начале этого события девушки и Васков узнают, что они ошиблись: диверсантов не двое, как они предполагали, а шестнадцать человек. Они не уходят с выбранной позиции, надеясь, что им удастся обмануть врага. Конечно, это не было наивной надеждой, они понимали, что силы неравны, но долг не позволил бы им сбежать, спасая свои жизни.
| 2. Религиозность
| Б.Зайцев «Житие Сергия Радонежского»;
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»;
А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» и др.
| Православие является духовным стержнем исторического развития России. Она добра и человечна. Когда было трудно, человек в молитвах просил помощи у Бога. Молитва давала ему источник духовной силы - русской силы.
Ф.М.Достоевский:Вера в Бога, самопожертвование Сонечки Мармеладовой спасает Раскольникова
А.И.Солженицын:Алешка – герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключенных. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.
| 3. Могучая сила воли, мужество
| М.А.Шолохов «Судьба человека»,
А.К. Толстой «Русский характер», Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» и др.
| М.А.Шолохов, «Судьба человека»:Писатель рассказывает о силе духа русского человека, о том, что ничто не смогло сломить Андрея Соколова, и он остаётся настоящим человеком, несмотря на все жизненные невзгоды. Не случайно Шолохов пишет, «что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит».
А.Толстой, «Русский характер»: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила - человеческая красота.»
Б.Полевой, «Повесть о настоящем человеке»: В основе драматической истории – реальные факты биографии летчика-истребителя Алексея Мересьева. Сбитый в бою над оккупированной территорией, он три недели пробирался по заснеженным лесам, пока не попал к партизанам. Потеряв обе ноги, герой впоследствии проявляет удивительную силу характера, вновь садится за штурвал самолета и пополняет счет воздушных побед над врагом. Его вера в себя, в свои возможности настолько огромна, что выходит победителем в борьбе с болезнью, беспомощностью…
| 4. Умение различать добро и зло
| А.Платонов «Юшка»;
М. А. Булгаков “Мастер и Маргарита”;
А.С.Пушкин («Капитанская дочка», лирика)
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»
| А.Платонов:Главный герой рассказа А.Платонова «Юшка» жил по законам человеческим и своим ДОБРОМ победил людское зло. Счастлив человек, несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий.
М. А. Булгаков:Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус Христос — живо в душах людей. Мастер создает роман о Христе и Пилате. Христос для него — это мыслящая и страдающая личность, утверждающая достоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие ценности в мир.
А.С.Пушкин: Мировое зло у Пушкина неразумно, и, тем не менее, объяснение ему следует искать как раз в самом разуме. С этой же точки зрения вспоминается и трагедия А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», где зло разума побеждает.
Ф.М.Достоевский:Главный философский вопрос романа Достоевского “Преступление и наказание” — границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в отдельном человеке. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает гуманизм героя, его протест против зла и насилия. В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм, жестокость и беспощадность.
| 5. Нравственные опоры
| А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
Ф.Искандер «Совесть и государство»
М.Е.Салтыков-Щедрин «Пропала совесть»
| А.С.Пушкин:Потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание. Безнравственность губит личность человека, целые народы исчезли с лица земли в результате того, что их правители забыли о нравственных нормах. Об этом знает Петруша Гринёв, получивший наказ отца: «Береги честь смолоду».
Ф.Искандер:В своей статье «Совесть и государство» известный абхазский писатель, поэт Фазиль Искандер вспоминает о диалоге Сталина и знаменитого священника-хирурга Войно-Ясенецкого:
- Что это вы говорите – душа, душа. Её нет. Её никто не видел, - сказал ему Сталин.
- Совесть тоже никто не видел, - отпарировал знаменитый священник-хирург, - но ведь вы не станете отрицать, что она есть.
И Сталин промолчал. Не осмелился сказать, что совести нет. В этом великая, непобедимая тайна совести»
М.Е.Салтыков-Щедрин:писатель в сказке «Пропала совесть» рассказывает о мытарствах совести: сначала её поднял горький пьяница, затем он её вручил хозяину кабака, жена которого затем тихонько подсовывает квартальному надзирателю. В конце концов совесть очутилась у богатого банкира. Но и ему она не нужна. «Долго таким образом шаталась бедная изгнанная совесть», пока не отыскали маленькое русское дитя с сердцем чистым: схоронили в этом сердце совесть: «растёт маленькое дитя, а вместе с ним растёт в нём и совесть»
| 6. Жертвенность, служение людям
| Л.Н.Толстой «Война и мир»
Н.А.Некрасов «Русские женщины»
М.Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко)
А.И.Солженицын «Матрёнин двор»
| Русским свойственна жертвенность: жертвовали собой ради любви к близкому человеку, ради любви к родине. Жертвую собой, люди шли в бой, сгорали заживо за идеи, защищали в самые трудные минуты, не жалея своей жизни. Вот поэтому Россия преодолевает все трудности на своем пути.
Образцом служения людям можно назвать Матрену из повести «Матренин двор» Солженицына, Григория Добросклонова из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль», лирического героя из стихотворения А.Яшина «Спешите делать добрые дела»
| 7. Поиск смысла жизни и основ бытия
| А.С.Пушкин «Евгений Онегин»;
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»;
Л.Н.Толстой «Война и мир»;
| Осознание своего «Я», понимание цели жизни – жизни во имя счастья и будущего своей страны – помогало людям в трудные моменты жизни сделать правильный выбор. Может быть, поэтому Россия смогла выстоять на самых труднейших
Л.Н.Толстой:Д.Мережковский назвал Достоевского «ясновидцем духа», а Толстого – «ясновидцем плоти». Толстой показывает человека в миру и через внешнее выявляет внутренний мир человека. «Война и мир» - рассказ о духовных исканиях. Человек постепенно постигает жизнь, обретает в ней смысл. Если бы человеку с самого начала было ясно, каково его место, то есть смысл жизни, то и жить ему незачем. Князь Андрей это место нашел перед смертью (нашел истину перед смертью). Линия Пьера – путь деятельной добродетели – автору было ближе.
| 8. Умение сострадать
| А.С.Пушкин «Капитанская дочка»;
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»;
Л.Н.Толстой «Война и мир»;
М.А.Шолохов «Судьба человека
Б.Екимов «Живая душа»;
В.Распутин «Уроки французского» и др.
| Михаил Шолохов: «Присыпанные пеплом» глаза солдата увидели горе маленького человека, не очерствела русская душа от бесчисленных потерь
Б.Екимов:надо воскрешать милосердие в наших сердцах.
|
ТЕМА СЧАСТЬЯ в ЛИРИКЕ
А.С.Пушкин
| Н.А.Некрасов
| И.А.Бунин
| И. Кобзев
| Эдуард Асадов
| Лирика
XIX век
| Поэма «Кому на Руси жить хорошо»XIX век
| Стихотворение «Вечер»
XX век
| стихотворение "Нельзя без счастья". XX век
| Стихотворение «Что же такое счастье?» XX век
| Среди поэтов своего круга Пушкин особенно ценил Баратынского. Темы их произведений часто перекликаются.
Желанье счастья в меня вложили боги,
Я требовал его от неба от земли…
Эти строки Баратынского, но могли быть и Пушкина. Порыв к счастью властвовал над ними. В юности поэт жил, «в закон, себе вменяя страстей единый приговор». Вскоре и он, и Баратынский поймут, что гоняются за призраками. Когда поэты это осознают, пусть и в разные годы, они начнут искать счастье в отдыхе, покое. Возмужавший Баратынский напишет, что ныне довольствуется «отдыхом, на счастье похожим». Пушкин же свою мысль формулирует иначе:
На свете счастья нет,
А есть покой и воля.
| Семеро простых русских мужиков решили, что не будет им спокойного житья, пока не найдут они счастливого человека, и они отправляются в путь на поиски народного счастья. Они ищут «счастливых» и среди «богатых», и среди «работающих». Главе «Счастливые» автор сделал неожиданный сюжетный ход. Вместо ожидаемых счастливцев перед нами предстает череда откровенно несчастных людей, сам вид их, оборванных и искалеченных, не допускает наличия у них счастья. Лишь один камнетес может похвастаться счастьем, но его тут же предупреждают о его недолговечности. Народ погряз в страданиях и бедах, поэтому-то и счастье его особенное— «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями».
| О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе лёгким, чистым кроем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем.
А счастье только знающим дано.
Бунинский пейзаж правдив, тонок и прекрасен. Бунин считает, что счастье – в природе, которая окружает нас.
| Папы знают: дети любят счастье.
Потому для каждого так просто
ВЗЯТЬ И ПОДАРИТЬ КОРОБКУ СЧАСТЬЯ
Ну а взрослым?.. Им ведь тоже надо,
Чтобы кто-то (раз уж нету бога)
В жизни иногда дарил бы радость.
Пусть не часто, пусть не очень много.
Хоть на кашпо чью-то радость б мире,
Ты считай, что день напрасно ПРОБЫЛ,
Как ленивый гость в чужой квартире.
| Э. Асадов даёт свой ответ на вопрос, что такое счастье:
Что же такое счастье?
Одни говорят: это страсти:
Карты, вино, увлеченья-
Все острые ощущения.
Другие верят, что счастье-
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш пленённых,
В трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье-
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.
По мнению четвертых, это-
С милой сидеть до рассвета
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Есть еще такое мнение,
Что счастье - это горение,
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!
А счастье, по - моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека
|
ТЕМА СЧАСТЬЯ в ПРОЗЕ
Л.Н.Толстой (XIX век)
| И.А.Бунин (XX век)
| Л.Е. Улицкая (XX век)
| Роман-эпопея «Война и мир»
| Рассказ «Солнечный удар
| Рассказ «И умерли они в один день»
| В системе ценностей Толстого важное место занимает семья. Но тем героям романа, которые несимпатичны писателю, не дано понять величайшего смысла слова «семья». Толстой на страницах своего романа говорит об истинном и ложном счастье. Истинное счастье включает в себя категории духовного начала. Это, прежде всего, любовь к родным людям, мужу, жене, детям. Ростова обретает счастье в муже и детях, в заботах о них, во взаимной любви. Наташа очень правильно охарактеризовала Соню – «пустоцвет». И все-таки и у Сони есть свое «счастье», имя ему – самопожертвование. После женитьбы Николая на княжне Марье она живет в их доме, так и не выйдя замуж.
| Сборник рассказов «Темные аллеи» можно назвать энциклопедией любовных драм. Когда книга увидела свет, читатели были потрясены «вечной драмой любви». И хотя во многих рассказах любовь, о которой поведал писатель, трагична, Бунин утверждает, что всякая любовь — великое счастье, даже если она завершается разлукой, страданием. Историю трагичной любви поведал Бунин в рассказе «Солнечный удар». Случайное знакомство на пароходе. Обычное «дорожное приключение», «мимолетная встреча». Но чем же закончилось для героев все это случайное и мимолетное? «На меня точно затмение нашло... Или, скорее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара», — признается спутница поручика. Проводив ее домой и вернувшись в гостиницу, герой вдруг почувствовал, как сердце его «сжалось непонятной нежностью» при воспоминании о ней. Когда же он понял, что потерял ее навеки, «он почувствовал такую боль и такую ненужность своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаянье». И снова бунинский мотив усиливает трагедию человека: любовь и смерть всегда рядом.
| В рассказе «И умерли они в один день» Л.Е. Улицкая повествует о супругах, проживших долгую счастливую жизнь друг с другом, которые вынесли все трудности судьбы благодаря взаимной поддержке и большой любви. Автор видит заслугу этих людей в том, что на протяжении многих лет, прожитых вместе, несмотря ни на что их любовь только росла и сделала супругов одним целым. Их чувства были настолько сильны, что распространялись и на других людей. И, возможно, благодаря этому Л.Е. Улицкая пишет для них счастливый конец, о котором можно догадаться по названию.
|
|
Поиск по сайту:
|