Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в е,МКOСТИ (не использовать туалетное мыло).
Взрослый наливает в тарелку или на поднос 0,5 стакана мыльного раствора, кладет в середину тарелки предмет (например, цветок) и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь. На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком (можно вдуть при помощи соломинки в большой пузырь несколько маленьких пузырьков). Взрослый объясняет
детям, как получается пузырь, и предлагает им самим надуть мыльные пузыри. Вместе они рассматривают и обсуждают: почему увеличился в размере пузырь (туда проник воздух); откуда взялся воздух (мы его выдохнули из себя); почему одни пузыри маленькие, а другие большие (разное количество воздуха). Ветер по морю гуляет Обнаружить воздух.
Таз с водой, модель парусника.
Взрослый опускает парусник на воду, дует на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что ее толкает (ветерок); откуда берется ветер-воздух (мы его выдыхаем). Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывет до другого края». Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы парусник быстрее или дольше плыл (набрать больше воздуха и сильно или дольше его выдыхать), Затем взрослый спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на парус (пузырьки образуются, если
«вдувать» воздух в воду, и тогда он поднимается из воды на поверхность).
|
8
СВЕТ, ЦВЕТ
Что в коробке?
Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.
Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее). Взрослый открывает прорезь, и после того как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света — фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше в идн о, и делает вывод о значении света.
Волшебная кисточка
Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого — оранжевый, синего и красного — фиолетовый, синего и желтого — зеленый).
Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров; образец для закрашивания, в котором три тройки воздушных шаров (в каждой тройке два шара закрашены красный и желтый, красный и синий, синий и желтый, а один — нет).
Взрослый знакомит детей с волшебной кисточкой
и предлагает им закрасить на листах с контурами по два шарика, как на образце, Взрослый рассказывает,
|
как краски поспорили о толь кто из. них красивее, кому закрашивать оставшийся шарик, И как волшебная кисточка их подружила, предложив краскам раскрасить оставшийся шарик вместе. Затем взрослый предлагает детям смешать на палитре краски (в соответствии с пиктограммой), закрасить новой краской третий шарик и назвать получившийся цвет. Дети работают последовательно (смешивают, закрашивают) над каждым цветом.
ВЕС, ПРИТЯЖЕНИЕ
Легкий — тяжелый
Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие — тяжелые).
Чебурашка й Крокодил Гена, разнообразные пред-
меты и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («тяжелый», «легкий»).
Крокодил Гена и Чебурашка выбирают игрушки, которые каждый из них хочет взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек:
— игрушки из одного материала, но разные по раз меру. Взрослый спрашивает, почему Гена возьмет игрушки большего размера, и проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках;
— игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполнены песком. Взрослый спрашивает, какие игрушки возьмет Чебурашка и почему; — игрушки одного размера из разных материалов. Взрослый выясняет, кто какую игрушку понесет и почему.
Затем взрослый предлагает детям выбрать «угощение» в ведерках, которые могут донести Чебурашка и Гена, и выясняет: как узнать, какое ведерко сумеет
|
донести Чебурашка, а какое — Гена? Взрослый проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержание ведерок.
Потом выясняется, что Крокодил Гена и Чебурашка переезжают на новую квартиру. Дети определяют, 10
кто из них какие предметы будет переносить; группируют предметы по признаку «легкий — тяжелый» с учетом размера и материала,
ЗВУК
Что звучит?
Научить определять по издаваемому звуку предмет,
Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.
За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т.д.). Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (пошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся с
остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки (шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т.д.).
Музыка или шум?
Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.
О Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой ц др.).
Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку, Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрапшвает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки со «зву 11
ками»э заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному), Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки—из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.
ТЕПЛОТА
Горячо — холодно
Научить определять температурные качества веществ и предметов.
Емкости с водой разной температуры, ванночка.
Дети рассматривают емкости с водой. Взрослый предлагает выбрать воду для умывания куклы, выясняет, какой может быть вода (горячей, холодной, теплой); какая вода нужна для умывания (холодной водой умываться неприятно, горячей — можно обжечься, надо выбрать теплую); как определить, какая вода в ведерках (потрогать не воду, а емкости; осторожно, не прикладывая руку надолго к ведру, чтобы не обжечься). Вместе с детьми взрослый выясняет, почему емкости имеют разную температуру (в них вода разной температуры, поэтому они нагрелись по-разному). Дети выливают теплую воду в ванночку и купают кукЛУ. Взрослый спрашивает у детей, где взять еще теплой воды, если ее не хватает (налить в тазик холодной воды и добавить горячей). Дети купают кукол, наблюдая за изменениями воды. После купания проверяют температуру емкостей, в которых была вода: она одинакова, так как без воды емкости быстро остыли. Взрослый обсуждает это с детьми.
ЧУДесный мешочек
ф Научить определять температуру веществ и предметов.
Мелкие предметы из дерева, металла, стекла (кубики, пластины, шарики).
12
Дети рассматривают мелкие предметы из дерева, ме талла, стекла (зеркало), называют их, определяют мате риалы и складывают предметы в чудесный мешочек. Взрослый предлагает детям достать из мешочка предметы по одному. «Холодные» предметы складывают вместе и выясняют, из чего они сделаны (из железа). Анало гично дети достают из мешочка предметы из дерева, стекла. Взрослый предлагает детям подержать металличес кие предметы в руках и определить, какими стали предметы (теплыми, они согрелись в руках). Дети меня отся предметами, сравнивают их по теплоте. Взрослый уточняет, что произойдет с предметами, если они полежат на холодном подоконнике (они станут холодными).
Затем дети выкладывают предметы из разных материалов на подоконник и проверяют (через 5—10 минут),
как изменилась их температура (стали прохладными, остыли). Взрослый предлагает детям потрогать предметы руками, чтобы определить, все ли они одинаково холодные. Дети делают вывод, что металлические предметы самые холодные; деревянные — теплее.
ЧЕЛОВЕК
Веселые человечки играют
Познакомить со строением тела человека: тулови ще, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши;
лицом — нос, глаза, брови, рот; волосами.
О Набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любой зверек, птичка), «чудесный мешочек», зеркало, муляэки частей тела человека (туловища, ног, рук, стопы, шеи, головы).
Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Чудесный мешочек»: найти в мешочке на ощупь чело-
вечка (куклу-голыша). Дети по очереди выполняют задание и объясняют взрослому, как каждый из них узнал, что это человечек (у него есть туловище, две руки, голова и т.д.), и почему не выбрал другую иг-
рушку (у нее есть хвост, крылья и т.д.).
Для эмоционального проживания и активизации
обследования тела можно провести музыкальную игру
«Где же, где же чащи...» (название частей тела) и «Измерялки» когда дети мерятся ц выясняют, у кого длиннее или короче ноги, руки, кто выше). Можно также предложить игру «Покажи (сделай) то, что я скажу» (попрыгать на одной доге, показать ухо и т.п.).
Нарисуем свой портрет
Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей.
Маркеры, губки, зеркала (одно большое, например в зале хореографии, и маленькие), салфетки, кисти, клей.
Взрослый предлагает детям рассмотреть обвести себя маркеромв зеркале, запомнить цвет глаз, волос, контуры своего тела и его частей, лица и его частей,
т.е. нарисовать свой портрет на зеркале.
Починим игрушку
Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Познакомить с признаками пола (прической, одеждой, именем и пр.), с тем, что лицо может отражать чувства человека (его настроение).
Образцы контура тела человека, части руки, нога, стопа, туловища разного размера, шея, состояний голова (с чело-уша-
ми); изображения эмоциональных
века (разные выражения лица); изображения причесок; одежда для девочки и мальчика.
Взрослый предлагает детям починить игрушки, которые сломались; при этом объясняет необходимость подбора всех частей по размеру, как на образце в виде контура. Когда все части подобраны и наложены на контур, взрослый предлагает детям приклеить их на образец. При выборе головы обращает внимание детей на то, что все лица неодинаковые, и выясняет у них, чем они от.ЛИчаются (разным настроением), и как дети догадались (по линиям рта, бровей и пр.). Взрослый предлагает детям выбрать лицо, например веселое или грустное;
14
подумать, мальчик это или девочка; приклеить подходяЩУК) прическу; подобрать одежду. Придумать им имена.
Примечание: всех кукол оставить для дальнейших игр (вырезать их по контуру и подписать предложенные имена на обратной стороне), сделать два гардероба (для мальчиков и для девочек). В дальнейшем для развития игры можно добавлять мебель, посуду и т.д.
Наши помощники
Познакомить с органами чувств и их назначением (глаза — смотреть, уши — слышать, нос — определять запах, язык — определять вкус, пальцы — определять форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств.
«Чудесная коробочка» (с дырочками, чтобы уловить запах), в которой находится лимон; коробочка с бубном; «чудесный мешочек» с яблоком; мешочек с сахаром; непрозрачный чайник с водой.
Взрослый предлагает детям узнать предметы (лимон, бубен, яблоко и др.) с помощью разных органов чувств. Дети рассказывают, что запах лимона, спрятанного в коробочку, они уловили носом; звук бубна в коробочке они услышали ушами; круглое яблоко в мешочке нащупали руками; непрозрачный чайник с водой они увидели глазами. Затем дети выливают воду в прозрачную емкость и пробуют на вкус языком. Аналогично дети поступают с сахаром. Взрослый подво дит детей к выводу о том, что сахар можно узнать только на вкус, предлагает положить его в воду, растворить, а затем попробовать воду. Дети сравнивают вкус воды с сахаром и без него. Взрослый спрашивает, как изменится вкус, если в воду добавить лимон (она станет кислой, кисло-сладкой). Дети добавляют лимон, размешивают и пробуют.
Взрослый беседует с детьми о том, что у людей есть помощники, которые позволяют человеку узнавать про все на свете. Вместе с детьми размышляет о том, что было бы, если бы помощников (органов чувств) не было, и как их сохранить (опасные ситуации, правила охраны органов чувств).
ЧЕЛОВЕК. РУКОТВОРНЫЙ МИР
СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ
Бумага, ее качества и свойства
Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала*.
Дети рассматривают бумагу, взрослый побуждает их к выделению качественных характеристик материала, задавая вопросы о том, какая это бумага; как опреде-
лить, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая. Дети гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее, отвечая на вопросы. Затем взрослый предлагает детям смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает). Взрослый демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. В конце занятия дети вместе со взрослым составляют алгоритм описания
свойств материала.
Древесина, ее качества и свойства
Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности — гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
Примеры алгоритма описания свойств материала здесь и далее см. Приложение, карточка 1 данной книги, а также в Приложениях к книгам издательства «ТЦ Сфера»: «Что было до.... Игры-путешествия в прошлое предметов», «Рукотворный мир: Игры-занятия для дошкольников».
Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, алгоритм описания свойств материала.
Взрослый показывает несколько деревянных предМЕУГОВ и спрашивает у детей, что это и из чего сделаны предметы. Предлагает определить качества материала. Для этого каждый ребенок получает дощечку и брусок, ощупывает их, делает вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выявить свойства, опускает брусок в воду (не тонет); пробует переломить его (не получается — значит, прочный); роняет на пол (не бьется). Взрослый вырезает из бруска небольшую фигурку и акцентирует внимание детей на приложении больших усилий для выполнения этой работы. Демонстрирует горение древесины. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.
Ткань, ее качества и свойства
Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала,
4 Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной ткани. Взрослый предлагает детям подумать, из чего сшиты платья; какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале, Предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщину. Мнет ткань в руках (мнется), тянет за два противоположных края (тянется); разрезает кусок на две части ножницами (режется); опускает кусок ткани в емкость с водой (намокает); сравнивает изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостнос'гь лучше, чем бумага). Взрослый демонстрирует, как горит ткань и рвется при сильном натяжении. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.
17
Глина, ее качества и свойства
Научить узнавать вещи из глины, определять ее
качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).
О Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, емкости, алгоритм описания свойств материала.
Взрослый организует выставку глиняных игрушек. После рассматривания ее детьми выясняет, из чего сделаны все игрушки; какой материал был при этом использован; что еще дети хотели бы узнать о нем. За тем предлагает им подставки с лежащими на них кусочками глины и спрашивает, что можно из них вылепить и почему. Дети скатывают шар (глина мягкая, пластичная, ее можно мять: из шара сделать лепешку и т.д.). Кладут небольшой кусочек глины в емкость с водой и наблюдают за ее размоканием. Взрослый демонстрирует, как глиняная игрушка легко разбивает-
ся. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.
ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
ЖИВАЯ ПРИРОДА
РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КАК ЖИВЫЕ оргднизмы: рост, ПОТРЕБНОСТИ, РАЗМНОЖЕНИЕ где прячутся Детки?
Выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.
Почва, лист и семена клена (или другого растения), овощи.
Незнайка не сумел вырастить дерево — просит помочь. Дети рассматривают лист и семена, называют их, выясняют, что для роста нужна вода или земля. На дно неглубокой емкости на влажную вату помещают лист и семена, закрывают влажной тканью, ставят в теплое место, поддерживая ткань и вату во влажном состоянии. Через 7—10 дней выявляют результаты (с зарисовкой): лист загнивает, семечко дает проросток. Еще через 2— 3 недели наблюдают за ростом проростка, пересаживают его в почву (зарисовка). Наблюдение заканчивается с появлением ростка из почвы. Зарисовки оформляются в виде дневника и отправляются посылкой Незнайке.
У кого какие Детки?
Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.
О Овощи, фрукты, ягоды (вишня, слива), подносы, ножи для овощей, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян и растений.
Дети из младшей группы просят старших помочь составить коллекцию семян к растениям на картинках. Дошкольники разрезают; разламывают плоды, находят семена, рассматривают, описывают, сравнива ют их, находят сходство (оболочка, ядрышко), пробуют на прочность. В конце занятия подводят итог: в ядрышках есть запас питания для нового растения, «кожица» защищает его. Оформляют коллекцию для малышей.
Как развивается растение?
Выделить циклы развития растения: семя —» росток растение —» цветок —» плод семя.
Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа.
Младшие дети не знают, как из маленького семечка появляется плод (например, помидор или перец), просят ребят из средней группы рассказать. Дети рассматривают семена, доказывают, что из них может вырасти растение (есть ядрышко), высаживают в почву после предварительного замачивания, делают зарисовки по ходу наблюдений до появления плодов, отправЛяют малышам.
Что любят растения?
Установить зависимость роста и состояния расте ний от ухода за ними.
Два-три одинаковых растения, предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности (Приложение, рис. 1).
Дети ухаживают за тремя одинаковыми растениями по-разному: первое — своевременно пропалывают, поливают, рыхлят; второе — своевременно поливают, пропалывают без рыхления; третье — только поливают. Длительно наблюдают за ростом, состоянием, плодоношением с зарисовкой каждого результата, делают выводы о необходимости ухода для роста и состояния растений.
20
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕЗОНОВ
Тепло — холодно
Определить взаимосвязь сезона и развития расте-
ний: действие тепла и холода на растения.
а) цветы с клумбы, емкость для растения, предметы ухода; б) веточки разных деревьев, емкости с водой (весной и зимой); в) семена овощей (огурцов, горо ха, фасоли), емкости для замачивания, ткань.
1. Дети наблюдают за вянущими растениями на
клумбе. Выясняют, почему они вянут, если воды достаточно для роста (вянут, потому что не могут питаться на холоде). Пересаживают растение вместе с почвой в подходящую емкость, вносят в помещение, наблюдают за изменениями, происходящими с цветами в помещении И на клумбе. Взрослый предлагает зарисовать результаты в дневнике наблюдений.
2. Дети рассматривают веточки голых деревьев. Выясняют, почему нет листочков (холодно) и как сдемать, чтобы они появились (растениям для роста нужно тепло). Вносят веточки в помещение, рассматривают почки, помещают в воду, наблюдают за ростом почек, появлением листьев. Зарисовывают наблюдения в дневнике в сравнении: на участке — в помещении.
З. Дети рассматривают семена. Выясняют, можно ли высаживать их на грядку в апреле (нет, холодно, они погибнут). Замачивают семена — «будят» их. Помещают семена во влажную ткань, ставят в разные по температуре места, поддерживают во влажном состоянии. Через 2—3 дня проверяют результаты: выясняют, что помешало «проснуться» одним семенам и помогло — другим (семена в тепле и влаге проросли,
остальные — лишь набухли от воды). Высаживают проросшие семена в ящички для получения рассады. Нужен ли зимой растениям снег?
Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе,
Дети из младшей группы просят старших помочь составить коллекцию семян к растениям на картинках. Дошкольники разрезают, разламывают плоды, находят семена, рассматривают, описывают, сравнивают их, находят сходство (оболочка, ядрышко), пробуют на прочность. В конце занятия подводят итог: в ядрышках есть запас питания для нового растения, «кожица» защищает его. Оформляют коллекцию для малышей.
Как развивается растение?
Выделить циклы развития растения: семя —» росток растение цветок —» плод —» семя.
Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа.
Младшие дети не знают, как из маленького семеч-
ка появляется плод (например, помидор или перец), просят ребят из средней группы рассказать. Дети рас-
сматривают семена, доказывают, что из них может вырасти растение (есть ядрышко), высаживают в почву после предварительного замачивания, делают зарисовки по ходу наблюдений до появления плодов, отправляют малышам.
Что любят растения?
Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними,
Два-три одинаковых растения, предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности (Приложе ние, рис. 1).
Дети ухаживают за тремя одинаковыми растениями по-разному: первое — своевременно пропалывают, поливают, рыхлят; второе — своевременно поливают, пропалывают без рыхления; третье — только поливают. Длительно наблюдают за ростом, состоянием, пло доношением с зарисовкой каждого результата, делают выводы о необходимости ухода для роста и состоя ния растений,
20
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕЗОНОВ
Тепло — холодно
Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения.
а) цветы с клумбы, емкость для растения, предметы ухода; б) веточки разных деревьев, емкости с водой (весной и зимой); в) семена овощей (огурцов, гороха, фасоли), емкости для замачивания, ткань.
1.
чек, |
они |
нии. |
могло |
2. Дети рассматривают веточки голых деревьев. Выясняют, почему нет листочков (холодно) и как сдедать, чтобы они появились (растениям для роста нужно тепло). Вносят веточки в помещение, рассматрива(от почки, помещают в воду, наблюдают за ростом по появлением листьев. Зарисовывают наблюдения в
дневнике в сравнении: на участке — в помещении.
З. Дети рассматривают семена. Выясняют, можно ли высаживать их на грядку в апреле (нет, холодно, погибнут), Замачивают семена — «будят» их. Помещают семена во влажную ткань, ставят в разные по
температуре места, поддерживают во влажном состояЧерез 2—3 дня проверяют результаты: выясняют, что помешало «проснуться» одним семенам и по— другим (семена в тепле и влаге проросли, остальные — лишь набухли от воды). Высаживают проросшие семена в ящички для получения рассады.
Нужен ли зимой растениям снес?
Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.
Емкость с водой; листочки комнатных растений, ал: горитм деятельности (Приложение, рис. 2).
ф |
Дети |
Делают |
раз- |
Через |
и |
Почему тает снег?
Установить зависимость изменений в природе сезона.
Емкости для снега.
Взрослый вносит в помещение колобки из снега, мещает их в местах с разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике и т.д.). некоторое время предлагает детям принести колобки. Выясняет, что произошло с ними и почему некоторых нет совсем (в тепле снег превратился в воду).
где быстрее наступит весна?
ф Установить зависимость изменений в природе от сезона.
О Емкости со снегом, льдом.
Взрослый вместе с детьми выносит на улицу форму, наполненную водой. Другую форму наполняет прогулке снегом. По окончании прогулки заносит в помещение обе формы, оставляет в теплом месте
блюдает в течение 1—2 часов за происходящими измепениями. Лед тает дольше. Выясняют, где быстрее наступит весна: на реке или на полянке (на полянке солнце быстрее растопит снег).
Где снег не тает?
Выявить зависимость изменений в природе от сезона.
Емкости с водой, снегом, льдом.
Ранней весной взрослый вместе с детьми наполня(УГ снегом одинаковые по размеру емкости и расставляет их по всему участку. Через определенное время емкости рассматривают и выясняют: почему в некоторых из них снег почти не растаял (они стояли в тени), где и почему быстрее наступит весна на полянке или в лесу (на полянке; в лесу больше тени от деревьев, снег лежит дольше).
где буДут первые проталинки?
Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.
Емкости для каждого ребенка, окрашенные в светлые и темные тона,
Ранней весной взрослый вместе -с детьми наполняет снегом одинаковые по размеру, но окрашенные в
темные и светлые тона емкости, ставит их на солнце и наблюдает за изменениями. Дети сравнивают результаты (в темных емкостях снег тает быстрее). В яркий солнечный день взрослый предлагает детям потро гать кору березы и рябины и сравнить ощущения (кора рябины горячая, березы — прохладная). Выясняют, возле какого дерева раньше появятся проталины (вокруг деревьев с темными стволами).
Кто улетит, кто останется?
Понять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
О Емкость с почвой, мелкими предметами, кора дерева, муляжи клювов разных птиц, емкость с водой и мелкими предметами на дне.
Взрослый вместе с детьми выясняет, почему птицы улетают на юг (исчезает корм); почему не все птицы улетают (некоторые птицы могут найти корм зимой); какие клювы помогают птицам найти корм зимой (длинный клюв дятла помогает достать пищу из-под коры, раздолбить шишку; длинный, мощный клюв