Согреем Заюшкину избушку




Проявлять устойчивое стремление преобразовывать

предмет, самостоятельно находить новые решения при выполнении задания по условию.

Альбомные листы, карандаши, краски, фломастеры.

Дети вспоминают сказку, взрослый создает проблемную ситуацию: «У зайки печь засорилась. Как помочь ему согреться?» Каждый ребенок высказывает свои соображения. Взрослый предлагает придумать новый универсальный отопительный прибор и зарисовать его. В ходе индивидуальной работы акцентируется внимание на соблюдении обязательного условия: отопительный прибор должен быть прост в использовании, прочен и выполнять еще несколько функций. Организуется выставка рисунков.

Термометр

Реализовать преставления, сформированные в ходе поисковой деятельности; закрепить навыки работы с бумагой, клеем.

Полоска картона, белая бумага, шнур, нить контрас тного цвета, схема.

Взрослый предлагает детям определить температу ру, не используя приборов, подводит к выводу о сложпости таких действий. Обсуждает строение термометра и определение температуры воздуха с его помощью. 11оказывает детям схему изготовления модели термо метра: полоску картона оклеивают белой бумагой; цифры пишутся черными чернилами; вверху и внизу проделывают отверстия, сквозь которые продевают шнур; па шнуре завязывают ниточку контрастного цвета. Данная модель может использоваться на занятиях по ознакомлению с природой, в игровой деятельности и па прогулках.

Теневой театр

ф Закрепить имеющиеся навыки работы с шаблонами, бумагой, клеем, ножницами. Проявить сцени ческие умения в ходе работы над спектаклем.

Картон, черная бумага, ножницы, клей, шаблоны.

Взрослый актуализирует представления детей об образовании тени. Предлагает осуществить постановку спектакля с тенями (произведение выбирают сами дети). Вначале все выступают в роли художников: по


готовым шаблонам вырезают ной бумаги, наклеивают бумажную

тонную; приклеивают полоску тупающую в дальнейшем в выбирают режиссера, актеров, ле разучивания ролей, овладения кой дети показывают сказку для ших дошкольников.

Построим город из песка

Участвовать в коллективном являть умение видеть возможности доводить работу до логического

О Песок, вода, лопатки, совочки, ком, ведра.

детали из картона и черзаготовку на карплотного картона, высроли держателя. Затем осветителей и т.д. Поссценической технисверстников или млад- преобразовании, пропреобразования, конца. формы для игр с пес- актуализирует предпеска, предлагает выстугород из песка на проекту). Все вмеспостроек из песка, чертят взрослый напомифундамента и необходимосповышения прочности постпровести конкурс наиИ именно их возПостройки обыгрываются. новые решения при поставленным условием; преобразовывать орудий труда для краски, альбомные ли- иллюстрации И выполнящт те или иные ситуацию: «Как почву одним орудием? » Все дети высказывают свои предположения и зарисовывают «изобретения» (например, лопатограбли — приспособление, способное вскапывать и рыхлить почву). Взрослый организует выставку работ. УДивительные плоды ф Закрепить навыки работы с бумагой, клеем; уметь доводить работу до логического конца; проявлять фантазию. Бумага, вода, клейстер, несколько плодов с крепкой и плотной кожицей или пластмассовые модели, краски, кисточка, Для занятий по ознакомлению с природой и сюжетно-ролевых игр предлагается изготовить ПЛОдЫиз папье-маше, Взрослый описывает технику работы и вместе с детьми составляет алгоритм деятельности: взять плод; смочить его водой; кусочки бумаги уложить подобно черепице и аккуратно пригладить для создания формы (первый слой без клейстера, второй и другие — с клейстером); наклеить 8—10 слоев; просушить; снять с формы, разрезав пополам; склеить место разреза; просушить; загрунтовать клеем; просушить; окрасить; снова просушить. Каждому ребенку оказывается индивидуальная помощь. Защитим себя от солнца ф Научить делать шапочку из бумаги по типу оригами; реализовать представления о солнце, полученные в ходе поисковой деятельности. Бумага, схема изготовления шапочки. 4 Взрослый рассказывает о солнечном ударе и обосновывает необходимость защиты организма в жаркие ясные дни. Взрослый создает проблемную ситуацию: «Как защитить себя от солнца?» Выслушав все предложения, напоминает об обязательном наличии головного убора в этот период и предлагает сделать его из бумаги. Актуализирует знания о свойствах материала. Дети рассматривают схему изготовления и приступа; ют к выполнению работы. Шапочки используют на


В течение 2—3 дней взрослый ставления детей о свойствах пить в роли архитекторов: создать участке детского сада (по готовому те обсуждают расположение план города. Во время сооружения нает о важности мощного ти увлажнения песка для роек. Можно предложить детям более интересных проектов зданий. вести в центральной части.

Изобретаем прибор для вскапывания почвы

Уметь самостоятельно находить выполнении задания с проявлять устойчивое стремление предмет.

Иллюстрации с изображением обработки почвы, карандаши, сты, фломастеры.

Взрослый предлагает рассмотреть определить, какие операции орудия труда. Создает проблемную помочь человеку обрабатывать прогулках;

122 123


Озеро

Участвовать в коллективном преобразовании та; закрепить умения работать с различными риалами и инструментами.

О Пластиковый контейнер, мох, торф, мелкие камеш-

ки, искусственные растения, крышка из пластмассы, пластилин, цветная бумага, ножницы, кисточка, клей, схема макета.

краски,
каждая
пластилина
ф
веточки,
Взрослый вместе с детьми вспоминает о разных пах водоемов, обсуждает особенности озер (внешние очертания, флора и фауна), предлагает создать макет. Для этого детей делят на несколько групп, выполняет свою часть задания: первая из лепит обитателей озера и приозерья; вторая — вает пластмассовую крышку бумагой голубого по краям вдавливает мелкие камешки и покрывает мхом; третья на подносе создает модель приозерья, тавив место для озера: используют мох, торф, искусст венные цветы, веточки деревьев. Итогом работы является соединение всех элементов в единую композицито. Макет может использоваться на занятиях по ознакомлению с природой.

Саванна

Реализовать представления о климатических зонах Земли, полученные в ходе поисковой деятельности; участвовать в коллективном преобразовании, проявлять устойчивое стремление преобразовывать объект.

Коробка из-под обуви, клей, цветная бумага, краски, кисточка, сухой чай, пластилин, песок, глина.

Взрослый актуализирует представления детей о климатических зонах, обсуждает особенности саванны (почва, растенияј • животные). Группаделится на несколько подгрупп, выполняющих разные задания. Одни дети оклеивают коробку цветной бумагой земля, растительность), другие лепят из пластилина и глины фигурки наиболее характерных •представителей этой климатической зоны,. третьи создатт расти124

тельный мир саванны, используя губку и веточки де ревьев. Дорожки на поверхности почвы можно сделать помощью сухого чая, нанесенного на клей. Все дети обсуждают общую композицию и размещают элемен ты флоры и фауны внутри коробки.

Пустыня

ф Уметь самостоятельно определять алгоритм деятельности; реализовывать возможности преобразования. Коробка из-под обуви, песок, цветная бумага, клей, сухие цветы и веточки, пластилин, глина, краски, кисточка.

Обсудив особенности почвы, флоры и фауны пустыни (жаркий климат, мало воды, песчаная почва, преобладание животных, живущих в норах, бедная раСТИТеЛЬНО(УГЬ и т.д.), дети вместе со взрослым определяют план выполнения макета и алгоритм действий в каждой подгруппе. Из песка и глины воспроизводят почвенный покров, из сухих веток и цветов растительность, из пластилина и глины — фигурки представителей фауны (верблюд, змея, варан, туш канчик и др.). Коробку оклеивают желтой и голубой бумагой.

Тайга

Закрепить умение работать с различными материалами и инструментами, определять алгоритм деятельности, участвовать в коллективном преобразовании.

Коробка из-под обуви, цветная бумага, клей, крас-

ки; кисточка, губка, мох, мочало, веточки, глина, пластилин, засушенные растения, древесные опилки.

Проводят сравнительный анализ таких климатических зон, как тайга и саванна, подчеркнув наиболее яркие отличия. Опираясь на эти сведения, взрослый побуждает детей самостоятельно определить последо вательность работы ее элементы. Почвенный покров рекомендуется, выполнить из окрашенных древесных

опилок, деревья из веточек и мочала, *сустарццки — из губки. Особое внимание необходимо уделить изготовлению грибов и ягод (из глины м пластилинА). При объединении всех элементов в композицию обратить внимание на ярусное расположение растений.

ТунДра

Определять алгоритм деятельности, самостоятельно организовывать работу в подгруппах; проявлять стремление преобразовывать объект.

Коробка из-под обуви, клей, ножницы, мох, ветки деревьев, цветная бумага, пластилин, глина, краски, кисточка, торф.

Дети сравнивают особенности пустыни (мало воды, высокая температура, песчаная почва, бедная растительНОСТь) и тундры (повышенная влажность, низкая температура, низкорослые растения), выясняют их отличительные черты. Взрослый подводит детей к самостоятельному определению алгоритма действий. Обращает внимание на размер деревьев (карликовые формы). Дети выполняют работу по созданию макета тундры.

Лиственный лес

ф Реализовывать во.3МОЖНОСГИ преобразования, доводить работу до логического конца; участвовать в коллективном преобразовании, определить алгоритм деятельности.

Коробка из-под обуви, клей, древесные опилки, цветная бумага, мох, сухой чай, ветки деревьев, глина, пластилин, краски, кисточка, ножницы.

Дети определяют характерные отличия лиственного леса от тайги, рассматривая ранее выполненный макет «Тайга». Определяют последовательность выполнения макета. Самостоятельно делятся на подгруппы, выполняющие различные задания (см выше). Взрослый оказывает необходимую помощь.

126

ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ

К ШКОЛЕ ГРУППЕ

ЖИВАЯ ПРИРОДА

СТРОЕНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ,

ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ЧАСТЕЙ РАСТЕНИЯ

Куда тянутся корни?

Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.

Два растения в горшках с поддоном, модель зависимости растений от факторов внешней среды.

Взрослый предлагает полить два растения по-разному: циперус — в поддон, герань — под корешок. Через некоторое время дети обращают внимание, что в поддоне появились корешки циперуса. Затем рассматривают герань и выясняют, почему в поддоне у герани не появились корешки (корни не появились, так как они тянутся за водой; у герани влага в горшке, а не в поддоне).

Много — мало

Ф Выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.

Три растения: одно — с крупными листьями, второе — с обычными листьями, третье — кактус; целлофановые пакетики, нитки.

Взрослый предлагает выяснить, почему растения с крупными листьями необходимо поливать чаще, чем с

расте-
взрос-
мелкими. Дети выбирают три растения с разными по величине листьями, проводят опыт, используя незаконченную модель зависимости размера листьев и количества выделяемой воды (отсутствует изображение символа — много, мало воды). Дети выполняют следующие действия: надевают пакетики на листья, закрепляют; наблюдают за изменениями в течение суток; сравнивают количество испаряемой жидкости. Результаты оформляют в виде модели зависимости растений от факторов внешней среды (чем крупнее листья, тем больше они испаряют влаги и тем чаще их надо поливать), достраивают модель изображением нужного символа.

Запасливые стебли

Доказать, что в пустыне стебли некоторых ний могут накапливать влагу.

Губки, бруски деревянные неокрашенные, лупа, не высокие емкости с водой, глубокая емкость.

Взрослый предлагает детям проверить, какие стеб ли умеют запасать воду. Дети рассматривают алгоритм опыта и в соответствии с ним под руководством лого выполняют следующие действия: в разные емкости наливают одинаковое количество воды; опускают в первую емкость бруски, во вторую — губки (бруски и губки представляют собой стебли с маленькими и большими отверстиями); проверяют через 5—10 минут наличие воды в емкостях. Делают вывод о накоплении влаги в некоторых растениях, стебли которых имеют большие отверстия. Взрослый предлагает самостоятельно выполнить опыт по алгоритму.

Бережливые растения

Найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне.

О Растения: фикус, сансевьера, фиалка, диффенбахия; лупа, целлофановые пакетики.

Взрослый предлагает детям доказать, что есть растения, которые могут жить в пустыне или саванне.

128

Дети самостоятельно выбирают растения, которые, по их мнению, должны мало испарять воды, иметь длинные корни, накапливать влагу. Затем выполняют опыт: надевают на лист целлофановый пакет, наблюдают за появлением влаги внутри него, сравнивают поведение растений. Доказывают, что листья этих растений испаряют мало влаги,

Почему меньше?

ф Установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев.

Стеклянные колбы, черенки диффенбахии и колеуса.

Взрослый предлагает детям выяснить, какие из растений смогут жить в джунглях, лесной зоне, саванне. Дети предполагают, что в джунглях смогут жить растения с крупными листьями, забирающие много воды; в лесу — обычные растения; в саванне — растепия, накапливающие влагу. Дети согласно алгоритму выполняют опыт: наливают одинаковое количество воды

в колбы, помещают туда растения, отмечают уровень воды; через один-два дня отмечают изменение уровня воды, составляют модель зависимости количества испаряемой влаги от величины листьев. Дети делают вывод: растения с крупными листьями поглощают больше воды и больше испаряют влаги — они могут расти в джунглях, где много воды в почве, высокая влажность и жарко.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕЗОНОВ

В РАЗНЫХ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ

ЗОНАХ

КогДа в Арктике лето?

ф Выявить особенности проявления сезонов в Арк тике.

Глобус, макет «Солнце — Земля», термометр, мор. ная линейка, свеча.

А 90

Взрослый знакомит детей с годовым движением Земли: она проходит один оборот вокруг Солнца (дан- ное знакомство лучше проводить зимой в вечернее вре мя суток). Дети вспоминают, как на Земле день сменяет ночь (смена дня и ночи происходит из-за враще- ния Земли вокруг своей оси). Находят на глобусе Ар- ктику, обозначают ее на макете белым контуром. В

затемненном помещении зажигают свечу, которая имитирует Солнце. Дети под руководством взрослого демонстрируют действие макета: ставят Землю в поло-

жение «лето на Южном полюсе», отмечают, что степень освещенности полюса зависит от удаленности Земли от Солнца. Определяют, какое сейчас время года в Арктике (зима), в Антарктике (лето). Медленно вращая Землю вокруг Солнца, отмечают изменение освещенности ее частей при удалении от свечи, которая имитирует Солнце.

Почему летом в Арктике солнце не захоДит?

ф Выявить особенности проявления летнего сезона В Арктике.

Макет «Солнце — Земля».

Дети под руководством взрослого демонстрируют на макете «Солнце Земля» годовое вращение Земли вокруг Солнца, обращая внимание на то, что часть годового вращения Земля повернута к Солнцу так, что постоянно освещается Северный полюс. Выясняют, где в это время на планете будет долгая ночь (неосвещенным останется Южный полюс).

Где самое жаркое лето?

Определить, где самое жаркое лето на планете. О Макет «Солнце — Земля».

Дети под руководством взрослого демонстрирукуг па макете годовое вращение Земли вокруг Солнца, опрее деляют в разные моменты вращения самое жаркое ме. сто на планете, ставят условные значки. Доказывают, что самое жаркое место в районе экватора.

130

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ

Как в Джунглях

ф Выявить причины повышенной влажности в джун• тлях,

Макет «Земля — Солнце», карта климатических зон, глобус, противень, губка, пипетка, прозрачная емкость, прибор для наблюдения за изменением влажности.

Дети обсуждают температурные особенности джунглей, пользуясь макетом годового вращения Земли вок руг Солнца. Пытаются выяснить причину частых дождей, рассматривая глобус и карту климатических зон (обилие морей и океанов). Ставят опыт по насыщению воздуха влагой: капают воду из пипетки на губку (вода остается в губке); кладут губку в воду, несколько раз

переворачивая ее в воде; поднимают губку, наблюдают,

как стекает вода. Дети с помощью выполненных действий выясняют, почему в джунглях дождь может идти без туч (воздух, как губка, насыщается влагой и уже не может ее удерживать).

Дети проверяют появление дождя без туч: в прозрачную емкость наливают воду, закрывают крышкой, ставят в жаркое место, наблюдают в течение одного-

двух дней появление «тумана», растекание капель по крышке (вода испаряется, влага скапливается в воздухе, когда ее становится слишком много, выпадает дождь).

Лес — защитник и лекарь

Выявить защитную роль леса в лесостепной климатической воне.

Макет «Солнце — Земля», карта природно-климатических зон, комнатные растения, вентилятор, мелкие кусочки бумаги, два маленьких подноса и один большой, емкости для воды, почва, листья, веточки, трава, лейка, поддон с почвой.

Дети выясняют особенности лесостепной зоны, пользуясь картой природно-климатических зон и гло• бусом: большие открытые пространства, теплый клие мат, близость пустынь. Взрослый рассказывает детям о ветрах, которые бывают на открытых дространствах, и с помощью вентилятора имитирует ветер; предлагает усмирить ветер. Дети высказывают предположения (надо заполнить пространство растениями, предмета. ми, создать из них преграду) и проверяют их: ставят на пути ветра преграду из комнатных растений, щают кусочки бумаги перед лесом и за ним.

Дети демонстрируют процесс размывания почвы во время дождей: поливают поддон с почвой (поддон под наклоном) из лейки с высоты 10—15 см и наблюдают образование «оврагов». Взрослый предлагает детям помочь природе сохранить поверхность, не дать воде вымывать почву. Дети выполняют действия: на поддон сыпают почву, поверх почвы рассыпают листья, траву, ветки; выливают на почву воду с высоты 15 см. Проверяют, размылась ли почва под зеленью, и делают вывод: растительное покрывало удерживает почву,

Почему в тунДре всегДа сыро?

Объяснить некоторые особенности природно-климатических зон Земли,

Емкости с водой, макет почвенного слоя тундры, тер. мометр, макет «Солнце — Земля».

поме-
стоит
Дети выясняют температурные особенности тундры, пользуясь макетом годового вращения Земли вокруг Солнца (при вращении Земли вокруг Солнца некоторое время лучи Солнца совсем не попадают на тундру, температура низкая). Взрослый уточняет у детей, что происходит с водой, когда она попадает на поверхность земли (обычно часть уходит в почву, часть испаряется). Предлагает определить, зависит ли впитывание воды почвой от особенностей почвенного слоя (например, будет ли вода проходить легко в промерзший слой почвы тундры). Дети выполняют действия: вносят в помещение прозрачную емкость с промерзшей землей, дают ей возможность немного подтаять и наливают воду, она остается на поверхности (многолетняя мерзлота не пропускает воду).

132

где быстрее?

Объяснить некоторые особенности природно-климатических зон Земли.

Емкости с водой, макет почвенного слоя тундры, термометр, макет «Солнце — Земля».

Взрослый предлагает детям выяснить, как долго будет испаряться вода с поверхности почвы в тундре. С этой целью организуется длительное наблюдение. Согласно алгоритму деятельности дети выполняют следующие действия: в две емкости наливают одинаковое количество воды; отмечают ее уровень; емкости ставят разные по температуре места (теплое и холодное); через сутки отмечают изменения (в теплом месте воды стало меньше, в холодном — количество почти не изменилось). Взрослый предлагает решить задачу: над тундрой и над нашим городом прошел дождь, где лужи будут дольше и почему (в тундре, так как в холодном климате испарение воды будет проходить медленнее, чем в средней полосе, где теплее, почва оттаивает и есть куда уходить воде).

Почему в пустыне бывают росы?

ф Объяснить некоторые особенности природно-клима тических зон Земли.

О Емкость с водой, крышка со снегом (льдом), спиртовка, песок, глина, стекло.

Дети выясняют температурные особенности пусты пи, пользуясь макетом годового вращения Земли вок руг Солнца (лучи Солнца ближе к этой части поверхпости Земли — пустыне; поверхность нагревается до 70 градусов; температура воздуха в тени более 40 градусов; ночь прохладная). Взрослый предлагает детям ответить, откуда появляется роса, Дети проводят опыт: нагревают почву, держат над ней охлажденное снегом стекло, наблюдают появление влаги на стекле

выпадение росы (в почве есть вода, днем почва нагревается, ночью охлаждается, ц утром выпадает роса).

Почему в пустыне мало воды?

Объяснить некоторые особенности природно-клима, тических зон Земли.

Макет «Солнце — Земля», две воронки, прозрачные емкости, мерные емкости, песок, глина.

Взрослый предлагает детям ответить, какие существуют почвы в пустыне (песчаная и глинистая). Дети рассматривают ландшафты песчаных и глинистых почв пустыни. Выясняют, что происходит с влагой в пустыне (через песок она быстро уходит вниз; на глинисты; почвах, не успев проникнуть внутрь, испаряется). Доказывают опытом, выбирая соответствующий алгоритм действий: наполняют воронки песком и влажной глиной, уплотняют, наливают воду, помещают в теплое место. Делают вывод в виде модели взаимозависимости факторов неживой природы.

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

КАК ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕЙ

СРЕДЕ

Влажное Дыхание

Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы (природно-климатические зоны). О Зеркало.

Дети выясняют, какой путь проходит воздух при вдохе и выдохе (при вдохе воздух поступает в легкие через дыхательные пути, при выдохе — выходит). Дети делают выдох на зеркальную поверхность, отмечают, что зеркало запотело, на нем появилась влага. Взрос. лый предлагает детям ответить, откуда взялась влага (вместе с выдыхаемым воздухом влага выносится из организма), что будет, если живущие в пустыне жи. вотные будут терять влагу при дыхании (они погиб. нут), какие животные выживают в пустыне (верблю. ды). Взрослый рассказывает о строении органов дыха.

134

ния у верблюДаюломогающих сберечь: влагу (носовые

ходы у верблюда длинные и извилистые, влага оседае в них во время ВЫдыхания).

Почему в пустыне животных окрас светлее* чем в лесу?

Ф Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы (природно-климатические зоны).

Ткань светлых и темных тонов, рукавички из драпа черного и светлого цвета, модель взаимосвязи живой и неживой природы.

Дети выясняют температурные особенности в пустыне по сравнению с лесной зоной, сравнивая их положение относительно экватора. Взрослый предлагает детям в солнечную, но холодную погоду надеть рукавички одной плотности (лучше драповые): на одну руку — из светлой ткани, на другую — из темной; подставить руки солнышку, через 3—5 минут сравнить ощущения (в темной рукавичке руке теплее). Взрослый спрашивает детей о том, каких тонов одежда должна быть в холодное и жаркое время года у человека, шкурка — у животных. Дети на основе выполпенных действий делают вывод: в жаркую погоду лучше иметь одежду светлых тонов (она отталкивает солпечные лучи); в прохладную погоду теплее в темной (она притягивает солнечные лучи).

Какие корни у растений тундры?

Понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре.

Проращенные бобы, влажная ткань, термометр, вата в высокой прозрачной емкости.

Дети называют особенности почвы в тундре (мерзлота). Взрослый предлагает выяснить,. какими должны быть корни, чтобы растения могли жить при мерзлоте. Дети проводят опыт: помещают проращённые бобы на толстый слой влажной ваты, прикрывают влажной тканью, ставят на холодный подоконник. наблюдают в течение недели за ростом корней, их направлением. Делают вывод: в тундре корни растут в стороны, параллельно поверхности земли.

Могут ли жить растения без корней?

Выявить зависимость строения мха от факторов внешней среды в тундре (много воды).

О Кусочки мха разных видов, вата, лупа.

Дети рассматривают мох через лупу, помещают его между рамами на влажную вату; поддерживают вату во влажном состоянии, наблюдают за ростом мха. Делают вывод: у мха корней нет, влагу растение берет прямо с поверхности.

Необычные корни

Выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений.

Сциндапсус, прозрачная с плотной крышкой ем-

кость с водой на дне, решетка.

Взрослый предлагает детям выяснить, почему в джунглях есть растения с воздушными корнями (в джунгелях мало воды в почве, корни могут ее взять из воздуха). Дети рассматривают растение сцинДапсус, находят почки — будущие воздушные корни, помещают черенок на решетку в емкость с водой, закрывают плотно крышкой. Наблюдают в течение месяца за появлением «тумана», а затем капель на крышке внутри емкости (как в джунглях). Рассматривают появившиеся воздушные корни, сравнивают с другими растениями.

Быстрые растения

Выявить приспособление некоторых растений к короткому, благоприятному для жизни периоду.

Луковицы крокусов, тюльпанов, емкость с почвой.

Дети под руководством взрослого высаживают луковицы тюльпанов ИЛИ крокусов в январе, отмечают

дату. Наблюдают за развитием, фиксируя изменения в дневнике. Отмечают, что изменения происходят очень быстро, и в земле опять остается корень с запасом питания для нового растения. Уточняют, в каком природном доме смогут жить такие растения (там, где времени для жизни мало: в тундре, пустыне, саванне).

эволюция

Как появились моря и океаны?

Объяснить происходящие в природе изменения, пользуясь полученными ранее знаниями о конденсации.

Емкость с горячей водой или разогретым пласти лином, накрытая крышкой, снег или лед.

Дети рассказывают, что планета Земля когда-то была раскаленным телом, вокруг нее — холодный космос. Обсуждают, что с ней должно происходить при остывании, сравнивая с процессом остывания горячего предмета (когда предмет остывает, теплый воздух от остывающего предмета поднимается вверх и, попадая на холодную поверхность, превращается в жидкость конденсируется). Дери наблюдают за остыванием и конденсацией горячего воздуха при соприкосновении е холодной поверхностью. Обсуждают, что произойдет, если будет остывать очень большое тело, целая планета (при остывании Земли на планете начался многолетпий сезон дождей).

Живые комочки

ф Определить, как преобразовались первые живые клетки.

Емкость с водой, пипетка, растительное масло.

Взрослый обсуждает с детьми, могли ли на Земле сразу появиться все живые организмы, которые живут сейчас. Дети объясняют, что из ничего не может по 137

явиться сразу ни „растение, ни животное,. дредполагают, какимц МОГдЦ быть первые живые организмы, наблюдая за единичными масляными пящцышками в воде. Дети вращают, покачивают емкость, рассматри вают, что происходит с пятнышками (ониэобъединяются). Делают вывод: возможно, так объединяются и живые клетки.

Растущие малютки

Выявить, что в цродуктах есть мельчайшие живые организмы.

Емкости с крышкой, молоко.

Дети предполагают, что мельчайшие организмы есть во многих продуктах. В тепле они разрастаются и портят продукты. Согласно началу алгоритма опыта дети выбирают места (холодное м теплое), в которые ставят молоко в закрытых емкостях, Наблюдают в течение 2—3 дней; зарисовывают последнее звено алгоритма (в тепле эти организмы развиваются быстро). Дети рассказывают, что люди используют для хранения продуктов (холодильники, погребы) -и почему (холод не дает организмам размножаться, и продукты не пор-

тятся),

Заплесневелый хлеб

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

О Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.

Дети знают, что хлеб может портиться на нем начинают расти мельчайшие организмы (плесневые



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: