Выявить причины происхождения низких и высо ких звуков (частота звука).
О Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев.
Взрослый предлагает детям провести пластмассо вой пластиной по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев И размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями — звук тонкий, высокий.
Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, из даваемые ими: у комара звук тонкий, высокий, он зву чит, как «з-з-з»; у шмеля — низкий, грубый, звучит
159
как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что комар маленьки• ми крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий; шмель машет крыльями медлен. но, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.
Поющая струна
Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).
О Проволока без покрытия, деревянная рамка.
Дети е помощью взрослого закрепляют проволоку на деревянной рамке, слегка натянув ее. Дергая проволоку, слышат звук, наблюдают за частотой колебаний. Выясняют, что звук слышится низкий, грубый, проволока дрожит медленно, колебания хорошо различимы. Натягивают проволоку сильнее, повторяют опыт. Выясняют, каким получился звук (звук стал тоньше, проволока часто дрожит). Меняя натяжение проволоки, еще несколько раз проверяют зависимость звучания от частоты колебаний. Дети делают вывод: чем сильнее натянута проволока, тем выше звук.
Почему мышонок не услышал щуку?
Выявить причины разного восприятия звуков человеком и животными.
|
О Бумага очень тонкая и плотная, иллюстрации К «Сказке о глупом мышонке», схема строения органов слуха.
Дети вспоминают «Сказку о глупом мышонке», один из отрывков: «Стала петь мышонку щука, но не слышал он ни звука. Разевает щука рот, а не слышно, что поет». Выясняют, почему мышонок не услышал щуку, вспоминают, какая часть уха помогает услышать звук (мембрана — барабанная перепонка, которая находится внутри уха). Дети рассказывают, что у разных ЭКИвых организмов барабанная перепонка устроена не одинаково. Взрослый предлагает детям представить, что она может быть разной по толщине (как бумага). Дети с помощью специальных действий выясняют, какую по толщине мембрану легче заставить колебаться: подносят разные по толщине листочки бумаги ко рту, «гу160
дят», определяют, что тонкая бумага дрожит сильнее. Значит, тонкая мембрана быстрее улавливает звуко вые колебания. Взрослый рассказывает об очень низ ких и очень высоких звуках, которые ухо человека слышать не может, а разные виды животных их слышат (например, кошка слышит мышь, узнает шаги хозяина; перед землетрясением животные чувствуют колебания земли раньше человека и т.д.).
Как виДят летучие мыши?
Выявить возможности измерения расстояния С помощью звука.
Иллюстрации летучих мышей, подводной лодки, корабля; мяч, емкость с водой.
Дети рассматривают иллюстрации летучих мышей, рассказывают, что летучие мыши плохо видят, ведут ночной образ жизни. С помощью опыта выясняют, что помогает летучим мышам не наталкиваться на предметы и друг на друга: берут емкость с водой, у одного края емкости изображают волны; наблюдают, как волны доходят до противоположного края и идут в обратном направлении («как звуки»). Затем берут мячи, отбивают с большого расстояния и с близкого. Взрослый обращает внимание, что похожее явление происходит и со звуками: долетая до твердых предметов, они возвращаются обратно, как бы отталкиваясь от них. Дети узнают, что летучие мыши издают особые звуки, которые помогают им измерять расстояния. Взрослый предлатает угадать: если звук возвращается быстро, значит... (предмет близко); если звук возврагцается нескоро, значит... (предмет далеко). Взрослый обращает внимание детей на то, что, используя свойство звука передаваться на большие расстояния, человек изобрел особый прибор — эхолот, Прибор необходим морякам. С его помощью можно измерять глубину моря, посылая звук и принимая его обратно.
|
ТЕПЛОТА
Горячо — холодно
Объяснить изменение объема веществ (предметов) в зависимости от их температуры,
161
О Самодельные термометры — водный и воздушный, емкость с горячей водой, емкость со снегом или охлажденной водой.
Дети рассматривают устройство воздушного термометра, который представлен в виде пузырька емкостью до 200 мл. Затем с помощью взрослого в крышке пузырька проделывают отверстие для стержня (тон кая трубочка длиной 15—20 см); опустив один конец стержня в подкрашенную воду, другой зажимают пальцем, чтобы капля подкрашенной воды осталась в стержне; осторожно, чтобы не уронить каплю, вставля ют стержень в крышку.
Устройство водного термометра аналогично воздушному, только пузырек заполняется подкрашенной водой до самого верха и трубочка длиннее и большего
|
диаметра.
Взрослый предлагает детям с помощью термомет ров узнать температуру воды в емкости, предварительно рассказав о своих действиях и возможном результате при использовании разных термометров. Дети проверяют предположения действиями: выбирают тер мометр, опускают его в горячую воду, наблюдают за изменением в обоих термометрах. Из воздушного термо• метра капелька даже выскочила, а в водном термометре вода только немного поднялась. Дети делают вывод: нагретый воздух расширяется больше, чем на. гретая вода. Взрослый предлагает детям поразмышлять, можно ли измерять воздушным термометром воздух в Африке (можно, только трубочка должна быть очень длинной, потому что в Африке жарко и воздух будет сильно расширяться).
Взрослый предлагает измерить температуру воды в емкости со снегом или охлажденной водой, пользуясь самодельными термометрами. Дети видят, что вода И подкрашенная капля снижаются. Делают вывод: вода и воздух в термометрах стали занимать меньше мес. та — сжались, потому что вода в емкости холодная. Дети имитируют процесс расширения и сжатия водЫи воздуха в игре «Веселые человечки» делятся на две команды, по секрету от взрослого договариваются об изображаемом веществе. При команде «горячо» де. монстрируют расширение вещества (встают на боль. птом расстоянии друг от друга), при команде «холод» по» — демонстрируют процесс сжатия вещества (вста•
тот ближе друг к другу). Взрослый угадывает, какое вещество изображала каждая из команд («вода» — мень ше расширяется и меньше сжимается, «воздух» — боль ше расширяется и больше сжимается).
Волшебные превращения (1)
ф Объяснить изменение агрегатных состояний веществ в зависимости от изменений температуры (твердые — жидкие).
Свечи (можно цветные), баночка для тушения свечи, металлическая подставка, растительное масло, тесьма или толстая нить, кисточка, фигурные формы (лучше металлические), емкость со снегом, бумага, карандаши, таблички с правилами безопасНОСТИ.
Дети рассматривают различные украшения из пла етмассы, металла, стекла. Выясняют, из каких структурных частиц состоят эти предметы (ив твердых, так как они близко расположены друг к другу); могут ли они превращаться в жидкие, что для этого нужно (нужно тепло). Для того чтобы превратить металл, стекло в жидкости, надо очень много тепла. Это делают на про мышленных предприятиях, разогревая вещество в плавильных печах. Температура в них такая высокая, что даже стоять рядом с ними можно только в несгораемой одежде. Уточняют, какие материалы могут стать жидкими при небольшой температуре (снег, пластилин, парафин). Рассматривают фигурки из цветного парафина. Выясняют, из какого материала сделаны предметы, какими структурными частицами представ мены (предметы сделаны из парафина, представлены твердыми частицами). Взрослый зажигает свечу, дети наблюдают, как она плавится, Предлагает рассказать, как можно сделать красивые фигурки из парафиновой свечи (надо разогреть свечу и, когда она расплавится, валить ее в формы и затем остудить — опять превратить в твердое вещество). Дети самостоятельно подбирают материал для работы, объясняя, что для чего нужно (свеча — из нее «отливаем» фигурку; форма чтобы удержать жидкий парафин, пока он снова не станет твердым; кисточка и масло для смазывания фор163
мы, чтобы к ней не прилип парафин; подставка Леля, того, чтобы работать с зажженной свечой, нить — чтобы фигурки можно было, вынув из формы, повесить). Обсуждают последовательность выполнения работы, правила безопасности: смазать форму, поместить ее на подставку, опустить конец нити или тесьмы в форму; зажечь свечу, поднеся ее к уже зажженной. Во время работы со свечой не наклоняться над ней, не подно-,сить очень близко к форме; медленно поворачивать свечу, чтобы ее края плавились равномерно. Залив форму наполовину, поставить свечу и потушить ее, закрыв сверху баночкой. Дать парафину застыть, поместив формы на снег или в любое холодное место. Вынуть осторожно поделки из формы. Дети описывают, какие изменения произошли с парафином, Делают вывод: твердые вещества под воздействием тепла стали жидкими, из жидких под воздействием холода вновь превратились в твердые.