Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.
Соломинки длиной 10 см разного размера, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор,
Взрослый вместе с детьми по алгоритму разводит мыльный раствор и надувает разные по размеру пузыри. Проводит конкурс «Самый большой пузырь». Выясняет, почему надувается и лопается мыльный пузырь (в каплю воды попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается мыльный пузырь,
когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвешь его оболочку). Обсуждают, как надуть самый большой пузырь (надувать осторожно, долго к нему не прикасаться).
Пузырьки-спасатели
Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.
О Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают, обсуждают: почему падает на дно пластилин (он тяжелее воды, поэтому тонет); что происходит на дне; почему Печасти лин всплывает и снова падает; что тяжелее и почему (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно). Вместе с детьми взрослый определяет в виде сериационного ряда, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим.
Морской бой
Выявить, что воздух легче воды, имеет силу. Емкость с водой, бумага (прямоугольник) для корабликов.
Взрослый вместе с детьми обсуждает, что может произойти с лодками, если будет сИЛЬНЫЙ ветер (они могут утонуть), Затем предлагает поиграть в морской бой, для чего сделать кораблики из бумаги и топить корабли противника. Дети делятся на пары и дуют на лодки друг друга (одновременно или по очереди), пока чья-нибудь не перевернется. Взрослый определяет победителей, обсуждает, как дуть, чтобы ветер был сильнее и резче (на бирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать).
|
ПЕСОК, глина КАМНИ
Почему песок хорошо сыплется?
Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхЛОСТЬ.
32
Емкости с песком и глиной; емкости для пересы пания; лупа, ширма, сито.
Взрослый предлагает детям наполнить стаканчики песком, глиной, рассмотреть и угадать их по звуку пересыпаемых веществ. Выясняют, что лучше всего сыналось (песок), и проверяют, пересыпая вещества из стакана в стакан. Затем высыпают песок в большую ем кость горкой и смотрят, что происходит (песок остаетв виде горки с ровными краями), Таким же образом высыпают глину и определяют, одинаковые ли получились горки (горка из глины неровная). Выясняют, по чему горки разные (частички песка все одинаковые, глины — все разной формы, размера). Дети с помощью лупы рассматривают, из чего состоит песок, как выглядят песчинки; как выглядят частички глины; сравнипакот их (песчинки маленькие, полупрозрачные, круг.лые, не прилипают друг к другу; частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг к другу). Дети просеивают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и глины и почему. Рассматривают песочные часы и уточня[от, можно ли сделать глиняные часы (нет, частички глины плохо сыпятся, прилипают друг к другу),
Посадим Дерево
|
Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
Емкости с песком, глиной, палочки.
Взрослый вместе с детьми пробует посадить дерево сначала в емкость с песком, потом — в емкость с су.хой глиной. Выясняют, куда легче втыкается палочка (в песок) и почему (он рыхлый, неплотный). Уточня ют, где лучше держится палочка и почему (держится лучше в глине, она плотнее).
Ветер
Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.
Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой.
Взрослый предлагает детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка или глины). Вместе со взрослым создают ураган — резко, с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (так как песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Детям предлатают воспользоваться результатами предыдущего опыта («Почему песок хорошо сыплется? »). Они определяют, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить песок). Им предлагают повторить опыт и сделать вывод.
где воДа?
Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.
О Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.
Взрослый предлагает детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (воды наливают ровно столько, что-
|
бы полностью ушла в песок). Выясняют, что произош-
ло в емкостях с песком и глиной (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, так как они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды).
Волшебный материал
Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании,
Емкость с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики.
Взрослый предлагает детям слепить шарики, колбаски, фигурки из песка и глины; дать им высохнуть, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее. Угадывают, из чего сделана посуда, для чего наливают в нее воду и проверяют материал по результатам («песчапая посуда» воду не держит, ломается; глиняная какое-то время сохраняет форму).
СВЕТ? ЦВЕТ
КогДа это бывает?
Понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.
Иллюстрации пейзажей, событий в разные чаети
суток. |
Свет вокруг нас
Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света,
Картинки с изображением источников света (солнгде, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик и пр.), несколько предметов, которые не дают света.
Взрослый предлагает детям определить, темно сейчас или светло, „И объяснить свой ответ (видим все, что
вокруг нас). Выяснить, что светит сейчас (солнце), что может осветить предметы, когда в природе темно (лампа, костер и пр.) Затем взрослый предлагает выбрать те картинки, где изображены предметы, дающие свет; разделить их на две группы (рукотворный, природный мир). Продемонстрировать действие лучины, свечи, настольной лампы, фонарика. Сравнить результат (что светит ярче). Разложить в такой же последовательности картинки с их изображением. Рассмотреть особенности строения предложенных предметов, обсудить назначение и особенности их использования.
Волшебные лучи
Понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.
Свеча, настольная лампа, два фонарика разной мощНОСТИ.
Взрослый вместе с детьми освещает издалека фонариком картину и предлагает детям определить изображение. Обсуждает, почему плохо видно; что сделать, чтобы разглядеть изображение лучше (приблизить фонарь или заменить его на более сильный), Дети пробуют оба варианта, обсуждают результаты и делают вывод (освещенность зависит от источника: чем он ближе и сильнее, тем больше света, и наоборот).
Волшебная кисточка
Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.
Палитры, красная, синяя, белая краски, по 4 контурных изображения воздушных шаров на каждого ребенка.
Взрослый с помощью «волшебной КИсточки» показывает детям изображения четырех воздушных шариков (три — разных оттенков синего цвета, один фиолетового цвета), просит так же закрасить контурные изображения воздушных шариков, предложив три краски. Дети обсуждают, как можно получить нужные цвета, смешивают краски на палитрах, закраши вают шары на своем листе,
Волшебный круг
Продемонстрировать образование цветов: фиолетового, оранжевого, зеленого, двух опенков синего на светлом фоне.
Цветовые волчки.
Взрослый вместе с детьми изготавливает цветовые •двухсторонние волчки: круг делится на 16 секторов, проходящих по диаметру (через центр); сектора окрашивают поочередно в цвета, которые при соединении образуют нужный цвет (синий и желтый зеленый, белый и синий — голубой и т.п.); в центре круга делают два отверстия, через которые протягивают шнур (круг можно также поделить на 2—3 части внутренними кругами, в которых сектора будут окрашены в друсие цвета; в этом случае круг будет демонстрировать образование нескольких цветов). Затем взрослый предлагает детям назвать цвета в круге и закрутить круг в одном направлении, держа шнур руками (это могут демать два ребенка). Когда шнур будет максимально зак пучен, отпустить круг. Дети выясняют, что происходит е кругом (он раскручивается в обратную сторону); что происходит с цветовыми дорожками (они изменили свой цвет). Дети называют цвета, а после остановки волшебпого круга выясняют, из каких цветов они получились.
Теневой театр
ф Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помо щью теней образы.
Оборудование для теневого театра.
Дети рассматривают оборудование теневого театра наблюдают, как образуется тень. Обсуждают разнообразие теней и их соответствие контуру объектов. По примеру взрослого дети делают комбинации из пальцев и рук для получения образной тени (зайчика, собачки и пр.), обыгрывают образы.
Раскрасим раДугу
Познакомить с цветами радуги. Получить оранже вый, зеленый, фиолетовый, голубой смешением двух цветов.
37
О Палитры, кисти, краски красная, желтая, синяя, белая, контуры радуги (каждому ребенку).
4 Взрослый предлагает закончить картину художни ка «Радуга». Дети рассматривают радугу на иллюстрациях, фото, видео. Обсуждают, когда бывает радуга
(после дождя при ярком солнце), какие в ней цвета, в какой последовательности они располагаются (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), Читают стихотворение о радуге, ЦВетовыми пятнами обозначают последовательность цветов. Детям предлагают только четыре краски, они обсуждают, как можно получить нужные цвета, смешивают краски на палитре, закрашивают радугу.
МАГНИТЫ, МАГНЕТИЗМ
Волшебная рукавичка
Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
О Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.
Взрослый демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет почему. Предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) — рукавичка перестает быть волшебной. Определяют почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.
Волшебный театр
Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.
«Театральная сцена» на подставке, Персонажи сказ ки, сделанные из легкого картона (конусные) с зак репленными внутри металлическими пластинками.
38
Взрослый вместе с детьми рассказывает сказку, используя фигурки персонажей и спрятанный под сценой магнита, Дети выясняют, как ожили герои. Рассматривают материал, из которого сделаны персонажи, пробуют его на взаимодействие с магнитом. Дела-
ют вывод о том, какие предметы могут притягиваться (только металлические). Дети убирают металлические пластинки с фигурок и проверяют действие на них магнита (фигурки не притягиваются).
Мы — фокусники
Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом,
О Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металличес кой пластиной внутри.
Взрослый вместе с детьми рассматривает бумагу, делает из нее самолетик, подвязывает его на нить. Незаметно для детей заменяет его на самолет с металлической пластиной, подвешивает его и, поднося «волшебную» рукавичку, управляет им в воздухе, Дети делают вывод: если предмет взаимодействует с магнитом, значит в нем есть металл. Затем дети рассматривают мелкие деревянные шарики. Выясняют, могут ли они сами двигаться (нет). Взрослый подменяет их предметами с металлическими пластинами, подносит «волшебную» рукавичку, заставляет двигаться. Определяют, почему это произошло (внутри должно быть что-то металлическое, иначе рукавичка не будет действовать). Потом взрослый «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой и предлагает детям подумать, как достать ее, не замочив руки (поднести рукавичку с магнитом к стакану),
ВЕС, ПРИТЯЖЕНИЕ
Угадайка (1)
Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.
39
Предметы из одного материала разных размеров: бодь-
шие и маленькие машины, матрешки, мячи и т.д., мешочек, непрозрачные коробочки одного размера.
Дети рассматривают пары предметов, выясняют, чем они похожи и чем отличаются (это мячи, немного чающиеся друг от друга по размеру). Взрослый предлагает детям поиграть в «Угадайку» поместить все игрушки в коробочку и, вынимая по одной, определить на ощупь, какая это игрушка — большая или маленькая. Далее предметы помещают в один мешочек. Взрослый предлагает достать тяжелый или легкий предмет и выясняет, как догадались (если большой предмет, он тяжелый, а если маленький — легкий),
Угадайка (2)
Понять зависимость веса предмета от материала.
Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева (без пустот внутри), металла, ролона, пластмассы, емкость с водой, емкость с песком, шарики из разного материала, покрытые оди наковой краской.
отли- |
по- |
как |
3ВУК
Почему все звучит?
Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов,
Длинная деревянная линейка, лист бумаги, метал лофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, стру-
на, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская
металлическая посуда, стеклянный стакан.
Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают из серии опытов:
— рассматривают деревянную линейку и выясня тот, есть ли у нее «голос» (если линейку не трогать, она не издает звук). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают — возпикает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой (она дрожит, колеблется). Останавливают дрожание рукой и уточняют, есть ли звук (он прекращается);
рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать (подергать, сделать так, чтобы струна дрожала) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом);
— лист бумаги сворачивают в трубочку, дуют в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Выясняют, что почувствовали (звук заставил дрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание). Делают вывод о том, что зву чит только то, что дрожит (колеблется);
— дети разбиваются на пары. Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй — про веряет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; объясня (УГ, как сделать, чтобы звук смолк (прижать предмет, взять его в руки — прекратить колебание предмета).
ОписуДа берется голос?
Подвести к пониманию причин возникновения зву ков речи, дать понятие об охране органов речи. Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.
Взрослый предлагает детям «пошептаться» — сказать друг другу «по секрету» разные слова шепотом. Повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выяснить, что для этого сделали (сказали громким голо сом); откуда выходили громкие звуки (из горлышка). Подносят руку к горлышку, произносят разные слова
то шепотом, то очень громко, то тише и выясняют, что почувствовали рукой, когда говорили громко (в горлышке что-то дрожит); когда говорили шепотом (дрожания нет). Взрослый рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи (голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали). Далее проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая за нить. Выясняют, что надо сделать, чтобы звук был громче (дернуть посильнее — звук усилится). Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (если дернуть сильно за нить, она порвется). Дети уточняют, что, разговаривая спокойно, без крика, человек бережет голосовые связки.
ТЕПЛОТА где быстрее? (1)
Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —» вода, вода —» лед).
О Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики.
Взрослый вместе с детьми изготавливает на прогулке фигурные льдинки, вносит их в группу, рассматривает (они твердые, холодные). Выясняет, можно ли их сделать теплыми; где можно их согреть (проверяют все предположения детей: батарея, варежки, ладошки, емкости с горячей водой, свеча и т.д., раскла-
дывая льдинки на десять минут в разные места). Помещают одинаковые цо размеру льдинки в целлофановые мешочки. Один — берут в руку, другой — прячут в варежку. Через пять минут выясняют, почему льдинка в руке исчезла (от тепла руки она превратилась в воду). уточняют, изменилась ли льдинка, лежащая в варежке, и почему (льдинка почти не растаяла, потому ЧТО (3 варежке нет тепла). Определяют, где быстрее превратится в воду (там, где больше тепла: батарея, рука и т.д.).
где быстрее? (2)
ф Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —» вода, вода лед),
Емкости с водой для замораживания.
Взрослый вместе с детьми заливает цветную воду в фигурные емкости. Распределяет емкости следующим образом: первая — на подоконнике, вторая — между рамами, третья — на участке и четвертая — в тамбуре. Возвращаясь с прогулки, рассматривают все емкости и выясняют, что произошло с водой в каждой из них И почему (вода начала замерзать, превращаться в льдинки:
чем холоднее место, тем сильнее промерзла вода; на подоконнике вода не замерзла, потому что там тепло).
Как согреть руки?
Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).
Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.
Взрослый предлагает детям надеть на прогулке разные варежки — толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой — прохладно).
Далее предлагает похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (в толстых и В тонких варежках рукам стало жарко). Взрослый предлагает детям потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали (щеке стало сначала тепло, потом горячо). Взрослый подводит детей к пониманию того, что предметы могут согреваться при трении, движении.
Зачем Деду Морозу ц Снегурочке шубы?
Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).
О Иллюстрадии, открытки «С Новым годом!», мех,
подставки, емкости для снеговых фигур.
раскры- |
ЧЕЛОВЕК
Носарий
Познакомить с функцией носа, его строением.
О Рисунки (контурные) профилей с разной формой носа (орлиный, пуговкой, курносый и др.), схематичное изображение носа,
Взрослый загадывает детям загадку про нос и обсуждает значение выражений: «нос задрал», «нос повесил», «нос картошкой», «нос пуговкой», «курносый», «орлиный». Рассматривают сначала рисунки, затем в зеркало форму своего носа. Взрослый предлагает де тям в своей семье, дома определить, «чей нос» у каждого («мамин», «папин», «бабушкин» и т.п.) Выясняют, для чего нужен нос (для дыхания, он помогает чувствовать и различать запахи); что было бы, если не было бы носа. Для ответов проделывают опыты:
— определяют, что лежит в коробочке, ме глядя; зажав нос, а затем вдыхая носом (лимон). Делают вывод о том, что при вдохе ртом запах не ощущается (чтобы ощутить запах, надо сделать несколько вдохов носом); — зажав нос, рассказывают стихотворение (взрос лый обращает внимание на то, что вдох И выдох можно делать ртом, но при этом прекращаешь говорить, постепенно начинаешь задыхаться);
— делают несколько глубоких вдохов ртом, носом. Выясняют, когда горло больше чувствует холод (при вдохе ртом: когда дышишь ртом, можно застудить горло; при прохождении через нос воздух согревается и в горло попадает уже теплым).
Дети определяют, как нос выполняет свою работу. Рассматривают схематичное изображение носа, взрослый объясняет его строение: внутри носа имеются два канала — носовая полость, которая переходит в носог лотку, соединяясь с горлом, ртом, ушами. Внутри носа есть также ворсинки и слизь, которые очищают поступающий воздух от пыли. При прохождении по носовым каналам воздух согревается. В верхней части носовой полости расположены обонятельные клетки. Когда нос (например, при насморке) забит слизью или оболочки носа опухли, запахи не ощущаются. Уточняют, что для носа полезно (регулярно освобождать его от содержимого и т.д.); что для носа вредно (нельзя засовывать в него инородные предметы).
Умный нос
ф Определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа.
Различные цветы, продукты (рыба, котлета, хлеб и пр.) с характерным запахом, «киндерсюрпризные» емкости, содержащие пахучие вещества (укроп, чес-
нок, лимон, духи, лекарственные травы и т.п.), картинки с изображением соответствующих продуктов (предметов, растений И пр.).
Взрослый предлагает детям разделиться на пары, а затем не глядя определять, какой цветок (фрукт, овощ, продукт) подносит к нему его напарник. Поменяться ролями и выяснить, кто был точнее, Определить по запаху; что находится в «киндерсюрпризе», и найти соответствующую картинку.
Я зычок-помощник
Познакомить со строением и значением языка, по упражняться в определении вкуса продуктов.
Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус), схематичное изображение языка с вкусовыми зонами,
Взрослый загадывает детям загадку про язык, Выясняют, для чего нужен человеку язык. Взрослый предлагает детям выполнить следующие действия:
прижать язык книзу и попробовать разговаривать без помощи языка. Затем произнести звуки «л» и «ж», определить, что положение языка разное. Язык помогает издавать звуки, занимая при этом разные положения, и разговаривать; узнать название продукта не глядя (мандарин), съесть его и определить, что это, какой он на вкус (кисло-сладкий); холодный или теплый (теплый); что помогает делать язык при жевании (определить вкус и теплоту продукта, переворачивая кусочки пищи при жевании).
Взрослый предлагает детям назвать вкусы продуктов (сладкий, горький, кислый, соленый). Выясняют, что может быть сладким, соленым, кислым, горьким. Глядя на картинки с изображенными продуктами, дети называют вкус каждого продукта, а затем по вкусу определяют названия продуктов, передавая вкусовые ощущения (лимон -— кислый, грейпфрут — горький, огурец — соленый, сахар — сладкий и т.п.). Выясняют, как язык определяет вкус (он реагирует на разный вкус специфическими вкусовыми сосочками, которые расположены на нем большими группами). Взрослый рассказывает, что у человека вкусовых сосочков очень много (около 9—10 тысяч) и что разный вкус чувствуют разные сосочки, расположенные в разных частях языка.
Вкусовые зоны языка
Определить вкусовые зоны языка, поупражняться в определении вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.
Зеркала, 4 блюдца (с сахаром, солью, горчицей, кусочком лимона), деревянные палочки (с ваткой на конце), стаканы с водой (для смачивания палочек) но количеству детей.
Взрослый предлагает детям выполнить опыт: смочить палочку в воде, обмакнуть в содержимое блюдца и приложить палочку поочередно к средней части языка, к основанию, к боковым частям, к кончику языка. Подумать и назвать после пробы из каждого блюдца, где живут «сладкие сосочки», «соленые» и т.п. Затем подвести итог: какая часть языка какой вкус лучше воспринимает. Для развития логического мышления предложить подумать, как лучше класть на язык горькую таблетку и почему (нельзя класть ближе к корню языка там вкус ощущается лучше всего). Предложить определить вкус продуктов аналогично предыдущему, предварительно осушив (!) язык салфеткой. Сделать вывод (сухой язык вкус не ощущает).
ЧЕЛОВЕК. РУКОТВОРНЫЙ МИР
СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ
Стекло, его качества и свойства
Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).
Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.
4 Взрослый вместе с детьми наливает в стеклянный стакан окрашенную воду и спрашивает, почему видно то, что находится в стакане (он прозрачный). Затем взрослый проводит пальцами по поверхности стекла, определяет ее структуру и ставит стакан без воды на солнечное место, чтобы через несколько минут определить изменение температуры стекла. Далее взрослый берет стеклянную трубочку диаметром 5 мм, помещает ее среднюю часть в пламя спиртовки. После сильного накаливания сгибает ее или растягивает — под воздействием высокой температуры стекло плавится. При падении даже с небольшой высоты стеклянные предметы разбиваются (хрупкие). Дети составляют алгоритм описания свойств материала,
Металл, его качества и свойства
Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхнос ти, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).
О Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.
Взрослый показывает детям несколько предметов из металла (скрепки, гайки, шурупы, гирьки) и выясняет, из чего сделаны эти предметы и как дети об этом узнали. Путем ощупывания определяют особенности формы, структуру поверхности; рассматривают разные предметы и выделяют характерный металлический блеск. Опускают гайки в воду (они тонут); кладут на солнечное место — нагреваются (теплопроводность), притягиваются магнитом. Взрослый демон-
стрирует нагревание металлического предмета до появления красного цвета и рассказывает, что таким образом из металла делают различные детали: нагревают и придают им необходимую форму. Дети составляют алгоритм описания свойств металла.
Резина, ее качества и свойства
Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).