Проверить, куда исчезает вода.
Растение, целлофановый пакетик, нить.
Дети рассматривают растение, уточняют, как движется вода из почвы к листочкам (от коней к стеблям, затем к листьям); куда она потом исчезает, почему растение надо поливать (вода с листьев испаряется). Предположение проверяют, надев на листочек целлофановый пакетик и закрепив его. Растение ставят в теплое светлое место. Замечают, что внутри пакетик запотел. Спустя несколько часов, сняв пакетик, обнаруживают в нем поду. Выясняют, откуда она появилась (испарилась с листочка), почему не видно воды на остальных ЛИСТОЧках (вода испарилась в окружающий воздух).
Почему меньше?
Установить зависимость количества испаряемой воды от величины листьев.
Стеклянные колбы, черенки диффенбахии и колеуса.
Срезают черенки для дальнейшей посадки, помещают их в колбы. Наливают одинаковое количество воды. Через один-два дня дети проверяют уровень воды в каждой колбе. Выясняют, почему он неодинаков (растение с крупными листьями поглощает больше воды).
Бережливые растения
Установить зависимость между структурой поверхности листьев (плотность, опушение) и потребностью их в воде,
Фикус, сансевьера, диффенбахия, фиалка, бальзамин, целлофановые пакеты, лупа.
Взрослый предлагает выяснить, почему фикус, фи алка и некоторые другие растения не требуют много воды. Проводят опыт: надевают на листья разных рас«гений целлофановые пакетики, плотно закрепляют, на блюдают за появлением влаги в них, сравнивают количество влаги при испарении с листьев разных растегтий (диффенбахия и фикус, фиалка и бальзамин). Усложнение: каждый ребенок выбирает себе растение, проводит опыт, обсуждает результаты (фиалку поливать часто не надо: опушенные ЛИСтЬЯ не отдают, сохраняют влагу; плотные листья фикуса тоже испаряют меньше влаги, чем листья такого же размера, но неплотные).
|
Что чувствуешь?
Выявить, что происходит с растением при испарении воды с листьев.
О Губка, смоченная водой,
предпле- |
испаряет- |
на |
прогул- |
простыть |
проис- |
Выясня- |
сережки |
луговыми |
что происходит с листочками, когда из них ся вода (они охлаждаются); почему нельзя ке быть потным (дот испаряется, и можно переохладиться).
Что изменилось?
Доказать, что при испарении воды с листьев ходит их охлаждение.
Термометры, два кусочка ткани, вода.
Дети рассматривают термометр, отмечают показания. Завертывают термометр в мокрую ткань и кладут в теплое место. Предполагают, что должно произойти с показаниями. Через 5—10 минут проверяют, объясняют, почему температура понизилась (при испарении воды из ткани происходит охлаждение).
где цветы?
Установить особенности опыления растений с мощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках.
Сережки цветущей березы, осины, цветы мать-имачехи, одуванчика; лупа, ватный шарик.
Дети рассматривают луговые цветы, описывают выделяя в строении лепестки и сердцевину. ют, где у цветка может быть пыльца, и находят ватным шариком. Рассматривают цветущие березы через лупу, обнаруживают сходство с цветами (имеется пыльца). Взрослый предлагает де тям придумать символы для обозначения цветов
|
;зы, ивы, осины (сережки — тоже цветы). Уточняет,
зачем пчелы прилетают к цветам, нужно ли это растегшям (пчелы летят за нектаром и опыляют растение).
Как пчелки переносят пыльцу?
Выявить, как происходит процесс опыления у рас тений.
Ватные шарики, порошок-краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупа.
Дети рассматривают строение конечностей и тельца насекомых через лупу (мохнатые, покрытые как бы волосками). Представляют, что ватные шарики — это насекомые. Имитируя движение насекомых, прикаса к)тся шариками к цветам. После прикосновения на них остается «пыльца». Определяют, как насекомые могут помочь растениям в опылении (к конечностям и тельцам насекомых прилипает пыльца). Дети составляют модель зависимости растений от животных,
Помош растению
Выявить, как происходит _процесс опыления у растений.
Растение, требующее искусственного опыления (лагенария или огурцы), ватные шарики.
Дети выясняют, одинаковы ли цветы лагенарии (одни на длинных, другие на коротких стебельках). придумывают символ для обозначения разных цветов. Выясняют, как помочь растениям, если их не опыляют насекомые (перенести пыльцу с цветка на цветок). Дети делятся на три группы. Каждая помечает свои цветы. Через одну-две недели после опыления наблюдают: на опыленных женских цветках (с коротким стеблем) появилась завязь, на других — нет.
|
Кто поможет?
Установить особенности процесса опыления растений с помощью ветра.
О Два полотняных мешочка с мукой, бумажный веер или вентилятор, модель придумывания символа.
Дети выясняют, какие цветы у березы, ивы, почему к ним не летят насекомые (они очень мелкие, для насекомых неудобны; когда они цветут, насекомых мало). Выполняют опыт: трясут мешочками, наполненными мукой — «пыльцой». Выясняют, что нужно, чтобы пыльца попала с одного растения на другое (растения должны расти близко или кто-то должен перенести на них пыльцу). Используют веер или вентилятор для «опыления». Дети придумывают симвоЛЫдля цветов, опыляемых ветром.
Зачем им крылышки?
Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения,
О Плоды-крылатки, ягоды; вентилятор.
Дети рассматривают плоды, ягоды и крылатки. Выясняют, что помогает рассеяться семенам-крылаткам. Наблюдают за «полетом» крылаток. Взрослый предлатает убрать у них «крылышки». Повторяют опыт, используя вентилятор или веер. Определяют, почему семена клена вырастают далеко от родного дерева (ветер помогает «крылышкам» перенести семечко на большие расстояния).
Зачем оДуванчшсу «парашютики»?
Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
О Семена одуванчика, лупа, вентилятор.
Дети выясняют, почему одуванчиков так много. Рассматривают растение с созревшими семенами, сравнивают семена одуванчика с другими по весу, наблюдают за полетом, за падением семян без «парашютиков», делают вывод (семена очень мелкие, ветер помогает «парашютикам» улететь далеко).
Зачем репейнику крючки?
Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
Плоды репейника, кусочки меха, ткани, лупа, тарелочки для плодов.
Дети выясняют, кто поможет репейнику разбросать свои семена. Разламывают плоды, находят семена, рассматривают их через лупу. Дети уточняют, сможет ли им помочь ветер (плоды тяжелые, нет крылышек и «парашютиков», поэтому ветер их не унесет). Определяют, захотят ли их есть животные (плоды жесткие, колючие, невкусные, коробочка твердая). Называют, что есть у этих плодов (цепкие колючки-крючки). Используя кусочки меха ц ткани, взрослый вместе с детьми демонстрирует, как это происходит (плоды колючками цепляются за мех, ткань).
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ(ЭКОСИСТЕМЫ)
Что есть в почве?
Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).
Комочек земли, металлическая (из тонкой пластины) тарелочка, спиртовка, остатки сухих листочков, лупа, пинцет.
Детям предлагается рассмотреть лесную почву и почву с участка детского сада. Дети с помощью лупы определяют, где какая почва (в десной много перегноя). Выясняют, на какой почве лучше растут растения, почему (в лесу растений больше, в почве больше питания для них). Взрослый вместе с детьми сжигает лесную почву в металлической тарелочке, обращает внимание на запах при сгорании. Пробует сжечь сухой лист. Дети определяют, что делает почву богатой (в почве леса много перегнившей листвы). Обсуждают состав почвы города. Уточняют, как узнать, богатая ли
она, Рассматривают ее -с Помощью лупы, сжигают на тарелочке. Дети придумывают символы разной почвы: богатой и бедной.
Как листья становятся питанием для растений?
Установить зависимость факторов неживой приро ды от живой (богатство почвы от гниения растений).
О Почва, опавшая листва, дождевые черви, емкость.
Взрослый (осенью) обращает внимание детей на опавшие листья. Выясняет, что делается с опавшими листьями в городе (их сжигают, увозят), в лесу (они превращаются в почву). Уточняет, почему в лесу много растений (в лесу почва лучше, богаче). Взрослый вместе с детьми прикапывает возле деревьев и кустар ников листву. В огороде под грядками и на клумбе роют канавки и укладывают листву, пересыпая ее слоями почвы. Выясняют, что произойдет с листвой к весне (она сгниет, превратится в почву). В помещении в прозрачной емкости делают такую же смесь из листьев и почвы, помещают туда дождевых червей. Дети наблюдают, что происходит в емкости. Сравнивают по лученные результаты. Взрослый подводит детей к
пониманию, что богатство почвы зависит от перегнивших растений.
Где цветы лучше растут?
Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).
О На участке рассада цветов, предметы ухода за ними.
Взрослый предлагает посадить рассаду цветов и овощей в разную почву — подготовленную осенью (с листвой) и сделанную весной. Дети наблюдают развитие растений на разных грядках, зарисовывают в дневнике наблюдений, делают вывод, какая почва богаче (та,
что подготовлена осенью). При объяснении используют модель взаимозависимости в природе..
Что у нас под ногами?
Подвести детей к пониманию, что почва имеет раз ный состав.
Почва, лупа, спиртовка, металлическая тарелка, стекло, прозрачная емкость (стакан), ложка или палоч ка для размешивания.
Дети рассматривают почву, находят в ней остатки растений. Взрослый нагревает почву в металлической тарелке над спиртовкой, держа над почвой стекло. Вместе с детьми выясняет, почему стекло запотело (в почве есть вода). Взрослый продолжает нагревать почву, предлагает определить по запаху дыма, что находится в почве (питательные вещества: листья, части насекомых). Затем почва нагревается до исчезновеция дыма. Выясняют, какого она цвета (светлая), что из нее исчезло (влага, органические вещества). Дети высыпают почву в стакан с водой, перемешивают. После оседания в воде частиц почвы, рассматривают осадок (песок, глина). Выясняют, почему в лесу на месте костров ничего не растет (выгорают все питательные вещества, почва становится бедной),
где Дольше?
Выделить причину сохранения влаги.
О Горшки с растениями.
Взрослый предлагает полить почву в двух одинаковых по размеру горшках равным количеством воды, поставить один горшок на солнце, другой — в тень. В конце прогулки дети объясняют, почему в одном горшке почва сухая, в другом — влажная (йа солнце вода испарилась, а в тени — нет). Взрослый предлагает детям решить задачу: над лугом и лесом прошел дождь; где земля дольше останется влажной и почему (в лесу земля останется влажной дольше, чем на лугу, так как там больше тени, меньше солнца).
Хватает ли света?
Выявить причину того, что в воде мало растений.
О Фонарик, прозрачная емкость с водой.
Взрослый обращает внимание детей на комнатные растения, расположенные около окна. Выясняет, где растения растут лучше около окна или вдали от него, почему (те растения, что ближе к окну, — им больше достается света). Дети рассматривают растения в аквариуме (пруде), определяют, будут ли расти на большой глубине водоемов растения (нет, свет через воду проходит плохо). Для доказательства просве чивают фонариком воду, уточняют, где растениям луч ше (ближе к поверхности воды).
Г де растения быстрее получат воду?
Выявить способность разных почв пропускать воду.
Воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, почва из леса и с тропинки.
Дети рассматривают почвы: определяют, где лесная, а где городская. Рассматривают алгоритм опыта, обсуждают последовательность работы: на дно воронки кладут вату, затем исследуемую почву, ставят воронку на емкость. Отмеряют одинаковое количество воды для той и другой почвы. По стеклянной палочке в центр воронки медленно вливают воду до появления воды в емкости. Сравнивают количество жидкости. Через лесную почву вода проходит быстрее, лучше впитывается. Вывод: растения быстрее «напьются» в лесу, чем в городе.
МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
КАК ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЕ
Как легче плавать?
Установить связь между строением и образом жиз ни птиц в экосистеме.
78
Макеты лапок водоплавающих и обычных птиц, емкость с водой, механические плавающще игрушки (пингвин, уточка), лапка из проволоки.
Взрослый предлагает выяснить, какими должны быть конечности у тех, кто плавает. Для этого дети выбирают макеты лапок, которые подходят водоплавающим птицам; доказывают свой выбор, имитируя греблю лапками. Рассматривают механические плавающие игрушки, обращают внимание на строение вращающихся частей. У некоторых игрушек вместо лопастей вставляют контурные лапки из проволоки (без перепонок), запускают оба вида игрушек, определяют, кто быстрее поплывет, почему (лапки с перепонками отгребают больше воды — плыть легче, быстрее).
Почему говорят «как с гуся вода»?
ф Установить связь между строением й образом жизни птиц в экосистеме.
Перья куриные и гусиные, емкости с водой, жир, пипетка, растительное масло, «рыхлая» бумага, кисточка.
4 Дети рассматривают перья гусиные и пуховые куриные, смачивают водой, выясняют, почему на гусиных перьях вода не задерживается. Наносят на бумагу растительное масло, смачивают лист водой, смотрят, что произошло (вода скатилась, бумага осталась сухой),
Выясняют, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья.
Как устроены перья у птиц?
Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Перья куриные, гусиные, лупа, замок-«молния», свеча, волос, пинцет.
Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая
внимание на стержень и прикрепленное к нему опа79
хало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня — пустота). Взрослый предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность), Рассматривают опахало через сильную лупу или микроскоп (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут прочно и легко совмещаться между собой, как бы застегивая поверхность пера). Рассматривают пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру). Дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла тела).
Почему водоплавающих птиц такой клюв?
Определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Зерно, макет клюва утки, емкость с водой, крошки хлеба, иллюстрации птиц,
ВзрослыЙ на иллюстрациях птиц закрывает изображения их конечностей. Дети выбирают из всех птиц водоплавающих и объясняют свой выбор (у них должны быть такие клювы, которые помогут добывать им пищу в воде; у аиста, журавля, цапли — длинные клювы; у гусей, уток, лебедей — плоские, широкие клювы). Дети выясняют, почему у птиц разные клювы (аисту, журавлю, цапле надо доставать лягушек со дна; гусям, лебедям, уткам — вылавливать корм, процеживая воду). Каждый ребенок выбирает макет клюва. Взрослый предлагает с помощью выбранного клюва собрать корм с земли и из воды. Результат объясняют.
Кто ест водоросли?
Выявить взаимозависимости в живой природе экосистемы «пруд».
ф |
Дети рассматривают водоросли в аквариуме, находят отдельные части, кусочки водорослей. Выясняют, кто их ест. Взрослый разделяет обитателей аквариума: в первую банку помещает рыбок и водоросли, во вторую — водоросли и моллюсков. В течение месяца дети наблюдают за изменениями.
Во второй банке водоросли повреждены, на них появились яйца моллюсков.
Кто чистит аквариум?
Выявить взаимосвязи в живой природе экосистемы «пруд».
Аквариум со «старой» водой, моллюски, лупа, кусок белой ткани.
Дети рассматривают стенки аквариума со «старой» водой, выясняют, кто оставляет следы (полоски) на стенках аквариума. С этой целью проводят белой тканью но внутренней стороне аквариума, наблюдают за поведением моллюсков (они двигаются только там, где остался налет). Дети объясняют, мешают ли моллюски рыбкам (нет, они очищают воду от тины).
Вода — это хорошо или плохо?
Выделить из многообразия растений водоросли.
Аквариум, элодея, ряска, лист комнатного растения.
Дети рассматривают водоросли, выделяя их особенности и разновидности (растут полностью в воде, на поверхности воды, в толще воды и на суше). Дети пробуют изменить среду обитания растения: лист бегонии опускают на воду, элодею поднимают на поверхность, ряску опускают в воду. Наблюдают, что происходит (эло81
дея сохнет, бегония загнивает, ряска сворачивает лист). Объясняют особенности растений разной среды произрастания.
где растут грибы?
Выявить благоприятные условия для развития и роста грибов.
Споры старых грибов — свинух (свинушек).
Дети разбрасывают споры в разных местах: на сол' нце, возле деревьев, в тени. Наблюдают, где появились грибы (грибов выросло больше в сырых местах, в тени).
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
Вода
Помощница вода
Использовать знания о повышении уровня воды решения познавательной задачи.
Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики.
Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (вливать воду, пока она не польется через край). Взрослый предлагает проделать эти действия. Дети делают вывод: вода, заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее предметы.
Умная галка
Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы,
Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкоети.
Перед детьми ставится задача: достать предмет не опуская руку в воду. Дети предлагают вариант (напри.
мер, класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев), выполняют его, Делают вывод:
камешки, заполняя емкость, выталкивают из нее воду.
Какие свойства?
ф Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
Емкости со снегом, водой, льдом.
Взрослый предлагает детям рассмотреть вниматель по воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменянугся в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличлвается, так как лед тает), воды и снега (вода теряет н розрачность, становится холоднее, ее объем увеличивлется, снег изменяет цвет), снега И льда (не взаимодействуют). Дети рассуждают, как сделать лед непрозрачным (измельчить его).
Куда Делась воДа?
ф Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).
Три мерные одинаковые емкости С окрашенной во-
для |
активнее и чаще поднимаются с поверхности воды); когда емкость закрыта, испарение слабое (частицы воды не могут испариться из закрытого сосуда).
ОткуДа берется воДа?
Познакомиться с процессом конденсации.
О Емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.
и |
под- |
Водяная мельница
Познакомить с силой воды.
Вертушка, емкость с водой, алгоритм деятельности.
Дети по схеме изготавливают вертушку, которая работает по принципу мельницы. Согласно алгоритму деятельности выполняют действия: льют воду на вертушку, наблюдают за ее вращением. Выясняют, почему вертушка вращается (лопасть вертушки сделана под углом, вода толкает ее и перемещает, под струю попадает другая лопасть, она вращается). Дети делают вывод, что падающая вода обладает силой и надо увеличить поток воды, чтобы вращение было быстрее.
ВОЗДУХ
Где теплее?
Выявить, что теплый воздух легче холодного нимается вверх.
Два термометра, чайник с горячей водой„
Дети выясняют, если в комнате прохладно, то где теплее — на полу или на диване, т.е. выше или ниже, сравнивают свои предположения с показаниями термометров. Дети выполняют действия: держат руку пыше или ниже батареи; не прикасаясь к чайнику, держат руку над водой. Выясняют с помощью дейс•гвий, где теплее воздух: сверху или снизу (все, что легче, поднимается вверх, значит теплый воздух легче колодного и сверху теплее).
Ветер в комнате («Живая змейка»)
ф Выявить, как образуется ветер, что ветер — это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный — опускается вниз.
Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).
Взрослый зажигает свечу и дует на нее. Дети выменяют, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Взрослый предлагает рассмотреть «змейку» ее спиральную конструкцию и демонстрирует деггям вращение «змейки» над свечой (воздух над свеной теплее, над ней «змейка» вращается, но не опускается вниз, потому что ее поднимает теплый воздух). Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться о змейку», и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно.
Взрослый предлагает детям определить направле пие движения ветра сверху и снизу дверного проема. Дети объясняют, почему направление ветра разное (тепвоздух в квартире поднимается и выходит через щель вверху, а холодный тяжелее, и он входит в помещение снизу; через некоторое время холодный воздух нагреется в помещении, поднимется вверх и выйдет на улицу через щель вверху, а на его место снова и снова будет приходить холодный воздух). Именно так возникает ветер в природе. Зарисовывают результаты опыта.
ПоДвоДная лоДка
Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды,
85
Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пла-
стиковыё стаканы, емкость с водой.
Дети выясняют, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Они выполняют действия: погружают стакан ii воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку, вдувают под него воздух. В кон. це опыта делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды — попадая в стакан через трубочку, он
вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх. выталкивая из воды стакан.
Упрямый воздух (1)
Обнаружить, что воздух при сжатии занимает мень. ше места; сжатый воздух обладает силой, может дви.
гать предметы.
Шприцы, емкость с водой (подкрашенной).
Дети рассматривают шприц, его устройство (ци. линдр, поршень) и демонстрируют действия с ним: отжимают поршень вверх, вниз без воды; пробуют от. жать поршень, когда пальцем закрыто отверстие; на. бирают воду в поршень, когда он вверху и внизу. Взрос• лый предлагает детям объяснить результаты опыта. рассказать о своих ощущениях при выполнении действий. В конце опыта дети выясняют, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух облае дает силой, которая может двигать предметы.
Упрямый возДух (2)
Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меше ше места. Сжатый воздух обладает силой, может
двигать предметы.
О Пипетки, емкость с водой (подкрашенной).
Дети рассматривают устройство пипетки (резиновы* колпачок, стеклянный ЦИЛИНДР). Проводят опыт анало. гично предыдущему (сжимают и разжимают колпачок),
Сухой из воды
(1 вариант — Салфетка в стакане)
Определить, что воздух занимает место.
Емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой.
Взрослый предлагает детям объяснить, что означаот «выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяспить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее подниМЛ'(УГ его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан. Взрослый предлагает определить, намокла ли салфетка (не намокла), и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха вый дут, а его место займет вода, салфетка намокнет). Дети самостоятельно повторяют опыт.
Сухой из воды
(2 вариант — Флажок на бруске)
Ф Определить, что воздух занимает место.
' » Емкость с водой, деревянные бруски с флажками, банки (в них должен свободно входить брусок с флажком).
Взрослый предлагает детям опустить брусок в воду, понлблюдать, как он плавает. Выясняют, почему он не тонет (дерево легче воды), как можно его утопить (опуна дно), не намочить (опускать в воду, накрыв Папкой). Дети самостоятельно выполняют действия. Обпочему брусок не намок (потому что в банке находится воздух).
Что быстрее?
Обнаружить атмосферное давление.
Два листа писчей бумаги.
Взрослый предлагает подумать, если одновременно выпустить из рук два листа: один горизонтально, гой вертикально (показывает, как держать в руках), то какой быстрее упадет. Слушает ответы, предлагает проверить. Сам демонстрирует опыт. Почему первый лист падает медленно, что его задерживает (воздух давит на него снизу). Почему второй лист падает быстрее (он падает ребром, и поэтому воздуха под ним меньше). Дети делают вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы (это атмосферное давление),
Фокус «Почему не выливается?»
Обнаружить атмосферное давление.
Стаканы с водой, почтовые открытки.
дру- |
Самодельный термометр
Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда.
Стеклянная трубка или стержень (прозрачный) от шариковой ручки, бутылочка 50—100 мл, немного подкрашенной воды.
Дети рассматривают «термометр»: как он работает, его устройство (бутылочка, трубочка и пробка); с помо. щью взрослого изготавливают модель термометра. Про. делывают шилом отверстие в пробке, вставляют ее в бутылочку. Затем набирают каплю подкрашенной
воды в трубочку и втыкают трубку в пробку так, чтобы капля воды не выскочила. Бутылочка нагревается в руках, капелька воды поднимается вверх.
ПЕСОК, ГЛИНА, КАМНИ
Могут ли животные жить в земле?
ф Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).
Почва, спиртовка, металлическая тарелка, стекло или зеркало; емкость с водой.
Дети выясняют, что нужно животным для жизни (воздух для дыхания, влага), есть ли в почве воздух, влага, питание. Дошкольники выполняют следующие действия: погружают почву в воду (наблюдают выделегше пузырьков воздуха); нагревают почву в тарелке олд спиртовкой, держа над почвой охлажденное стекло (на нем появляются капельки воды); нагревают поч лу (по запаху выясняют наличие органических ОСтатков). Дети делают вывод, что животные могут жить в земле, потому что в ней есть воздух для дыхания, пи-
•глпие, влага.
Наверх!
ф Выяснить, что в почве находятся вещества, необхо димые для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).
Земляные черви, земля, камушки, стаканы (Приложение, рис. 8).