Изготовление солнечных часов




Продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца.

Стержень (палочка) с заостренным Концом.

Взрослый проводит игру-занятие на улице. Обсуждает вместе с детьми, какие есть части суток, чем они отличаются (светлее или темнее, освещенность Солнцем), почему это происходит (Земля вращается вокруг Солнца, и солнечных лучей то больше, то меньше по 90

падает на данную поверхность Земли), как более точно можно определить время (по часам), какие бывают часы (механические, песочные и пр.). Детям рассказывают о том, что раньше время определяли по Солнцу и солпечным часам. Взрослый предлагает сделать солнеч ные часы по алгоритму: начертить на листе бумаги ровный круг, точно в центре закрепить колышек и в течение дня на окружности делать отметки и ставить цифры в соответствии со временем. Дети учатся пользоваться солнечными часами.

Световой луч

Понять, что свет — это поток световых лучей; познакомить е тем, как можно увидеть луч света; понять, что световое пятно (или тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене, и наоборот.

Фильмоскоп, аквариум (емкость с водой), лист черной бумаги с отверстием диаметром 3—5 мм, зеркало.

Взрослый предлагает детям отгадать загадку о дуче света. Рассматривают иллюстрацию, где хорошо видпы лучи света, проходящие сквозь тучу (или толщу воды), и объясняют, что свет — это лучи, которые в воздухе невидимы, их можно увидеть в воде или тумане (когда в воздухе очень много частиц воды). Взросльтй демонстрирует это детям и объясняет увиденное но ходу действия. Выключает свет, включает фильмоскоп, спрашивает, что появляется на стене (световой круг), почему (лампа в фильмоскопе засветилась, и от нее стали исходить лучи света; отверстие круглое, поэтому и лучи света образуют круг). Выключает фильмоскоп, изображение исчезает (нет участка света). Вставляет в рамку фильмоскопа кусочек черной бума ги с отверстием диаметром 3—5 мм, включает фильмоскоп и спрашивает, что изменяется, почему (изображение уменьшается, так как луч света становится тонь ше из-за уменьшения отверстия). Взрослый направЛЯ(УГ луч света в аквариум, выясняет, что дети видят (луч). Затем ставит на пути светового луча в воде зер кальце, уточняет, почему луч пошел в другом направлении (он отразился от зеркала).

Теневой (театр

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение,

Диапроектор или фильмоскоп, оборудование для те невого театра.

Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Обсуждают, как и почему получается изображение (нужен источник света в затемненной комнате и светлый экран на стене — тогда контур тени будет более четким, а сама тень — темнее; луч света доходит до предмета и дальше не проходит — образуется тень, повторяющая контур предмета). Выясняют, все ли предметы дают тень, почему не все (прозрачные предметы пропускают через себя световые лучи, поэтому они не дают тени, например оконное стекло). Делают вывод: предметы (изображения персонажей) должны быть непрозрачными, плотными, лучше черными (меньше отражаются лучи света). Дети рассматривают фигурки, тени от них. Определяют, как правильно держать

их (по отношению к свету, экрану и пр.) Распределяют роли, обязанности, размещают оборудование, пока зывают выбранную сказку.

Живые тени

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

О Фильмоскоп (диапроектор или фонарик).

Дети рассматривают фильмоскоп, (диапроектор), его устройство. Выясняют, что произоидет, если включить фильмоскоп (появится круг света), почему (потому что лучи света проходят сквозь отверстие), если подвинуть стене фильмоскоп, что произойдет со световым пятном (оно уменьшится и станет более четким). Взрослый демонстрирует увеличение и уменьшение светового пятна, приближая фильмоскоп к стене и удаляя от нее. Обсуждают причину происходящего, используя изображение на рисунке расходящегося светового луча, идущего от источника света к предмету, меняя удаленность предме92

та, экрана (пятно света — это лучи света, которые прошли сквозь отверстие; когда приближают лампу к стене или удаляют от стены, количество лучей не изменяется, ведь не изменяется отверстие, но изменяется расстояние (путь) до экрана, проходя которое лучи света рассеиваются). Можно дополнительно показать процесс рассеива ния лучей на примере разбрызгивания воды из пульве ризатора (пятна на гигроскопичном материале). Дети учатся создавать на стене изображения (тени) различных объектов с помощью комбинаций равных положений рук и. пальцев (голубь, заяц, собака и пр.), Взрослый рассказывает историю с помощью теней.

Ра зные отражения

Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете.

Набор предметов, обладающих способностью отражения зеркала.

Взрослый загадывает загадку об отражении и о зер кале, предлагает детям рассмотреть отражение в нескольких предметах (например, в стекле с затемненпой обратной стороной, на полированной крышке стола, стенке самовара и др.) при включенном искусственном освещении. Дети обсуждают, где отражение лучше. Взрослый предлагает найти еще предметы, которые могут отражать, дети обследуют поверхность этих предметов и тех, где отражения нет. Делают вы вод: предметы отражаются на гладкой, ровной, блестящей поверхности. Рассматривают свое отражение в зеркале при разной степени освещенности, выясня[от: чем светлее в помещении, тем лучше, четче отражение. Взрослый предлагает создать коллекцию отрахающих материалов (предметов). Вместе с детьми совершает «Путешествие в прошлое зеркала».

Двойное отражение

Выявить особенности зеркального отражения (обратная ориентация).

Зеркала, схема двойного отражения,

Дети рассматривают свое отражение в зеркале, обсуждают обратную ориентацию изображения (то, что было слева, находится справа), полное сходство объекта и отражения. Взрослый предлагает прочитать слова (или назвать буквы), отраженные в одном зеркале и в двух зеркалах, повернутых друг к другу. Обсуждают, что происходит с буквами, когда они отражаются в одном зеркале (происходит обратная ориентация) и через два зеркала (ориентация изображения и объекта совпадает).

Солнечные «зайчики»

Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом).

О Зеркала.

Дети рассказывают стихотворение, загадывают загадку о солнечном «зайчике». Обсуждают, когда он получается (при свете, от предметов, отражающих свет). Взрослый показывает детям, как с помощью зеркала появляется «зайчик» (зеркало отражает луч света, и само зеркало становится источником света), предлагает пускать солнечные «зайчики» (поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении), прятать их (прикрыв зеркало ладошкой), поиграть в прятки и догонялки на стене. Дети выясняют, что управлять «зайчиком», играть с ним трудно (даже от небольшого движения зеркала солнечный «зайчик» перемещается на стене на большое расстояние). Взрослый предлагает пускать «зайчиков» в помещении, где нет яркого света (например, в спальне). Обсуждают, почему «зайчики» не появляются (нет яркого света).

мт-ниты, МАГНЕТИЗМ

Мы — фокусники!

Выявить материалы, взаимодействующие с магнитами.

Деревянный шарик со вставленной внутрь металлической пластиной, обычный деревянный шарик,

емкость е водой, «волшебная» рукавичка с магнитом внутри, иголка, растительное масло, кусочек ткани.

Дети рассматривают иголку, определяют материал, из которого она сделана. Взрослый уточняет у детей, что произойдет, если положить ее в стакан с водой (утонет, так как она металлическая). Предположения детей проверяют: предварительно проводят иголкой по ткани, смоченной растительным маслом, опускают в воду (иголка плавает), проводят рукавичкой по стакану — она тонет. Взрослый предлагает назвать варианты, как достать предмет, не замочив руки (вылить воду, поднять с помощью другого предмета: сачка, магпита, поднося его к стакану). Объясняют, опираясь на опыты, проводимые в средней группе. Дети рассматривают деревянный шарик, определяют материал, выясняют, что произойдет, если положить деревянный шарик в стакан с водой (будет плавать). Предположепия детей проверяют, опуская в воду два шарика. Выясняют, почему один из деревянных шариков утонул (вероятно, он тяжелый, не деревянный внутри). Взрослый предлагает его достать, не замочив рук. Дети подносят «волшебную» рукавичку, достают шарик, рассматривают его и делают вывод: магнит притянул шарик, потому что в нем находится металлическая пластина.

Притягиваются не притягиваются

ф Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из ткани, бумаги, пластмассы, резины, меди, серебра, алюминия), магнит,

Дети рассматривают все предметы, определяют материалы. Высказывают предположения, что произойдет с предметами, если к ним поднести магнит (некоторые из них притянутся к магниту). Взрослый предлагает детям отобрать все названные ими предметы, которые не притянутся к магниту, и назвать материал. Рассматривают оставшиеся предметы, называя ма95

териал (металлы) и проверяя их взаимодействие с магнитом. Проверяют, все ли металлы притягиваются магнитом (не все; медь, золото, серебро, алюминий магнитом не притягиваются).

Магнитные силы

Выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества.

О Пластмассовая ткань, бумага, тарелка, стакан фанера, с водой, картон, магнит; оргстекло,мел-

фольга, кие, реагирующие на магнит предметы; емкость с песком и мелкими металлическими предметами.

Взрослый предлагает выяснить, могут ли магнитные силы действовать на расстоянии, как проверить (медленно поднести магнит и наблюдать за предметом; действие магнита прекращается на большом рас стоянии). Уточняют, могут ли магнитные силы прохо дить через разные материалы, что для этого надо сделать (положить с одной стороны предмет, с другой магнит и перемещать его). Выбирают любой материал, проверяют действие магнитных сил через него; накрывают мелкие предметы чем-нибудь, подносят маг нит, приподнимают его; насыпают мелкие предметы на исследуемый материал и снизу подносят магнит. Делают вывод: магнитные силы проходят через многие материалы. Взрослый предлагает детям подумать, как найти потерянные часы в песке на пляже, иголку на полу. Предположения детей проверяют: поместив в песок мелкие предметы, подносят к песку магнит.

Необычная скрепка

Определить способность металлических предметов намагничиваться.

Магнит, скрепки, мелкие пластинки из металла, проволочки.

Взрослый предлагает детям поднести магнит К скрепке, рассказать, что с ней произошло (притяну. лась), почему (на нее действуют магнитные силы). Остороэкно поднести скрепку к более мелким металлическим предметам, выяснить, что С ними происходит (они притянулись к скрепке), почему (скрепка стала «магнитной»). Осторожно отсоединяют первую скрепку от магнита, вторая держится, выясняют почему (скрепка намагнитилась). Дети составляют цепочку из мелких предметов, осторожно поднося их по одному К ранее намагниченному предмету.

Два магнита

ф Выявить особенность взаимодействия двух магни тов: притяжение и отталкивание. Два магнита.

Взрослый ставит перед детьми задачу: определить, как будут вести себя два магнита, если их поднести друг к другу. Предположения проверяют, поднося один магнит к другому, подвешенному на нитке (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднесмагнит другой стороной (они оттолкнутся; магниты могут притянуться или оттолкнуться, в зависимостп от того, какими полюсами подносить их друг к ДРУГУ).

Как увиДеть магнитные силы?

ф Показать магнитное поле вокруг магнитов.

Стаканчик, металлические опилки, магниты, картон или тонкая фанера, скрепки.

Дети накрывают магниты картоном, подносят скреп ко. Выясняют, как действует магнит: он приводит в днлжение скрепки, они двигаются под действием маго п•гньтх сил. Определяют расстояние, на котором скрепначинает притягиваться к магниту, медленно, издалека подводя скрепку к магниту. С небольшой высоты медленно насыпают металлические опилки. Рас «матривают полученные «магнитные» рисунки, которые располагаются больше у полюсов и расходятем посередине. Дети выясняют, что сочетанием неекольких магнитов можно «нарисовать» интересную магнитную» картину.

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Волшебный шарик

Установить причину возникновения статического электричества.

О Воздушные шары, шерстяная ткань.

Дети обращают внимание на «прилипший» к стене

воздушный шар. Осторожно за нить тянут его вниз (он по-прежнему прилипает к стене). Дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется (шар падает, отлипает от стены), выясняют, как сделать шар вол. шебным. Предположения дети проверяют действия. ми: осторожно натирают шар о волосы, ткань, одеж. ду — и к нему начинают прилипать кусочки ткани, шар, волосы, одежда.

Волшебники

Установить причину возникновения статического электричества.

Пластмассовые шарики, авторучки, пластины орг•' стекла, фигурки из бумаги, нитки, пушинки, ку. сочки ткани, янтаря, бумаги.

Взрослый ставит перед детьми задачу:

как
перестало
предметы волшебными, чтобы они могли притягивать к себе (потереть тканью о волосы, одежду). Предположения дети оформляют в виде алгоритма или пиктограммы. Выполняют действия, проверяя электризацию предметов, взаимодействие с различными материала• ми. Делают вывод о возникновении притягивающих сил. Устанавливают оргстекло на подставку, под кото• рой лежат фигурки из бумаги. Выясняют, как заста. вить фигурки двигаться: используют для натирания стекла разные материалы, фигурки прилипают к стек. ЛУ. Дети протирают влажной тканью стекло рят, что произошло с фигурками (фигурки стол, «электричество» кончилось, оргстекло притягивать).

Чудо-прическа

Познакомить с проявлением статического электри чества и возможностью снятия его с предметов.

Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зерка ло, ткань.

Взрослый предлагает детям выяснить, почему иногда волосы становятся непослушными (торчат в разные стороны). Предположения детей обсуждаются с помощью вопросов: бывают ли волосы такими, если они мокрые, если они сухие. Взрослый предлагает детям перед зеркалом причесать волосы, энергично проводя расческой, поднять расческу на некоторое расстояние над головой. Выяснить, что происходит с волосами (они электризуются и поднимаются вверх), Повторяют опыт, предварительно натирая расческу кусочком ткани. Выясняют, почему одежда иногда прилипает к телу (она трется о тело, получает «электричество» при глаженин, становится наэлектризованной).

Как увиДеть и услышать электричество?

ф Понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предметов.

Теплый свитер, кусочки шерстяной ткани (или синтетической), вода (антистатик), воздушный шар.

В темном помещении дети снимают с себя сухую одежду. Выясняют, что увидели и услышали (слышен слабый треск, видны искры). Надевают одежду, проводят по ней влажной рукой, щеткой (или сбрызгипл (оТ антистатиком), вновь снимают одежду и выясня'0'\', есть ли теперь электричество (нет). Сложенные друг друга кусочки ткани натирают воздушным шариком (или пластмассовым предметом). В темноте мед ленно, держа за концы, разъединяют их. Наблюдают, что происходит (проявляется электричество — искры, треск). Подносят ткань друг к другу, определяют, что ироисходит при соединении материала (ткань липнет, мри разъединении потрескивает, искрит, притягивае•гея при приближении друг к другу). Сбрызгивают

их водой, проверяют, есть ли электричество; почему одежде иногда прилипают нитки, пушинки (одежда в этот момент наэлектризована).

Волшебные шары

Выявить взаимодействие двух наэлектризованных, предметов.

Воздушные шары на длинных нитках, кусочки ткани.,

Взрослый ставит перед детьми задачу: как сделать шарик «электрическим». Дети электризуют шарик, проверяют его электризацию, поднося к мелким кусочкам бумаги, ниткам, пушинкам, стене. ВЫЯСняЮТ, что произойдет, если оба шарика сделать «электрическими» (подвешенные шары натирают о волосы и отч пускают, шарики не притягиваются друг к другу). Затем сбрызгивают один шар водой, проверяют, ЧТО изменилось (шарики сближаются).

«Вертушка»

Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов.

О Три пластмассовые расчески, мех.

Взрослый подвешивает расческу на длинной нити, Спрашивает детей, как заставить ее вращаться, ничем не дотрагиваясь (подуть, подействовать какой-нибудь силой). Предложения детей обсуждают. Электризуют вторую расческу, поднеся ее к первой, заставляя ту вращаться. Выясняют, почему это происходит («электу рическая» расческа притягивает «неэлектрическую». и заставляет ее вращаться).

Электризуют подвешенную расческу, поднося к ней вторую наэлектризованную расческу, обращают вни• мание, куда теперь движется первая расческа (враща. ется в другую сторону). Соединяют две одинаковые пластмассовые расчески крестообразно, подвешивают их на нить, Выясняют, как заставить их вращаться\ Предположения дети оформляют в виде алгоритма дей* ствий, проверяют, поднося третью наэлектризованную расческу к 1$раям «вертушки».

ВЕС, ПРИТЯЖЕНИЕ

Почему все падает на землю?

ф Понять, что Земля обладает силой притяженш{.

Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух), Емкость с водой, песком, металлические шарики.

. Дети подбрасывают предметы вверх. Проверяют, что с ними происходит, какие быстрее падают на землю, какие дольше держатся в воздухе, какие они по весу (предметы легкие по весу, имеющие большую поверх ность в воздухе, держатся дольше).

Рассматривают предметы, выясняют материал, из которого они сделаны. Отпускают все предметы с одипаковой высоты на пол. По звуку определяют, какой

предмет ударился сильнее, почему (тяжелые предметы ударяются сильнее). Одинаковые шарики опускают с разной высоты над емкостью с песком. Выясняют, когда удар был сильнее, как догадались (удар сильнее, если предмет падает с большей высоты, и тогда в песке увеличивается углубление). Отпускают предме ты с разной высоты над емкостью с водой. Выясняют, когда удар был сильнее, как догадались (удар сильнее, если предмет падает с большей высоты; при падении предмета с большей высоты в воду больше брызг). Объясняют, почему опасно прыгать с высоких предме тов (удар о землю будет сильнее).

Две пробкц

ф Выяснить, как действуют сила притяжения.

Емкость с водой, две пробки одинакового размера.

Дети опускаютлробки в емкость с водой на рассто-

»шии 5 мм друг от друга. Проверяют, что произошло (пробки притянулись одна к другой).- Подталкивают одну из пробок К стенке емкости (с небольшого расстояния пробка притягивается К ней). Делают вывод: предметы могут притягиваться друг к,другу.

звук

Как распространяется звук?

Понять, как распространяются звуковые волны.

Емкость с водой, камешки; шашки (или монеты), стол с ровной поверхностью; глубокая емкость с во. дой или бассейн; тонкостенный гладкий бокал (У водой (до 200 мл) на ножке.

Взрослый предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга (звук по воздуху долетает от од-

ного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в емкость с водой. Определяют, что увидели (по воде расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая

волна невидима и передается она по воздуху.

Располагают шашки или монеты вплотную друг к. другу на гладкой поверхности. Резко, но не сильно ударяют по крайнему предмету. Определяют, что про. изошло (последний предмет отскочил — силу удара передали ему остальные предметы, так же передается звук по воздуху).

Дети выполняют опыт по алгоритму: ребенок при-

кладывает ухо к емкости (или краю бассейна), другое ухо закрывает тампоном; второй ребенок бросает как мешки. Первого ребенка спрашивают, сколько камешков брошено и как он догадался (услышал З удара, их звуки передались по воде).

Наполняют водой тонкостенный. гладкий бокал на ножке, водят пальцем по краю бокала, извлекая ТОН. кий звук. Выясняют, что происходит с водой (по воде пошли волны — передается звук).

где живет эхо?

Подвести к пониманию возникновения эха,

Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металличес кие, кусочки ткани, веточки, мяч.

Дёти определяют, что такое эхо (явление, когда ска«занное слово, лесенка слышится еще раз, как будто то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо (в

лесу, в арке дома, в пустой комнате). Проверяют серией опытов, где оно бывает, а где его быть не может. Каждый ребенок выбирает емкость и материал для ее лаполнения. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустой аквариум или большую стеклянную банку, вед (10. Выясняют, есть ли в нем эхо (да, звуки повторяютел). Затем заполняют емкости тканью, веточками, су-

хими листочками и т.п.; произносят звуки. ВЫЯСНяЮт, повторяются ли они в этом случае (нет, эхо исчезло).

Играют с мячом: отбивают его от пола, от стены; от кресла, от ковра. Замечают, как скачет мячик (хорошо отскакивает, возвращается в руки, если ударяется о твердые предметы, и не возвращается, остается на месте, если ударяется о мягкие предметы). Так же происхо дит со звуками: они ударяются о твердые предметы и возвращаются к нам в виде эха. Выясняют, почему в пустой комнате эхо живет, а в заполненной мягкой мебелью — нет (звук не отражается от мягких предме тов и не возвращается к нам).

Почему Мишутка пищал?

ф Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера,

Струны разной толщины, натянутые на деревянную планку; нити разной толщины, закрепленные одним концом на деревянной подставке (или привяванные к любому тяжелому предмету).

Вспоминают сказку «Три медведя». Изображают, как говорил Михайло Иванович, как говорила Настасья Петровна, как говорил Мишутка, какими были их голоса (у Михайла Ивановича — грубый, громкий, у Настасьи Петровны — не очень грубый, у Мишутки — тоненький голосок, не говорил, а пищал). Выясняют, почему у медведей такие разные голоса, проводя серию опытов.

Вспоминают, в результате чего появляются звуки речи (дрожание голосовых связок). Выбирают струны, звуки которых напоминают голос Михайло Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки. Объясняют свой выбор (толстая струна звучит похоже на голос Михайло Ивановича, самая тоненькая — на голос Мишутки, средпяя — на голос Настасьи Петровны).

Привязывают нить любой толщины к подставке. ажав нить между большим и указательным пальцамщ проводят ими по всей длине нити. Раздается звук, так как нить дрожит. Взрослый предлагает выполнить следующее задание: из набора нитей (заметно отличающихся по своей толщине) выбрать ту, которая будет звучать похоже на голоса Михайло Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки. Выполняют задание подгруппами.

Как появляется песенка?

Выявить одну из причин возникновения высоких и

низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.

Ксилофон, металлофон, деревянная линейка.

Взрослый предлагает детям сыграть на инструменте простую мелодию («чижик-пыжик»), затем повторить мелодию на другом регистре. Выясняют, одинаково ли звучали песенки (первый раз — нежнее, второй раз — грубее). Обращают внимание на размер трубочек инструмента, повторяют эту же мелодию на высоких нотах, делают вывод: у трубочек большого размера звук грубее (ниже), у маленьких — тоньше (выше). В песенках встречаются высокие и низкие ноты.

Как сДелать звук громче?

Выявить причины усиления звука.

О Пластмассовая расческа, рупор из картона.

Взрослый предлагает детям выяснить, может ли расческа издавать звуки. Дети проводят пальцем по концам зубьев, получают звук. Объясняют, почему возникает звук от прикосновения к зубьям расчески (зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев И издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха и слышится звук). Звук очень тихий, слабый. Ставят один конец расчески на стул. Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче (в случае затруднения предла гают одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время — легонько пальцами коснуться стула), что чувствуют пальцы, Делают вывод: дрожит

пе только расческа, но и стул. Стул больше, и звук помучается громче. Взрослый предлагает проверить этот вывод, прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: к столу, кубику, книге, цветочному горшку и т.д. (звук усиливается, так как колеблется большой но размеру предмет).

Дети представляют; что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту Выясняют, что ощущают руки (колебания), стал ли звук громче (звук усилился), какой прибор часто ис пользуют капитаны на кораблях, командиры, когда отда тот команды (рупор). Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через рупор. Делают вывод: команды через рупор громче, так как от голоса на чинает дрожать рупор и звук получается более сильным.

Коробочка с секретом ф Выявить причины ослабления звука.

Коробочки с мелкими предметами из разных материалов или крупами; одна коробочка с «секретом»: внутри полностью обложена поролоном.

Взрослый предлагает детям отгадать по звуку, что находится в коробочках. Дети трясут коробочку, извле кая звук, сравнивают звучание в разных коробочках, определяют материал (звук резкий, громкий — металл; звук шуршащий — крупа). Взрослый, не показывая внутренней части коробочки, помещает в нее мелкие металлические предметы, закрывает крышку, ставит коробочку в один ряд с остальными, меняет их места ми. Дети пробуют отыскать коробочку по звуку (звук глухой, не характерный для металла). По пометке на донышке находят коробку с «секретом», рассматривают ее устройство, выясняют, почему звук исчез (он как бы «застрял» в поролоне). Дети изготавливают коробочки с «секретом», обертывая их сверху поролоном. Проверяют, как звучат они и сохранила ли коробочка свой «секрет» (звук стал глуше, тише, неопределеннее). Взрослый предлагает детям подумать и ответить: если будильник звонит очень громко, что нужно сделать, чтобы не разбудить остальных (накрыть будильник чем-нибудь мягким — подушкой, одеялом И т.п.)

Почему не слышно?

Выявить причины ослабления звука.

О Большая емкость с водой, маленькие бумажные или пробковые кораблики.

Взрослый предлагает выяснить, почему не слышно того, что происходит, например, в другой группе, в другом городе, на другом конце большой полянки. Дети проводят следующие опыты.

В большой емкости у одного края помещают лег кие кораблики из бумаги или пробки. у противоположного края бросают камешки. Выясняют, что происходит с водой, корабликами (по воде пошли волны, кораблики у противоположного края неподвижны). Распределяют кораблики по всей поверхности емкости. Бросая камешки, обращают внимание на силу волны, заставляющей кораблики двигаться (чем ближе кораблик, тем сильнее он качается; то же происходит с невидимыми звуковыми волнами: чем источник звука дальше, тем звук тише).

Дети закрепляют в емкости преграды — «волноре вы», расположив их в любом направлении. С одной стороны емкости имитируют рукой «волны», наблюдают за их распространением. Выясняют, есть ли волны за преградой (нет, дойдя до преграды, волны «гаснут», утихают). То же самое происходит со звуками в городе, помещении.

ТЕплотр,

Твердые — жидкие

Понять изменение агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая подставка, металлическая тарелочка, пинцет или металлическая емкость с деревянной ручкой,

Предварительно подержав в холодном месте пластилин, дети выясняют, из каких частиц он состоит (из твердых — чтобы разъединить пластилин, надо приложить усилие). Рассуждают, что надо сделать, чтобы из

пего было удобно лепить (согреть, он станет мягче), как можно согреть (на солнце, на батарее, над пламенем свечи, в руках и т.д.). Дети помещают кусочек пласти- лина в металлическую тарелку, нагревают над пламенем свечи. Выясняют, что произошло с пластилином (от тепла он расплавился, растекся по тарелке. Из твер дого вещества он превратился в жидкое). Оставляют пластиеЧИН на 5—10 минут. Определяют, что происходит с пластилином, почему (он затвердевает; жидким он становится, если его нагревать). Дети утверждают,

что можно встретиться с такими же превращениями в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: