Любая человеческая деятельность должна протекать в определенных рамках и руководствоваться определенными правилами.
Стандарты и нормативы аудита относятся ко второй группе документов, регулирующих аудиторскую деятельность. Они являются третьим важнейшим элементом теории аудита. Если при помощи постулатов усваивается содержание стандарты, то последние определяют качество деятельности аудиторов. Их не следует путать с аудиторскими процедурами. Стандарты выполняются независимо от условий, в которых проводится аудит, не меняются в зависимости от времени аудиторской проверки, а процедуры могут быть разными при различной сложности системы учета (компьютерная или нет), видах проверяемого предприятия и при других конкретных условиях. Поэтому в аудиторских отчетах указывается, что проверка выполнена в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами, а не в соответствии с аудиторскими процедурами.
Под стандартами в теории и практике аудита понимают основные правила или основополагающие принципы аудиторских процедур. Данный минимум правил помогает аудитору определить масштаб аудиторских процедур и методику их проведения, является критерием оценки результатов аудиторской проверки.
Американские ученые Д.Р. Карамайкл и М. Бенис этому понятию дают такое определение: “Стандарты аудита – это качественные критерии определения процедур аудита, а также цели которые достигаются в результате их применения”.
Стандарты аудита нужны, так как они позволяют поддерживать аудиторскую деятельность на должном уровне, заставляют аудиторов постоянно повышать свои знания и квалификацию, обеспечивают сравнимость качества работы отдельных аудиторских организаций, рационализируют и облегчают аудиторскую работу. Они состоят из четырех взаимозависимых последовательных частей: основных постулатов, общих стандартов, рабочих стандартов и стандартов отчетности. Эти стандарты являются скелетной схемой, которой следует придерживаться при проведении аудиторской проверки, в том числе и автоматизированных систем.
|
Основные постулаты – это закономерность, логические принципы и необходимые условия, представляющие общую основу стандартов аудиторской деятельности. Они служат аудиторам в качестве схемы для формирования мнений и составления отчетов, в частности в случаях, где конкретные стандарты неприменимы.
Общие стандарты – это определенные качества и степень квалификации, которым должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи, стоящие перед ним. Основные требования, предъявляемые к аудитору, следующие: профессионализм; компетентность; независимость и объективность; надлежащее внимание при подготовке к аудиторской проверке, сборе и оценке информации, составлении отчетов, выводов и рекомендаций.
Важнейшее требование общих стандартов – независимость.
Аудитор должен быть компетентным. Как компонент аудиторского стандарта, компетентность выражается в соответствии подготовки и опыта специалиста сфере, масштабу и сложности аудиторских задач при высоком качестве выполнения работы.
Для улучшения проведения аудиторских процедур и получения максимального эффекта аудиторы должны обеспечить удовлетворительный уровень организации работ, гарантировать качество аудиторских отчетов, усилить внутренний контроль и независимость в оценке работы, учитывать недостатки и не допускать повторения ошибок.
|
Рабочие стандарты – правила, которыми руководствуется аудитор при выполнении задач аудита. Они включают в себя подготовку к аудиторской проверке, надзор, сбор достоверных сведений, соответствующее изучение и оценку средств внутреннего контроля.
На завершающем этапе аудита используют стандарты отчетности. Они представляют собой правила, касающиеся формы, содержания, размещения и подачи материалов по результатам аудиторской проверки. В зависимости от объекта и целей аудиторские отчеты могут составляться в следующих формах: вывод – для заключения аудитора по результатам проверки финансовой информации; отчет – для заключений аудитора по результатам управляющих организациями; замечания – для дирекций небольших предприятия.
В настоящее время по аудиту выпущено 29 международных нормативов и 4 норматива по работам, сопутствующим им. Перечень их приведен в таблице:
Международные нормативы аудита и сопутствующих ему работ.
№ | Наименование норматива | Время выпуска |
Международные нормативы аудита | ||
Цели и основные принципы проведения аудита | Октябрь, 1991 | |
Письмо-обязательство аудитора перед клиентом | Июль, 1980 | |
Основные принципы, регулирующие аудит | Октябрь, 1990 | |
Планирование | Февраль, 1981 | |
Использование материалов другого аудитора | Октябрь, 1991 | |
Оценка риска и внутренний контроль | Октябрь, 1991 | |
Контроль качества работы аудитора | Сентябрь, 1981 | |
Аудиторские доказательства | Январь, 1982 | |
Документальное руководство по наблюдению за ценностями, подтверждению счетов дебиторов и опросов по требованиям и претензиям | Февраль, 1991 | |
Документация | Январь, 1982 | |
Использование результатов работы внутреннего аудитора | Июль, 1982 | |
Обман и ошибка | Октябрь, 1982 | |
Аналитические процедуры | Октябрь, 1990 | |
Отчет аудитора о финансовой отчетности | Октябрь, 1989 | |
Другая информация в проведенной финансовой отчетности | Февраль, 1984 | |
Аудирование в среде электронной обработки данных | Февраль, 1984 | |
Техника проведения аудита с использованием компьютеров | Февраль, 1984 | |
Связные стороны | Октябрь, 1984 | |
Использование работы эксперта | Февраль, 1985 | |
Аудиторская выборка | Февраль, 1985 | |
Влияние электронной обработки данных на оценку учетных систем и внутреннего контроля | Июнь, 1985 |
|
Дата составления аудиторского отчета, события после составления баланса, обнаружение фактов после выпуска финансовой отчетности | Октябрь, 1991 | |
Информация, представленная руководству | Октябрь, 1985 | |
Оценка аудитором возможности постоянного функционирования предприятия | Октябрь, 1989 | |
Заключения аудиторов специального назначения | Октябрь, 1987 | |
Материальность и аудиторский риск | Октябрь, 1987 | |
Аудит учетных оценок | Февраль, 1989 | |
Изучение перспективной финансовой информации | Февраль, 1989 | |
Ответственность аудитора за начальные остатки при первой проверке финансовой отчетности предприятия | Июль, 1990 | |
Оценки собственного и контрольного риска и их влияние на независимые процедуры | Июль, 1990 | |
Международные нормативы работ, сопутствующих аудиту | ||
Основные принципы обязательств по использованию обзоров | Октябрь, 1990 | |
Анализ финансовой отчетности | Июль, 1988 | |
Обязательства по выполнению согласованных процедур | Октябрь, 1990 | |
Обязательства по сбору финансовой информации | Октябрь, 1990 |
За выпуск международных нормативов аудита и сопутствующих ему работ несет ответственность Комитет международной аудиторской практики (КМАП) Международной федерации бухгалтеров (МФБ). КМАП изучает нормативы разных стран, обобщает их, разрабатывает и публикует свои нормативы в расчете на одобрение международным сообществом. Они не являются подробными правилами, охватывающими всю аудиторскую работу, но их использование будет способствовать обеспечению единообразия аудиторской практики и сопутствующих услуг во всем мире.
Нормативы представляют собой принципиальные (основные) рекомендации по процедуре проведения аудиторской проверке и порядку составления заключений. Они не содержат детализированных инструкций применения и определяют в основном направление, порядок и цель того или иного вида деятельности аудитора, тем самым они рассчитаны на высокий профессионализм, компетентность и самостоятельность аудитора. Каждая отдельная страна, используя их, должна разработать свои национальные стандарты, разумеется, значительно приближенные к международным нормативам аудита. При этом должна исходить из следующих основных принципов:
– независимость – каждый стандарт должен быть составлен таким образом, чтобы при его проведении в жизнь независимость и объективность не подвергались никаким ограничениям;
– объективность – подтверждается соответствием проверяемой документации действующим нормативным документам и адекватности учетных данных фактическому положению дел;
– полнота – характеризуется не исчерпывающим набором документов, а достаточным их составом для получения объективной оценки их соответствия поставленной перед аудитором цели;
– доказательность – должна носить не абсолютный, а относительный характер, т. е. в конфиденциальной записке на имя директора предприятия – клиента можно и даже иногда нужно аудитору поделиться своими сомнениями относительно тех или иных моментов, ибо тут важно обратить внимание руководства на возможные злоупотребления их сотрудников, и не только.
Стандарты аудита должны касаться тех обязательных условий проведения аудиторской деятельности, которые относятся к квалификационным требованиям, подготовительной работе, непосредственному проведению аудиторских проверок к завершающему этапу, на котором составляются акт аудиторской проверки и аудиторское заключение по результатам проведенной проверки.
Стандарты должны сыграть важную роль в унификации всех аспектов аудиторской деятельности, прав, обязанностей аудиторов и предприятия, пользующихся их услугами.