«ЧАС ЗЕМЛИ»
Задача. Формирование экологического мировоззрения и экологической культуры личности учащихся, мотивации к сохранению окружающей среды, развитию ответственного отношения к окружающей среде и результатам своей деятельности
Идея. В каждом дне смены педагог должен найти один час для проведения прогулки любого уровня, интенсивности, содержания. Обязательное условие – прогулка должны быть экологической в широком смысле этого слова.
Прогулок в «Зубрёнке» – бесчисленное множество: интерактивных, образовательных, оздоровительных, обучающих и т.д. Проводятся каждый день, вот примерный список для модульного проекта «Время выбрало нас»[1]:
1. 1-й день: прогулка-посвящение в зубрята.
2. 2-й день: экскурсия «Здравствуй, Зубрёнок»
3. 3-й день: посещение поляны юного орнитолога «Птушыны гай».
4. 4-й день: прогулка «Очарование Нарочи».
5. 5-й день: прогулка «Ландшафтная карта Беларуси».
6. 6-й день: экскурсия «Кайзеровский мемориал»
7. 7-й день: прогулка «Быстрый ручей»
8. 8-й день: пазнавальны маршрут «Скарбы роднай зямлі». Турслёт
9. 9-й день: экскурсия в картинную галерею под открытым небом «Art alba ruthenia».
10. 10-й день: экологическая познавательная экскурсия «Тайны природы».
11. 11-й день: экологическая площадка «Бобровая хатка».
12. 12-й день: прогулка «Географический центр «Зубрёнка».
13. 13-й день: прогулка «Встреча с лесными друзьями»
14. историко-экскурсионный маршрут «Дорогами мужества».
15. 14-й день: посещение фотогалереи «Животный мир Национального парка «Нарочанский».
16. 15-й день: Посещение «Хутора Неслучь».
17. 16-й день: декоративно-ландшафтный объект «Сказочные полянки».
18. 17-й день: прогулка «Любимые места в «Зубрёнке».
|
Кроме этого, 17 дней смены (кроме разъезда) количественно совпадают с 17 целями устойчивого развития. О них можно рассказывать в специальной рубрике на вечернем огоньке, на каждой прогулке (или в рамках актуальной формы) можно рассказывать об одной цели.
17 глобальных целей
№ | Цель | Как сказать детям (краткая версия) | Где рассказать? |
1. | Хорошее здоровье и благополучие | Знайте, что одной из целей устойчивого развития, провозглашённых ООН, является обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте. Наша задача – сделать так, чтобы вы стали здоровее и сильнее духом! | В первый день, на прогулка-посвящении в зубрята |
2. | Ликвидация нищеты во всех её формах | Одной из целей устойчивого развития является ликвидация нищеты во всех её формах.783 миллиона человек по-прежнему живут в крайней нищете. Будьте чувствительны к людям, которые нуждаются. | Костёр «Передай добро по кругу» |
3. | Ликвидация голода | Одной из целей устойчивого развития является ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания. Давайте беречь еду, уважать тех, кто создаёт материальные блага. Давайте скажем спасибо нашим поварам! | На одном из утренних разговоров, в процессе инструктажа «Здоровый образ жизни» |
4. | Справедливое образование | Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования – одной из целей устойчивого развития является важной задачей человечества! Давайте любить знание и уважать образование! | На интеллектуальной онлайн-игре «Зубрятский круг» |
5. | Гендерное равенство | Дорогие друзья! Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек – одна из целей устойчивого развития мира! В 18 странах муж может официально запретить жене работать, в 39 странах мальчики и девочки имеют разные права на наследство, в 49 странах отсутствуют законы, запрещающие домашнее насилие. Беларусь – не такая страна! Давайте будем настоящими джентльменами, друзья, не только 8 марта! | Шоу-программа «Мисс «Зубрёнок» |
6. | Чистая вода и санитария | Одной из целей устойчивого развития является обеспечение наличия и рациональное использование водных ресурсов и санитарии для всех. Это очень важная проблема! Давайте беречь воду! | Прогулка «Очарование Нарочи» |
7. | Недорогостоящая и чистая энергия | Обеспечение доступа к недорогостоящим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех – это задача всех людей и для всех людей. Берегите электроэнергию, выключайте свет. Помните, каждый пятый человек во всем мире не имеет доступа к электроэнергии. | Экологический бюллетень «Экономия электроэнергия» |
8. | Достойная работа и экономический рост | Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех – одна из задач современного мира. А наша экономическая игра учит нас этому! Участвуйте, познавайте азы экономики! | Экономическая игра проекта «Солнечный круг!» |
9. | Индустриализация и инновация | Инновации спасут мир, если мир спасёт инновации. 16 процентов населения мира не имеет доступа к широкополосной мобильной связи. Но лучше не забывать сдавать телефоны на хранение!» | На любом утреннем разговоре. |
10. | Уменьшение неравенства | Снижение уровня неравенства внутри стран и между ними – одна из целей устойчивого развития ООН. Это важно. Проблема неравенства до сих пор сохраняется: наблюдаются большие различия в уровне доступа к медицинским и образовательным услугам, особенно у инвалидов. | Вечерний огонёк. Костры «Передай добро по кругу» |
11. | Устойчивые города и населённые пункты | Сегодня половина человечества – 3, 5 миллиарда человек – живут в городах. По прогнозам, 5 миллиардов человек будут жить в городских районах к 2030 году. Стремительные темпы урбанизации оказывают негативное воздействие на запасы пресной воды, работу канализационных систем, среду обитания и системы общественного здравоохранения. А это что значит? А это значит надо любить свою малую родину! | Любые мероприятия, приуроченные Году малой родины |
12. | Ответственное потребление и производство | Если население планеты достигнет 9,6 миллиарда человек к 2050 году, потребуются ресурсы трёх планет Земля, чтобы обеспечить всех необходимыми ресурсами. Ресурсы необходимо экономить – это истина, поскольку второй земли у нас нет. Необходимо переходить к рациональным моделям потребления и производства. | Экологическая экскурсия |
13. | Борьба с изменениями климата. | Начиная с 1990 года, мировой объем выбросов углекислого газа (CO2) увеличился почти на 50 процентов. Проблема климата – важная проблема. Начните с себя. Начните с уважения к природе. | Экскурсия «Животный мир Национального парка “Нарочанский”». |
14. | Сохранение морских экосистем | Казалось бы, где мы и где море. Но это не так. Мировые океаны – их температура, химические процессы, течения и жизнь – определяют действие глобальных систем, которые делают Землю пригодной для жизни человечества. Дождевая и питьевая вода, погода, климат, береговые линии, большая часть нашей пищи, и даже кислород в воздухе, которым мы дышим, все в конечном счете, предоставляется и регулируется морем. Берегите моря! Берегите воду! | Экологическая прогулка «Очарование Нарочи» |
15. | Сохранение экосистем суши | Леса занимают 30,7 процента поверхности Земли. Они не только обеспечивают продовольственную безопасность и убежище, но и играют ключевую роль в борьбе с изменением климата, помогают сохранить биологическое разнообразие и являются местом проживания коренных народов. Ежегодно мы теряем тринадцать миллионов гектаров лесов. Берегите лес, друзья! | Любая прогулка в лес |
16. | Мир и правосудие | Около 28,5 миллиона детей младшего школьного возраста, не посещающих школу, проживают в районах, затронутых военным конфликтом. Учитесь жить без конфликтов? С друзьями, с соседями с самим собой. | Прощальный вечерний огонёк |
17. | Партнёрство | Одной из целей устойчивого развития является партнёрство в интересах устойчивого развития. Здесь всё просто: давайте помогать другу другу! | Прощальный вечерний огонёк |
|
|
Гражданско-патриотический компонент: